Данная разработка урока по русскому языку на тему "Парный согласный в корне слова" для 2 класса по системе Л.Занкова и реализующие ФГОС. Результатом является умение учащихся характеризовать согласные звуки русского языка (парные звонкие/глучие, непарные звонкие/глухие, применять правила правописания., находить орфограммы в словах, определять место орфограммы в слове, соотносить орфограмму с изученным правилом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Парный согласный в корне слова »
Образовательная программа Л.В. Занкова
Предмет русский язык
Класс 2
Тема: Правописание парных согласных в корне слова
Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие/глухие, применять правила правописания.
Умения: различать звонкие и глухие согласные звуки, находить орфограммы в словах, определять место орфограммы в слове, соотносить орфограмму с изученным правилом.
Оборудование:
1. Учебник русского языка по системе Л.В. Занкова, Издательство «Учебная литература», 2012;
2. Раздаточный материал: карточки с алгоритмом; карточки с текстом правила;
3. Компьютерная презентация;
Мотивация на учебную деятельность
- Прежде чем нам перейти к новой теме, я прошу вас прочить запись на доске
= /Гусь свинье не товарищ/.
- Что можно сказать об этом предложении? Как вы понимаете смысл?
Обратите внимание на буквы, записанные ниже. Найдите закономерность. Какая буква будет следующей?
Г, с, с, в, т, ..(в)
= Записаны буквы, которые обозначают парные согласные звуки по звонкости-глухости. Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
- Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.
Актуализация знаний
Я буду называть имена существительные во множественном числе, а вы запишите их в форме единственного числа. Обозначьте орфограммы. /сугробы, дубы, снега, морозы/. Что объединяет эти слова?
Над каким умением мы будем сейчас работать?
Формулирование темы урока и постановка цели урока
Посмотрите на буквы, где можно допустить ошибки. Сформулируйте тему урока (Правописание парных согласных в корне слова) Важно ли, что это буква парного согласного в корне слова? (Да. В корне слова орфограмму часто можем проверить).
А если это орфограмма в приставке или в суффиксе? (Значит, написание нужно вспомнить).
Какие цели ставите перед собой? (Научиться узнавать слова с парной согласной в корне слова; правильно писать слова с этой орфограммой, научиться безошибочно подбирать проверочные слова).
Покажите, как вы поняли, чему вы должны научиться?
Что мы должны очень хорошо по теме «Парные согласные в корне слова»? (Парные согласные)
Напишите эти пары в тетрадь. (Б-п, з-с, г-к, д-т, в-ф, ж-ш).
Зачем их нужно знать? (Их необходимо знать для того, чтобы видеть эти согласные в слабой позиции и не допускать ошибки).
Физминутка. Если вы услышите слово с орфограммой «Парные согласные в корне слова», то нужно потопать, а если услышите слова с другой орфограммой, то нужно похлопать.
Работа над парными согласными в сильной позиции
Посмотрите на слова из упражнения 153. назовите слова, в которых согласный парный находится в сильной позиции.
Почему? (После согласного стоит гласный)
Задание: Запишите в тетрадь правильно любое слово и правильно графически оформите. Что значит правильно оформлять графически? (Подчеркиваем парный согласный одной чертой, гласный – помощник двумя чертами).
Перед нами стоит задача усвоить эту тему очень хорошо, поэтому вы должны быть какими? (Внимательными, терпеливыми, старательными…)
Работа над парными согласными в слабой позиции
Работа с упражнением 155
(Обучающиеся работают самостоятельно в карточках: «Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ____ слова или _____ согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в ______ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ____ слова или подобрать ___ слово так, чтобы ____ согласной стояла ____»)
Зачитайте правило своему соседу. Поднимите руку те, кому ответ соседа понравился.
Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку при написании диктанта с орфограммой буквой парного согласного в корне слова? (Мы должны воспользоваться алгоритмом)
Есть у нас такой алгоритм? Нет
Какая задача стоит перед нами? Составить алгоритм
Но сегодня вы будете не составлять алгоритм, а восстанавливать его.
Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.
Графически обозначаю орфограмму
В конце слова слышу парный звук …
Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить)
Читаю слово …
Проверяю …
Пишу букву…
Изменяю слово (подбираю родственное) …
Самостоятельная работа – восстановление алгоритма.
Обсудите свои решения в парах.
Зачитайте алгоритм (обсуждение алгоритма в том случае, если алгоритмы получились разные)
Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова (составленный)
1. Читаю слово …
2. В конце слова слышу парный звук …
3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить)
4. Изменяю слово (подбираю родственное) …
5. Проверяю …
6. Пишу букву…
7. Графически обозначаю орфограмму.
Какие умения мы будем формировать при изучении данной темы? (Умение слышать парный согласный звук на конце слова; правильно выделять корень слова; правильно подбирать проверочные слова двумя способами; графически правильно обозначать орфограмму.
Первичное усвоение новых знаний. Дифференцированная работа с обучающимися
Выпишите все слова из словарика в конце учебника с парными согласными на конце слова,
-подчеркните безударную гласную,
-поставьте ударение,
-парную согласную подчеркните двумя чёрточками, устно проверьте.
Дети пишут:багаж, завод, запад, назад,огород, остров, пирог,сапог,шоколад, мороз, город.
-В какой позиции стоит парная согласная?
-В слабой.
-Почему?
-Рядом нет гласной.
-Поставьте слово в сильную позицию, дети подбирают проверочные слова.
Вывод: если слово стоит в слабой позиции, его надо проверять.
Задание для учащихся с высоким уровнем познавательной активности (на карточках): Подумайте, какие слова написаны?
[cй’эст] [грус’т’]
Посмотрим, что получилось у ребят (Рот – рты, род – роды; Съест, съезд; грусть, груздь).
Почему получились разные слова? Мы не знали лексического значения слова, которое вы загадали.
Значит, какой пункт мы должны добавить в алгоритм? Объяснить лексическое значение слова
Рефлексия
Вернемся к теме урока. Какие цели мы ставили перед собой?
Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке?
А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше?
Продолжи фразу:
Мне больше всего удалось…
Я получил от этого урока…
Я могу похвалить себя за …
Я могу похвалить …. за …
Итог по оцениванию
Оцените свою работу! Кто доволен своей работой, нарисуйте розу, кто сомневался – одуванчк, а кому было очень трудно на уроке –нарисуйте кактус.
Домашнее задание. упр 157, поработать с алгоритмом проверки буквы парного согласного в конце слова.