Урок дает возможность учащимся познакомиться с новым разрядом местоимений, выявить характерные для него грамматические признаки и синтаксическую роль. Основное содержание урока составляет работа с орфограммой "Дефисное и раздельное написание неопределенных местоимений".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Как вы думаете, с помощью чего образовано местоимение кое-что?
А все остальные?
Что объединяет эти местоимения? (написание через дефис)
Сформулируйте правило написания неопределенных местоимений с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь.
Мы определили, с помощью чего образуются данные местоимения.
А от каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (рассмотрим таблицу на с. 77)
Какими способами? (приставочным и суффиксальным)
Посмотрите на следующие местоимения.
кое у кого
кое с чем
кое к кому
кое о чем
В чем отличие их от второй группы местоимений? (они пишутся раздельно)
Почему они пишутся раздельно? (появляется предлог)
После какой части слова появляется предлог? (после приставки)
Сформулируйте правило написания неопределенных местоимений с предлогом после приставки кое-.
Обращаемся к учебнику: с. 78 (орф. 44).
Физкультминутка.
Встаньте и выполните движения в зависимости от того, как пишутся неопределённые местоимения. Если слитно – приседаете, через дефис –поднимаете руки вверх, раздельно – руки в стороны.
Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем, чей-либо, с кем-нибудь.
Молодцы! Садитесь, работаем дальше.
Первичное закрепление знаний.
Теперь давайте выясним, как изменяются неопределенные местоимения.
Просклоняем по вариантам следующие местоимения.
1 вариант – кое-кто, некоторый
2 вариант – какие-то, что-нибудь
3 вариант – несколько, кое-какой
Проверяем (устно).
Как грамматические признаки, кроме падежа, имеют неопределенные местоимения-прилагательные?
В чем особенность неопределенных местоимений-существительных типа кое-кто, что-нибудь и неопределенных местоимений-числительных типа несколько? (изменяются только по падежам)
Сравните предложения.
Некто вошел в приемную.
Каждый старался вспомнить нечто необычное.
Нечто плыло к берегу.
В каких падежах употреблены данные местоимения?
Могут ли они склоняться? (нет; но некто имеет форму И.п., нечто – И.п. и В.п.)
Характерен (для кого?), очароваться (кем?), описывать (что?), писать (о чем?), удивляться (кому?), заплатить (за что?), волноваться (за кого?), скучать (по кому? о ком?), указать (на что?), разочароваться (в ком?).
Взаимопроверка (работа в парах).
Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений (если буду успевать).
Дурачить кого(то) – … (обвести вокруг пальца);
Говорить что(либо) пустое – …(переливать из пустого в порожнее);
Обманывать кого(нибудь) –…(водить за нос);
Делать что(то) плохо, с ленью – …(спустя рукава);
Кому(либо) всё нипочём – …(как с гуся вода);
Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться - …(как рыба в воде)
Диктант «Проверь себя»
Беседовал кое с кем, готов на нечто необычное, посоветуйся с кем-нибудь, поговори кое о чем, встретишь кого-нибудь, приобрести кое-какие книги, несколько новых инструментов, тренировался некоторое время, сомневаться в чем-то, кое-кого не было.
Рефлексия.
Какую учебную задачу мы ставили на уроке?
Решили ли мы ее?
Итог урока.
Оцените работу класса на уроке.
Чью работу на уроке вам бы хотелось отметить особо?
8. Объяснение домашнего задания.
1. Упр. 460
2. Выписать из текста художественной литературы 4 предложения с неопределенными местоимениями.