kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья : Использование современных интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение задачи повышения качества образования является велением времени в условиях модернизации содержания и структуры образовательного процесса и требует поиска новых подходов к совершенствованию методов и форм обучения. Важнейший из таких подходов состоит в реализации принципа активности, который наиболее успешно реализуется через интерактивные методы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья : Использование современных интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

Использование современных интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы


Салимгораева Умида Халимовна, преподователь русского языка и литературы


Навоийский академический лицей Министерства

внутренних дел Узбекистана


Решение задачи повышения качества образования является велением времени в условиях модернизации содержания и структуры образовательного процесса и требует поиска новых подходов к совершенствованию методов и форм обучения. Важнейший из таких подходов состоит в реализации принципа активности, который наиболее успешно реализуется через интерактивные методы обучения.

Когда–то в древности греческий философ Платон основал школу в роще бога Академа. Так возникла первая Академия, но обучение в ней менее всего походило на изнурительный труд. Ученики Платона постигали премудрость на прогулках в роще или во время многочасовых бесед, напоминавших философские диспуты.

А может быть правы были древние мудрецы, воспитывая свою смену именно так: в свободном общении?

В этом меня окончательно убедила мысль Б.Шоу, который сказал: «Если у меня есть яблоко и у тебя есть яблоко, и мы ими обменяемся, у нас так и останется по яблоку. Если у тебя есть идея и у меня есть идея, то, обменявшись ими, мы будем иметь уже по две идеи».

Общение не только удваивает информацию, но и позволяет ее осознать, осмыслить и усвоить.

Организация обучения таким образом, чтобы обучающиеся могли свободно общаться, совместно действовать, самостоятельно добывать знания, значительно повышает эффективность и качество обучения.

Наилучшим образом эту задачу позволяет решать использование интерактивных методов обучения.

Слово интерактив пришло к нам из английского языка. Интер – взаимный, акт – действовать. Следовательно – интерактивное обучение, это диалоговое обучение, обучение, погруженное в общение, в ходе которого осуществляется взаимодействие студентов между собой и студентов с преподавателем.

Основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:

- поиск проблемной формулировки темы урока;

- организация учебного процесса, располагающего к диалогу;

- мотивационная готовность обучающихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания;

- создание специальных ситуаций, побуждающих студентов к интеграции усилий для решения поставленной задачи;

- выработка и принятие правил учебного сотрудничества;

- использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательных интонаций, умения задавать конструктивные вопросы;

- оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;

- развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа


На уроках русского языка и литературы я стараюсь создать условия для того, чтобы учить ребят не только самим добывать знания, но и закреплять полученные знания, обучая других. По словам К.Д. Ушинского, «мысль никогда не уляжется в голове ученика так прочно и не станет такой его полной собственностью, как тогда, когда он сам ее выразит».

Доказано, что по сравнению с работой по схеме преподаватель – студент групповое сотрудничество, отвечающее схеме студент – студент повышает эффективность обучения более чем на 40 % .

Каждый студент, работая в группе, должен соблюдать следующие правила:

- слушать и слышать друг друга;

- не перебивать, говорить по очереди;

- не обижать и не обижаться;

- активно участвовать в обсуждении проблемы;

- соблюдать регламент.

Интерактивное обучение позволяет решить следующие задачи:

- развивать у студентов самостоятельность и способность самоорганизации;

- сформировать умение вести диалог, использовать и находить компромиссы;

- развивать толерантность;

- способствовать дальнейшей социализации студентов.

Применяя интерактивное обучение, педагог может использовать огромное разнообразие форм работы: работа в различного рода группах, парах, триадах, деловые и ролевые игры, моделирование, мозговой штурм и т.д.

Такие формы позволяют студентам активно включиться в обсуждение проблемы, дают возможность перенести знания из учебной ситуации в реальную, способствуют быстрому усвоению изучаемого материала и достижению более высокого качества обученности.

При изучении нового материала или при обобщающем повторении с целью повышения продуктивности урока целесообразно использовать деления на группы - по желанию педагога. Например, при изучении темы «Правописание служебных частей речи» группы формируются так, что в каждую из них входят и сильные и слабые студенты. Капитан и штурман это сильные обучающиеся, два других – матросы. Сначала все слушают сообщение капитана, затем штурмана, потом каждый из матросов прорабатывает свой вопрос либо с капитаном, либо со штурманом. Преимущество такой работы в том, что каждый проговаривает ответ несколько раз, будучи и обучаемым, и обучающим, каждая группа работает в своём темпе. Штурман оценивает знания членов своего экипажа и ведет лист учета знаний по теме.

На вводных уроках или уроках обобщения разбиваю материал на фрагменты, логические или смысловые блоки. Группа изучает свой блок, но каждый член группы работает над своим заданием, затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но находящиеся в разных группах встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем возвращаются в свои группы и обучают других тому, что узнали сами. Все члены группы внимательно выслушивают друг друга и ведут записи в тетради. От того, как подготовится каждый, зависит не только его оценка, но и оценка всей группы. Педагог выступает в роли консультанта, «скорой помощи», он организует и координирует работу.

Очень нравятся студентам уроки в форме ролевой игры. Ребята выступают в роли архивариусов, лингвистов, историков, дешифровщиков. Здесь они не только показывают, насколько усвоили материал, но и учатся высказывать свою точку зрения, защищать и отстаивать своё мнение. Внутри группы идёт активное взаимодействие, каждый вносит свой посильный вклад. Это развивает познавательную активность и помогает обучающимся раскрыться, проявить себя с неожиданной стороны, чего им так не хватает на традиционных уроках.

В интерактивном режиме я провожу уроки – путешествия, где существует система поощрений, когда студент может получить за урок две оценки и быть освобожденным от домашнего задания.

Интересно проходят такие уроки как урок - конкурс шпаргалок, где отрабатываются навыки составления конспектов. Хорошие результаты даёт использование на уроке работы в парах. Она эффективна при организации взаимопроверки, при работе над усвоением терминов, отработке орфограмм, при различных видах работы с текстом, составлении плана, решении проблемных задач и т.д. Форм организации работы в парах очень много: это и «динамические пары», и «пазлы», и «хоровод - мозаика», и «1 – 2 – все», и т. д.

Стеснительные, неуверенные в себе студенты, которые часто не решаются высказать свое мнение вслух при всей группе, раскрываются, работая в парах, становятся активнее и увереннее.

Интерактивное обучение обязательно предполагает этап рефлексии, когда студенты перечисляют выполнявшиеся в группе действия, оценивают работу группы, свой вклад, предлагают, что в следующий раз можно изменить в этой работе, а что сохранить.

Таким образом, использование интерактивных форм работы позволяет получить более высокие результаты обучения, но главное, оно развивает коммуникативные навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, учит их работать в группе, прислушиваться к мнению своих одногруппников, уметь цивилизованно вести диалог. Использование интерактивных форм в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку студентов, дает возможность менять вид их деятельности и просто делает учебную работу интересной, нетрадиционной.

Современный урок русского языка и литературы, на мой взгляд, должен обеспечивать свободу общения и радость творчества, чтобы искорки интереса не пропали в глазах студентов! Пусть у нас поменьше будет уроков - борьбы и побольше уроков – улыбок, радостных, добрых и интересных!

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Салимгораева Умида Халимовна

Дата: 18.04.2018

Номер свидетельства: 466814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Выступление Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(102) "vystuplieniie-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "219427"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434173866"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Анализ работы МО  учителей  гуманитарного цикла  за 2013-2014 уч.год "
    ["seo_title"] => string(73) "analiz-raboty-mo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2013-2014-uch-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "103341"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402580618"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства