Данный урок позволит детям почувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.Возможно они проявят интерес к изучению русского языка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Наша речь и наш язык»
Русский язык 4 класс
Тема: Наша речь и наш язык.
Педагогические задачи:
Создать условия для ознакомления с учебником, его содержанием и структурой; уточнить представление о речи и ее значении в жизни человека; совершенствовать умение различать устную и письменную речь; способствовать развитию умения передавать содержание текста своими словами; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты:
Познакомятсяс содержанием и структурой учебника «Русский язык» и условными обозначениями;
научатся оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; различать устную и письменную речь; составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка
Метапредметные УУД :
Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты:
Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности; проявлять интерес к изучению языка
Организационная структура урока
Мотивация. Цели и задачи урока.
Кто не идет вперёд, тот идет назад:
стоячего положения нет.
(Виссарион Белинский)
- Какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?
- Какие умения необходимы для того, чтобы двигаться вперёд?
- Прочитайте текст, предположите: какова тема нашего урока?
– Русский язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Это живая память народа, его душа, его достояние. Мы любим свой родной язык и хотим, чтобы он жил и развивался. Вам – беречь и сохранять родной язык! Вам – передавать его будущим поколениям!
- Какие цели ставим перед собой, исходя из темы урока?
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
- Как будем достигать эти цели?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с учебником «Русский язык» и уточним наше представление о речи
II. Актуализация знаний.
Минутка чистописания (на доске)
Людей-то много, а человека нет. Человек не для себя родится. Не с богатством жить, а с человеком. Человека ценят не по словам, а по делам.
– Прочитайте пословицы, записанные на доске. Что объединяет все эти пословицы?
– Какую из пословиц вы хотели бы объяснить?
- Обратите внимание на написание букв и их соединений.
_ Объясните эти соединения.
– Спишите любую пословицу. Выделите верхние соединения красным карандашом.
Работа над словами с непроверяемым написанием
– Сегодня новое словарное слово мы узнаем, соединив верно буквы, которые являются орфограммами в следующих существительных:
ключ, береза, солнце, добро, улов, север, срок.
- На какую тему изученные орфограммы? Какое правило необходимо знать, что бы правильно написать данные слова?
- Какое слово получилось?
– Получилось слово «человек».
- Какие орфограммы заметили в этом слове?
- В этом слове две непроверяемые безударные гласные «е» и «о», парная согласная «к».
Объясните лексическое значение слова «человек»?
ЧЕЛОВЕК – 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. 2. Личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.
Слово образовано из двух общеславянских слов: ЧЕЛ – «член рода или семьи» и ВЕК – «здоровье, сила». Буквально ЧЕЛОВЕК – «член рода или семьи, исполненный силы», позднее – «совершеннолетний».
– Запишите словарное слово «человек» в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните непроверяемые безударные гласные, выделите слоги .
– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «человек».
- Выделите корень, окончание, основу слова. Выполним морфологический разбор слова
– имя существительное, начальная форма « человек», нариц., одушев., муж.род, 2-е склонение, Именительный падеж, ед.число, подлежащее
– Подберите прилагательные и глаголы к слову «человек». Запишите их в два столбика.
Человек
добрый учится
высокий читает
умный идет
– Составьте предложения со словом «человек».
- Лучшее предложение запишем на доске с комментированием.
Дайте характеристику предложения. Выполните разбор по членам предложения
III. Объяснение нового материала.
Работа по учебнику.
– Какая же книга поможет нам добывать знания на уроках русского языка?
– Внимательно рассмотрите учебник по русскому языку. Кто его авторы?
– В каком издательстве он напечатан?
– Как строится учебник? Откройте содержание. Просмотрите названия, выделенные крупным шрифтом.
– Прочитайте высказывание И. С. Тургенева на странице 3 учебника. Объясните слова писателя.
– Прочитайте обращение авторов учебника к четвероклассникам.
– Ознакомимся с условными обозначениями на странице 4, которые помогут нам выполнять задания учебника.
– Прочитайте название первого раздела учебника.
(«Повторение».)
– Прочитайте название первой темы учебника.
(«Наша речь и наш язык».)
– Вспомните, что такое речь. (Слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь.)
– Что вы уже знаете о формах речи? (Речь может быть внешней: устной, письменной; внутренней.) Чем различаются внешняя и внутренняя речь?
– Когда люди пользуются этими формами речи?
– Какой должна быть речь, чтобы ее приятно было слушать? (Грамотной, красивой, учтивой.)
Анализ правила.
Первичное закрепление знаний.
– На каком языке мы с вами пишем и говорим?
– Какое значение имеет русский язык в жизни народа России?
Работа по учебнику (упражнение 1)
– Прочитайте высказывания о языке и речи. Объясните, как вы их поняли.
– Спишите первое высказывание. Проверьте себя.
– На протяжении всей истории России могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства. Изучение значения русского языка для культуры нации является целью нашего урока.
Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Работа в паре
- Составьте пословицы. Игра «Продолжи пословицу»
Как аукнется, ( так и откликнется.)
Каков голосок, (таков и отголосок.)
Доброе слово ( слаще мёда.)
Доброму слову ( и кошка рада.)
Слово пуще (стрелы разит).
От учтивых слов ( язык не отсохнет).
Пустые речи (слушать нечего).
Рана от сабли заживает, (а рана от слова – нет).
От пустого слова (травинка не зеленеет).
Доброе слово лечит, ( а злое убивает).
Кстати промолчишь, (что большое слово молвишь).
Взаимопроверка.
Объясните смысл пословиц.
Письмо под диктовку:
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов.
Проверка.
VI. Итог урока. Рефлексия
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Для чего в жизни мы пользуемся разными формами речи? Какой должна быть речь человека?
– Оцените свою работу на уроке. Удалось ли Вам достичь поставленной цели?
Продолжите высказывания:
• У меня получилось…
• Я научился…
• Сегодня на уроке я смог…
• Урок дал мне для жизни…
• За урок я…
Домашнее задание
Найти и записать мудрые изречения о русском языке;