Просмотр содержимого документа
«Наша речь и наш язык»
Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык
Цели:
-познакомить с учебником и правилами работы с ним;
-воспроизвести и уточнить представления о речи и её значении в жизни человека.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Вступительная беседа
Знакомство с учебником
В этом учебном году мы продолжим раскрывать тайны русского языка, а помогать нам будет новый учебник - для 4 класса. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебники для 1, 2 и 3 классов, чем отличается от них. (Слайд №2)
Откройте учебник на с. 3. (Слайд №3) Прочитайте высказывание русского писателя И.С. Тургенева. Как вы его понимаете? Почему писатель называет русский язык кладом? (Ответы детей.)
К чему он нас призывает? (Беречь русский язык.)
Что это значит? Как мы можем его беречь?
Прочитайте обращение авторов учебника.
Какие открытия нам поможет сделать учебник?
Для чего это нужно? Прочитайте, как авторы необходимость изучать русский язык.
(Слайд №4)
- Рассмотрите условные знаки в учебнике и вспомните, обозначает каждый из них. Прочитайте статью к ним и выясните, для чего они нужны.
Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять.
Назовите виды грамматических разборов, которые мы будем выполнять на уроках русского языка. Какими цифрами они обозначены?
3. Самоопределение к деятельности
Прочитайте название раздела на с. 5. (Слайд №5)
Какие слова Д.С. Лихачёва стаям эпиграфом к разделу? Как вы их понимаете?
Прочитайте, что нам предстоит вспомнить.
Прочитайте пословицы. (Слайд №6)
Какова голова, такова и речь.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо-
Хорошая речь слаще меда.
Видна птица по перьям, а человек - по речам.
Что их объединяет? (Все пословицы о речи.)
Объясните смысл пословиц.
К.Г. Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (Слайд №7)
Как вы понимаете высказывание К.Г. Паустовского?
О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О языке и речи.)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.1(с. 6).
Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского.
Как писатель показывает богатство и простоту русского языка? (*Нет ничего такого... чего нельзя было бы передать русским словом».)
Прочитайте высказывание Д.С. Лихачёва.
Почему по речи человека можно судить о том. что он собой представляет?
Определите главную мысль высказываний. (Чтобы наша речь стала понятной для окружающих людей, выразительной, интересной, надо учиться правильно говорить.)
Выполните письменное задание к упражнению. Дополнительное задание (уровень повышенной сложности): найти в словаре и выписать мудрые изречения о русском языке.
(На данном этапе урока можно использовать школьный словарик «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».)
Упр. 2 (с. 6).
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Как речь помогает человеку в жизни? Как может подвести?
- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
- Запишите в словарик слово человек, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Что означает это слово? (Слайд №8)
(На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)
- Составьте с этим словом словосочетание, запишите, подчеркните непроверяемые гласные.
5. Физкультминутка.
6.Закрепление изученного материала
Работа по карточкам
- Расположите части текста в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Мурка и ежата
Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к..лючих ежи в мя..кис тряпоч..ки и подн..ели к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом.
Ёж..ки уткнули мордоч..ки в теплый кошкин ж..вот. М.лыши с..сали м.лоч..ко у новой мамы. Такд..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят.
..днажлы л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы р..шили сп..сти ежат и поде.лили г.лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тронула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула.