Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи. »
Конспект урока по русскому языку в 4 «Б» классе по теме «Наречие»
Тема урока: Наречие как часть речи.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи:
(направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
(направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
(направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Организационный момент. Картинки готовности к уроку
Психологический настрой; игра с руками.
Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.
Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».
Бенедикт Спиноза
Запишем число, классная работа.
Минутка чистописания.
Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.
Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!
В слове земля ударная гласная …(я)
Звук парный звуку {г}. Запишите букву, которой он обозначается (к)
В слове перрон удвоенная согласная …(р)
Пунктуационный знак, похожий на действие вычитание. Запишите букву, с которой начинается название знака. (т)
Буква, в литере вашего класса (б)
Первая буква в названии времени года, которое сейчас на дворе (о)
У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …(ь)
Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше. (я к р т б о ь)
Посмотри внимательно буквы. Какое задание вы бы предложили?
Из данных букв составьте слово, запишите его (октябрь). - дай характеристику (Словарное слово, непроверяемая безударная гласная о, существительное м.р., 2 скл, неодуш, нариц и.п., Значение слова Октябрь по Ожегову: - Кузнецов Павел Октябрь - Десятый месяц календарного года. А у меня нет дома словаря – где ещё я могу найти эту информацию? (в Интернете)
Актуализация знаний.
Октябрь – второй месяц осени В календаре римлян октябрь первоначально был восьмым месяцем года, что и определило принятое европейское название месяца: на латыни octo — восемь. Упоминаются грязь на дорогах, сырая холодная погода, первые серьезные заморозки. Окружающий мир в октябре предстает в многообразии оттенков доминирующего серого цвета, когда лес, скинувший разноцветный лиственный покров, почти сливается с оголенной землей, кое-где уже припорошенной первым снегом, с хмурыми тучами и облаками на небе, с холодным осенним дождем и рано наступающими сумерками. И на этом пасмурном фоне красными точками, яркими костерками горят гроздья рябины.
В октябре ни на колесах, ни на санях.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
Октябрь плачет холодными слезами.
В октябре только и ягод, что рябина (Короткий Максим)
Но не только в устном народном творчестве мы можем найти сведения об этом месяце, многие поэты посвящали стихи этому осеннему месяцу. Я попросила Леру найти и выбрать в Интернете стихотворение про октябрь. Послушаем, что у неё получилось.
Я прочитаю отрывок из стихотворения, которое так и называется – октябрь. (Читает Калашникова Валерия)
В октябре
Листопад!
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал.
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
Н. Минский (Жёлтый цвет)
Так как мы с Лерой это задание обговорили заранее, то её отрывок я напечатала и вынесла для вас на доску. Внимание на доску:
Посмотрите на 5 предложение этого стихотворения. Какое задание можно предложить к данному предложению? (Разобрать по членам предложения и частям речи)
Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений.
А теперь тот, кто засомневался?
Проблема
С какой проблемой вы столкнулись?
1 уч. Как обозначить слово « мимо» в предложении?
2 уч. Какой частью речи и членом предложения выражено слово « мимо»?
Давайте разберемся. Ваши предположения. Поставьте вопрос и назовите словосочетание.
1 уч. Это не имя сущ., т.к. слово отвечает на вопрос «как?».
2 уч. Это и не имя прилаг., т.к. слово « мимо» поясняет глагол, а не имя сущ.
3 уч. Это и не глагол, т.к. слово не обозначает действие предмета.
Выход на тему урока учащимися. Дети называют тему и цели урока
А кто знает, что это за часть речи?
4 уч. Это наречие.
Откуда знаете?
Какой будет тема урока?
5уч. Тема урока: « Наречие»
Сегодня на уроке мы побываете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи? Для этого поработаем в группах. (7 групп)
Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?
Что обозначают слова этой части речи?
Как изменяются слова данной части речи?
Каким членом предложения является?
Какие существуют правила правописания слов данной части речи?
Что будет, если исчезнут эти слова из нашей речи?
Для чего используем эти слова в нашей речи?
Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?
У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.
2 стадия. Осмысление содержания.
Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)
Составим план изучения данной части речи, ведь мы не раз изучали части речи.
План-конспект
Часть речи …….
Отвечает на ? ………
Роль ……….
Обозначает …………..
Изменяемая или неизменяемая часть речи …………
В предложении является …………..(зелёный)
План – конспект у каждого из вас, который мы будем заполнять по ходу наших открытий.
Для открытия нового знания выполним задание на карточках.
Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в группах)
1группа. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.
2 группа. Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями.
3 группа. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля (Ф.Тютчев)
5 группа. Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко, непробудно. (И.Суриков)
6 группа. И свежо, морозно, вкусно заскрипел капустный лист. (А.Твардовский)
7 группа. В конюшне налево и направо в стойлах было тридцать лошадей.(оранжевый)
Проверим выполнения задания.(на доске)
(Где?) впереди, (когда?) вечером.
(Как?) слабо, (как?) жалобно.
(Как?) неохотно, (как?) несмело.
(Как?) косо, (где?) вдали.
(Как?) крепко, (как?) непробудно.
(Как?) неохотно, (как?) морозно, (как?) вкусно.
(Где?) налево, (где?) направо.(белый)
Какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)- запись в таблицу
Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)
На какие же ещё вопросы может отвечать наречие.
Правило с.74 – Найдите, используя правило на с.74, какие вопросы мы не выделили? – запись в таблицу
Отвечаем на следующий пункт плана:
Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.
Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)
Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)
Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. Запись в таблицу СЦЕНКА (Терзи Рома и Топольский Саша)
Прослушайте один разговор. Найдите наречия и докажите.
Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю:
- Как живешь?
- Нормально.
- А с учебой как?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел. Теперь – все в порядке?
- Нормально.
- Хорошо, значит?
- Ну, я же говорю – нормально.
- Странно ты говоришь.
- Почему? Нормально.
- Ты считаешь – нормально?
- Нормально.
Приятель ушел, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» (А. Шибаев)
- Ребята, что у вас вызвало улыбку? Почему нельзя использовать слово нормально так, как один из приятелей в рассказе?
Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме, в рассказе или беседе одно слово, надо заменить его другим, близким по смыслу. Надо стремиться выражаться яснее и уметь ценить это в других людях.
Рассказ о наречии. Словарь
Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также. Наизусть говорит Загуляева Тоня
А почему? Вы догадались?
Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.
Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?
Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.
Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос
Физминутка.
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ...
Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ... проводит Литвякова Надя
Проверим пункт 5 нашего плана. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам. Работаем в группах. (розовый)
1,2 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?
Наречия по числам ________________________________________
3 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
м.р.
Образец: пришёл (когда?) рано;
Пришла (___________?) ___________________;
Пришло (___________?) __________________
Сделайте вывод!
Наречия по родам ________________________________________
4 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?
пр. в.
Образец: появились (когда?) рано;
Разольются (______________?) _________________;
Цветут (____________?) _________________ .
Сделайте вывод!
Наречия по временам ________________________________________
5 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?
Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;
2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;
3л. : он встаёт (____________?) _____________ .
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ________________________________________
6 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?
Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;
2л. : вы встаёте (_______?) ______________;
3л. : они встают ( ____________?) _______________ .
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ________________________________________
7 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе
Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
Что? ____________________________________________
Чего? ___________________________________________
Чему? ___________________________________________
Чем? ____________________________________________
О чём? ___________________________________________
Сделайте вывод!
Наречия по падежам ________________________________________
(Проверка по группам)
Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?
Какой вывод напрашивается из выше сказанного? – запись в таблице
Отвечаем на последний пункт нашего плана.
Как вы думает, каким членом предложения является наречие?
1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.
2 уч. Это второстепенный член предложения, но обозначает не просто признак, значит, не определение.
3 уч. Слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнения. Но у нас вопрос «как?» - значит это и не дополнение.
4 уч. Значит, это новый член предложения
И этот член предложения называется «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и подчеркивается: точка, тире
Вернулись к нашему предложению и выделили наречие мимо
Составьте правило, пользуясь планом о наречии.
Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где? и в предложении является обстоятельством.
Вторичное закрепление Включение в систему знаний
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В качестве закрепления полученных знаний выполним упр. 132, с.76 - Прочитайте задание.( выписать только наречия) 1 ученик у доски
Мы много на уроке работали в группе, а теперь каждый поработает самостоятельно. Дети работают самостоятельно. Проверим работу у доски.
Самопроверка. Оцените свою работу.
Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)
Рефлексия.
Выберите фразеологизм которые характеризуют вашу работу сегодня где в сказанном наречие вопрос когда?
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами (у детей в конверте, дети должны выбрать себе подходящий)
Домашнее задание
Наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. Это как буквы: есть буквы - есть слова , есть наречия - есть хороший конкретный текст.(дать каждому, на обратной стороне домашнее задание) У детей в конверте(жёлтый раздать только в конце урока каждому)