Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи »
Наречие как часть речи
Цели урока:
- дать понятие о наречии как о части речи;
- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями;
2) материалы презентации, выполненные в программе
Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.
Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».
ХОД УРОКА.
1. Сообщение темы, цели урока.
1. Слово учителя:
- На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы. Назовите их.
- Правильно, это имена сушествительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия и, конечно, наречия. Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.
2. Словарная работа.
- Обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова.
- Запись на доске:
1) Наречие - совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие).
2) Наречие - неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда).
11. Объяснение нового материала
1. «Будем знакомы!» Знакомство с понятием наречия.
- Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена сушествительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные - «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия?
- Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
2. Выступление мальчика в роли Наречия (или выразительное чтение текста)
- Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». от него произошли такие слова, как изречение. речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаше всего бываю обстоятельством.
З. Работа с иллюстрацией.
- Запишите однокоренные слова к слову наречие.
- Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?
4. Работа с учебником. Чтение теоретического материала
- Что не рассказал о себе господин Наречие?
- Какие морфологические признаки есть у наречия?
5. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Найдите наречие, расскажите о нём как о части речи.
Учитесь крепко, живите дружно. (М. Горький)
Ш. Закрепление нового материала.
1. Предупредительный диктант.
Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.
Наречие - это (неизменяемая) часть речи.
Наречие никогда не (изменяется).
У наречия никогда не бывает (окончания).
В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством) .
2. Вопросы к наречию.
Задание. От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания.
Бежать (когда?) сегодня. завтра, утром.
Бежать (где?) здесь, рядом. впереди.
Бежать (куда?) вперед. назад. вниз.
Бежать (откуда?) издалека.
Бежать (как?) быстро, медленно.
Бежать (зачем?) специально.
Бежать (почему?) с перепугу. со страха.
3. Работа с вопросами к наречию.
- Ребята, вы заметили. что вопросы к наречию мы ставим от глагола? 3апомните, на какие вопросы отвечает наречие. Чтобы лучше запомнить. повторите их несколько раз в следующем порядке:
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Задание. Составьте и запишите 2-3 предложения, используя как можно больше различных наречий.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Работа с текстом.
Задание. Как наречие поплатилось за свою жадность.
Давным-давно части речи решили навести порядок в своих городах и пригласили на помощь мудрую волшебницу Морфологию. Чтобы ребята не путали их, Морфология предложила каждой части речи выбрать вопросы, которые более всего ей подходят. Существительное сразу выбрало самые короткие вопросы кто? и что? Прилагательное вежливо попросило вопросы какой? и чей?, глагол что делать? и что сделать? Каждая часть речи радостно несла домой свои вопросы, красиво писала их на своем домике, знакомила с ними всех, кого встречала. Наречие же поздно спохватилось и, запыхавшись, прибежало последним. Оно жадно перебирало вопросы как? кoгдa? гдe? зачем? и другие и как ни старалось, не могло выбрать самый подходящий. Тогда Морфология отдала ему все вопросы, которые еще остались. Вот и расплачивается теперь Наречие за опоздание и жадность.
2. Составляем словосочетания.
Задание. «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.
Задание. Вспомните иI запишите пословицы, в которых встречаются наречия.
Баба с возу - кобыле легче.
Беда да нужда выходят наружу.
Без детей горе, а с детьми - вдвое.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Берись дружно - не будет грузно.
Близко, да склизка; далеко. да легко.
Больному все горько.
Бойся коровы спереди, а лошади - сзади.
Болезнь да горе изведут скоро.
В болоте тихо, да жить там лихо.
В долг брать легко, да отдавать тяжело.
Везде хорошо, где нас нет.
Во всяком мудреце довольно простоты.
Во сне счастье, наяву ненастье.
Кошка с собакой дружно не живут.
4. Наречие иди предлог?
Задание. Определите, где в данных предложениях предлоги, а где наречия.
1. Вокруг стояла тишина. (Наречие)
2. Туристы расположились вокруг костра. (Предлог)
3. Не мешай слушать, после расскажешь. (Наречие)
4. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог)
У. Творческие задания.
Задание. Составьте небольшой юмористический рассказ по одному из этих рисунков, используя наречия.
Слишком Поздно
Нечаянно Специально
VlI. Занимательный материал к уроку.
1. Отгадайте загадки.
Скоро ест. мелко жует.
Сама не глотает. другим не дает. (Пила)
2) Стоят вместе, ходят врозь. (Ноги)
3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан.)
4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)
2. Игра-соревнование.
Задание. Подберите к даным наречиям синонимы и антонимы.
Наречия
синонимы
антонимы
Оригинально
Регулярно
Открыто
Нежданно
Упорно
Внезапно
Отлично
По-доброму
Сначала
3. Из истории слов.
Задание. Определите, как произошли наречия авось , навзничь и ничком.
Ответ.
1) Авось - наречие - «может быть» (от него произошло существительное авоська). Исконно русское авоська - плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всяки случай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50- х годов хх века.
2) Наречие навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком. Т.е. «лицом к земле, лицом вниз». Тот же корень -ник-. -нич- И в глаголе никнуть «склоняться вниз». Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх. Поэтому если ничком обозначает «лицом вниз», то навзничь - «лицом верх».
VШ. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Творческие задания.
Восстановите текст.
Задание 1. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.
1) Был полдень, ………… палило солнце. На горизонте появилась черная туча,
которая ………двигалась с запада на восток. ……… подул ветер. Молодая березка