kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наречие как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наречие как часть речи

 

 

 

Цели урока:

- дать понятие о наречии  как о части речи;

- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

- формировать у учащихся умение находить на­речия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполнен­ные в программе

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай рус­ский язык». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи »


Наречие как часть речи


Цели урока:

- дать понятие о наречии как о части речи;

- показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

- формировать у учащихся умение находить на­речия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполнен­ные в программе

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай рус­ский язык».


ХОД УРОКА.


1. Сообщение темы, цели урока.

1. Слово учителя:

- На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы. Назовите их.

- Правильно, это имена сушествительные, гла­голы, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междо­метия и, конечно, наречия. Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.

2. Словарная работа.

- Обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова.

- Запись на доске:

1) Наречие - совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалект­ными чертами (великорусское наречие).

2) Наречие - неизменяемая часть речи, обозна­чающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда).

11. Объяснение нового материала

1. «Будем знакомы!» Знакомство с понятием наречия.

- Ребята, а вы никогда не думали, почему у на­речия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена сушествительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагатель­ные - «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия?

- Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

2. Выступление мальчика в роли Наречия (или выразительное чтение текста)

- Я еще совсем молод, но происхожу из древ­него знатного рода. Обратите внимание на велича­вый корень -речь-. Он был известен еще в древне­русском языке. Тогда его имел глагол со значени­ем «говорить». от него произошли такие слова, как изречение. речистый, наречие (говор), нарекать и дру­гие.

И если буквально перевести мое имя на совре­менный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагатель­ное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточ­няю его, придаю ему четкость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и рабо­тать с ними.

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не скло­няюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаше всего бываю об­стоятельством.




З. Работа с иллюстрацией.


- Запишите однокоренные слова к слову на­речие.

- Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?

4. Работа с учебником. Чтение теоретического материала

- Что не рассказал о себе господин Наречие?

- Какие морфологические признаки есть у наречия?

5. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Найдите наречие, расскажите о нём как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно. (М. Горький)

Ш. Закрепление нового материала.

1. Предупредительный диктант.

Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.

Наречие - это (неизменяемая) часть речи.

Наречие никогда не (изменяется).

У наречия никогда не бывает (окончания).

В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством) .

2. Вопросы к наречию.

Задание. От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания.

Бежать (когда?) сегодня. завтра, утром.

Бежать (где?) здесь, рядом. впереди.

Бежать (куда?) вперед. назад. вниз.

Бежать (откуда?) издалека.

Бежать (как?) быстро, медленно.

Бежать (зачем?) специально.

Бежать (почему?) с перепугу. со страха.

3. Работа с вопросами к наречию.

- Ребята, вы заметили. что вопросы к наречию мы ставим от глагола? 3апомните, на какие вопро­сы отвечает наречие. Чтобы лучше запомнить. по­вторите их несколько раз в следующем порядке:

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Задание. Составьте и запишите 2-3 предложе­ния, используя как можно больше различных наречий.


IV. Тренировочные упражнения.

1. Работа с текстом.

Задание. Как наречие поплати­лось за свою жадность.

Давным-давно части речи решили навести по­рядок в своих городах и пригласили на помощь мудрую волшебницу Морфологию. Чтобы ребята не путали их, Морфология предложила каждой час­ти речи выбрать вопросы, которые более всего ей подходят. Существительное сразу выбрало самые короткие вопросы кто? и что? Прилагательное веж­ливо попросило вопросы какой? и чей?, глагол ­что делать? и что сделать? Каждая часть речи радостно несла домой свои вопросы, красиво писа­ла их на своем домике, знакомила с ними всех, кого встречала. Наречие же поздно спохватилось и, запыхавшись, прибежало последним. Оно жад­но перебирало вопросы как? кoгдa? гдe? зачем? и другие и как ни старалось, не могло выбрать самый подходящий. Тогда Морфология отдала ему все вопросы, которые еще остались. Вот и распла­чивается теперь Наречие за опоздание и жадность.

2. Составляем словосочетания.

Задание. «Наречия заблудились». Подберите к дан­ным глаголам подходящие по смыслу наречия.

Говорить - спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно. тяжело, морозно, вслух, дружно.

Петь - замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе.

Работать - по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно.

Ехать - рядом, близко, ласково. сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоем, медленно.

3. Вспоминаем пословицы.

Задание. Вспомните иI запишите пословицы, в ко­торых встречаются наречия.

Баба с возу - кобыле легче.

Беда да нужда выходят наружу.

Без детей горе, а с детьми - вдвое.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Берись дружно - не будет грузно.

Близко, да склизка; далеко. да легко.

Больному все горько.

Бойся коровы спереди, а лошади - сзади.

Болезнь да горе изведут скоро.

В болоте тихо, да жить там лихо.

В долг брать легко, да отдавать тяжело.

Везде хорошо, где нас нет.

Во всяком мудреце довольно простоты.

Во сне счастье, наяву ненастье.

Кошка с собакой дружно не живут.

4. Наречие иди предлог?

Задание. Определите, где в данных предложениях предлоги, а где наречия.

1. Вокруг стояла тишина. (Наречие)

2. Туристы расположились вокруг костра. (Предлог)

3. Не мешай слушать, после расскажешь. (Наречие)

4. После небольшого отды­ха все дружно запели. (Предлог)


У. Творческие задания.

Задание. Составьте небольшой юмористический рассказ по одному из этих рисунков, используя наречия.

Слишком Поздно






Нечаянно Специально


VlI. Занимательный материал к уроку.

1. Отгадайте загадки.

Скоро ест. мелко жует.

Сама не глотает. другим не дает. (Пила)

2) Стоят вместе, ходят врозь. (Ноги)

3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан.)

4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напо­ил. (Дождь.)

2. Игра-соревнование.

Задание. Подберите к дан­ым наречиям синонимы и анто­нимы.

Наречия

синонимы

антонимы

Оригинально



Регулярно



Открыто



Нежданно



Упорно



Внезапно



Отлично



По-доброму



Сначала




3. Из истории слов.

Задание. Определите, как произошли наречия авось , навзничь и ничком.

Ответ.

1) Авось - наречие - «может быть» (от него про­изошло существительное авоська). Исконно рус­ское авоська - плетеная или вязаная сумочка (сет­ка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всяки случай, на авось. В словарях в этом значении отмечает­ся с 50- х годов хх века.



2) Наречие навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком. Т.е. «лицом к земле, лицом вниз». Тот же корень -ник-. -нич- И в глаголе никнуть ­«склоняться вниз». Приставка вз- в слове навз­ничь близка по значению к наречию вверх. По­этому если ничком обозначает «лицом вниз», то навзничь - «лицом верх».


VШ. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Творческие задания.

Восстановите текст.

Задание 1. Вместо пропусков употребите подхо­дящие по значению наречия.

1) Был полдень, ………… палило солнце. На горизонте появилась черная туча,

которая ………двигалась с запада на восток. ……… подул ветер. Молодая березка

………. затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ………

раздался первый удар грома. Спеша укрыться, ………заметались птицы.


Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, мед­ленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.


2) Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с ………

падавшими………. потоками воды, несколько раз отряхнулся, затем сел и посмотрел

на ……… .промокшую Дашу. Дождь ……… шумел в листьях яблони, ………… все

………кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ………. водой.

Слова для вставки: доверху, по-прежнему, вокруг, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху.


Вспоминаем фразеологизмы.

Задание 3. Замените данные фразеологизмы (ус­тойчивые словосочетания) наречиями.


Положа руку на сердце

честно

У черта на куличках

далеко

Рукой подать

близко

Как в аптеке

точно

Как баран на новые ворота

недоумённо

На широкую ногу

расточительно

Черным по белому

ясно

Битый час

долго

Бок о бок

рядом

Вверх дном

кувырком

Веки вечные

навсегда

На вес золота

дорого

Душа в душу

дружно

Не покладая рук

старательно


V. Занимательный материал к уроку.

1. Ребусы.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-от­гадок.


Ответ: около. Ответ: рядом.







Ответ: внутри. Ответ: сзади.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Наречие как часть речи

Автор: Иваницкая Марина Анатольевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по теме "Наречие как часть  речи"."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekturokapotiemienariechiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "262652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449398490"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Наречие как часть речи Разработка урока "
    ["seo_title"] => string(44) "nariechiie-kak-chast-riechi-razrabotka-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "151708"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420733570"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Наречие как часть речь"
    ["seo_title"] => string(26) "nariechiie_kak_chast_riech"
    ["file_id"] => string(6) "380359"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484639840"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Наречие как часть речи 7 класс "
    ["seo_title"] => string(35) "nariechiie-kak-chast-riechi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "220713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434797536"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemunariechiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "296413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455991856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства