Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи»
Тема:«Наречие как часть речи»
Цель
Создать условия для развития критического мышления посредством активного включения учащихся в познавательный процесс через усвоение морфологических признаков и синтаксических функций наречий.
«Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный, размышление , второй, самый лёгкий, подражание ,
третий, самый горький, опыт .»
Конфуций
1 ряд
Разгадайте ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.
2 ряд
Запишите предложение.
Умную речь хорошо и слушать.
Назовите части речи, из которых состоит это предложение?
3 ряд
ТемаНаречие как часть речи
Цели
1. Расширить имеющиеся у учащихся понятия о наречии
2. Сформировать умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль наречия в предложении
3. Обогащать активный словарный запас
Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь.
Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь.
Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь.
М. Горький
Список русских наречий полон обломков далекого прошлого.
Список русских наречий полон обломков далекого прошлого.
Список русских наречий полон обломков далекого прошлого.
Л. Успенский
Наречие – самостоятельная часть речи, происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
И если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни- «приглаголие». Это потому, что оно почти всегда живёт и работает с глаголом: примыкая к нему, поясняя, уточняя его, придавая ему четкость. Главная особенность – неизменяемость . Оно всегда уверено в том, что говорит, и никогда ни перед кем не склоняется , да и окончания у него нет. В предложениях чаще всего бывает обстоятельством, но может быть определением.
Наречие
Не изменяются
Самостоятельная
часть речи
Обстоятельства
?
Где? Куда? Когда? Откуда?
Почему? Зачем?
Как?
Задание. Наречия заблудились. Выпишите только те, которые подходят.
Наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия.
Очень внимательному человеку обязательно откроется чудесная красота спящего зимнего леса.
Внимательному(насколько?) очень
Главное слово в словосочетании – имя прилагательное , значит, наречие может обозначать ещё ипризнак признака.
Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.
Волшебно и сказочно(насколько?) особенно
Наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.
Чтение(какое?) вслух
Взгляд(какой?) исподлобья
Чтение, взгляд,– это именасуществительные, значит, наречие может обозначатьпризнак предмета.
Наречие
Не изменяются
Самостоятельная
часть речи
Сочетаются с глаголами,
прилагательными,
наречиями,
реже – с существительными.
Обстоятельства,
реже-определения и
сказуемые.
?
Где? Куда? Когда? Откуда?
Почему? Зачем?
Как?
Б У Д Ь Т Е З Д О Р О В Ы !
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
(Иван Захарович Суриков)
Замените фразеологизмы наречиями
Положа руку на сердце –
У черта на куличках -
Рукой подать –
Как в аптеке -
Черным по белому -
Битый час -
Бок о бок -
На вес золота -
Душа в душу -
Замените фразеологизмы наречиями
Положа руку на сердце - честно
У черта на куличках - далеко
Рукой подать - близко
Как в аптеке - точно
Черным по белому - ясно
Битый час - долго
Бок о бок - рядом
На вес золота - дорого
Душа в душу - дружно
Прочитайте и запомните произношение
МЕльком, назлО, бЕз толку, добелА, донЕльзя, дОнизу, дОсуха, дОсыта, досЫта, завИдно, заОчно, издалекА, навЕрх, надОлго, тОтчас, нАбок, по-мОему, по моемУ мнению, по-твОему, по твоемУ мнению
Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?
Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний
В предложении бывает обстоятельством (иногда определением)
Рефлексия
-Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел …, …, ….