Это урок желательно провести на первом занятии по теме «Наречие». Использовать следующие технологии: здоровьесбережение, исследовательская деятельность; развитие творческих способностей учащихся, индивидуальная, коллективная деятельность.
Решаемые проблемы. Определять часть речи по вопросам от глагола. Каковы смысловые группы наречий?
Использовать такие виды деятельности. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный – слабый (работа со словами); лабораторная работа в группах (определение наречий и их разрядов по значению), самостоятельная работа, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Наречие как часть речи».»
Баташова Людмила Александровна, учитель русского
языка и литературы
Урок - погружение русского языка в 7-м классе
Тема урока «Наречие как часть речи».
Метопредметные УУД
Познавательные.Дать знания о самостоятельной части речи и разнообразии смысловых значений наречий, роли их в живописной русской речи учащихся. Формировать умение находить наречия в тексте, определять их значение и лексически грамотно использовать их в устной и письменной речи.
Коммуникативные.Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные.Осознавать самого себя как движущую силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий.
Личностные.Формировать устойчивый интерес к творческой деятельности, проявлять креативные способности.
Цели урока: дать знания о наречии как самостоятельной части речи, разнообразии смысловых значений наречий, роли их в живописной русской речи, обогатить лексикон учащихся, формировать умении находить наречия в тексте, определять их значение и лексически грамотно использовать их в устной и письменной речи.
Оформление рабочего места учащегося.
Задания для творческой работы:
Мой друг.Наша староста
Ходит … и … Учится … и …
Говорит… и смеётся… отвечает… и …
Читает книги… и … рассказывает … и …
Выполняет уроки … и … относится к одноклассникам … и…
Мини-сочинение по данному концу.
1- й вариант 2-й вариант
Береги честь смолоду. Трудно в учении - легко будет в жизни.
Материал для редактирования текста.
«Обогащение» его наречиями.
1-й вариант2-й вариант
… вышел во двор. Мересьев очутился на вырубке. На
… кто-то прошмыгнул… вырубке он на миг потерял сознание
и бросился в сарай. Я вышел… Вдруг в кустах треснула ветка. Из кустов
Из угла, где лежало сено,… донёсся какой-то шорох, и Мересьеву
доносились непонятные звуки. Почудилось, что в кустах люди.
… … выскочила мышь, а за
ней наш кот. … мышь юркнула
в щель под крыльцом.
Ход урока
Сообщение темы и целей урока.
Терминологически диктант:
1. раздел науки о языке, который изучает части речи и их формы,
2. часть речи, которая спрягается,
3. особые формы глагола,
4. часть речи, сопутствующая глаголу и его формам и обозначающая
признаки действия.
5. Употребляя наречия необходимо соблюдать и орфоэпические нормы. Прочитайте правильно отдельные наречия
(слова на интерактивной доске): МЕльком, назлО, бЕз толку, добелА, донЕльзя, дОнизу, дОсуха, дОсыта и досЫта, завИдно, заОчно, издалекА, навЕрх, надОлго, тОтчас, нАбок, по-мОему, по моемУ мнению, по-твОему, по твоемУ мнению
3. Распознание различных частей речи и наречий в цепочке однокоренных слов и аргументация своего выбора:
4. Творческая работа. Работа по схеме на доске. Подобрать эпитеты к слову зима и наречия к слову идти. Сделать выводы о разнообразии значений, придаваемых глаголу разными группами наречий.
куда?
Какая?----ЗИМА --- какая? Признак ИДТИгде? Зачем?
КачестваДействия как?
6. Самостоятельная работа с учебником.
Задание:
1. Дайте определение наречию. Как его опознать в предложении?
2. Составьте таблицу разрядов наречий по значению и распределите в ней слова, данные учителем.
А) Замените данные учителем фразеологизмы наречиями. Работа по вариантам.
1-й вариант 2-й вариант
С глазу на глаз Плечом к плечу
Бок о бок Сломя голову
Спустя рукава Повеся нос
Лицом к лицу Не покладая рук
Не отрывая глаз Время от времени
8. Работа по заготовке на рабочем месте по вариантам. Охарактеризовать с помощью наречий знакомого человека.
Мой друг….
Наш староста…
9. Учитель объявляет Стоп-кадр и предлагает задачи-шутки.
А) Какая змея может быть наречием?
В) Как перечислить 5 дней недели пользуясь наречиями?
В) Какие наречия «предлагает» кусок ткани на пальто или костюм (наотрез)?
Г) Какое наречие читается одинаково слева направо и справа налево?
10. Самостоятельная работа на рабочем месте. Выбор варианта делает сам учащийся.
11. Устное мини-сочинение по заготовке на рабочем месте – данному учителем окончанию.
Задача: вспомнить ситуацию из личной жизни, когда кто-то из взрослых мог, анализируя твой поступок, произнести одну из данных пословиц (Береги честь смолоду; Трудно в учении – легко будет в жизни)
12. Выборочный диктант «Живописные наречия в поэзии С. Есенина».
Выписать глаголы + наречия.
Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к осеннему двору.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
А заря лениво, обходя кругом,
Осыпает ветки новым серебром.
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
И нежно охает ячменная солома
Свисая с губ кивающих коров.
13. Мнемоническая пятиминутка. Графический диктант с однородными пунктограммами, обозначенных в заготовках на доске.
Оформи предложение с прямой речью, используя наречие – оценки при ответе на вопрос: как надо относиться к людям?
( Слова для справок: чутко, сердечно, доброжелательно, милосердно)
15. Подведение итогов урока.
Что вы узнали на уроке о значении наречий обеспечении точности и выразительности речи?
Почему учёные - лингвисты так нарекли эту часть речи?
(наречие = приглаголие).
Домашнее задание:
Из лирических стихотворений А.С. Пушкина выписать 3 предложения с наречиями, определить виды орфограмм и пунктограмм в них; сделать морфемный разбор 3-х наречий из выписанных предложений.
16. Оценка и комментарий учебной деятельности учащихся на уроке.