прививать интерес к русскому языку, устному народному творчеству,
воспитывать чувство коллективизма и дружбы.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: КТ, раздаточный материал, учебник
Ход урока
Актуализация опорных знаний
Фронтальная проверка выученного материала
Прослушивание грамзаписи
Какую самостоятельную часть речи мы изучаем? ( Наречие)
Давайте прослушаем песню из м/ф про « Кота Леопольда» и там, где есть наречия – будем хлопать в ладоши
О чем поет Кот Леопольд? ( дружбе и веселье)
Учитель: И мы с вами будем работать дружно и весело.
Ребята, вы любите сказки?
Сегодня я вас приглашаю в сказочное путешествие в государство под
названием « Наречие» ( звучит мелодия из программы « В гостях у
сказки») Слайд № 2
Слайд №3Ребята,посмотрите, где мы с вами побывали. А вот здесь
мы еще не были. Это последняя остановка в этой теме « Правописание
НЕ с наречиями» Слайд №4
И отправляемся мы с вами в путешествие . Первая останция «Город НЕ »
Слайд №5
Запишите число, классная работа и тему урока
Эпиграфом к уроку будут слова М.Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной ,выразительной» Слайд №6
Мотивация учебной деятельности
Задачи урока:
ознакомить учащихся с правилом правописания НЕ с наречиями,
закрепить навыки правописания наречий с не; повторить правописание
прививать интерес к русскому языку, устному народному творчеству, воспитывать чувство коллективизма и дружбы.
Изучение нового материала
Объяснение учителя
Слайд № 7
Что нескладно, то и неладно. ( Наречие с Не можно заменить синонимом без не)
Можно нелепо выглядеть, если не прислушиваться к советам . ( Наречие без НЕ не употребляется)
Умное слово не тяжело, а легко. ( При наречиях есть противопоставление)
Но! Он говорил негромко, но внятно
Весной было вовсе не жарко. ( Если при наречиях стоят слова далеко, ничуть, вовсе, нисколько)
Работа по учебнику
Стр. 263, § 34 - чтение правила
Станция « горы Трудностей» Слайд № 8
Работа у доски Слайд № 9
Природа неслышно ( = тихо) живет вокруг нас.
Новые открытия происходят в лесу не редко, а часто.
Идти по знакомой лесной тропинке ничуть не страшно.
Учитель: Чтобы пройти станцию « Горы Трудностей » вам надо знать код, а узнать вам его поможет « Цифровой диктант»
Задание: Я читаю слова, а вы ставите только цифры: 1 – раздельно; 2 – слитно
Не тихо, а громко; нелегко; неподвижно; вовсе не обычно; не ласково, а жестко, не тяжело, а легко; неожиданно.
Ответ: 1221112
Учитель: Итак, мы прошли опасный путь, миновав «Горы Трудностей». Сделаем привал, ведь впереди ещё много работы.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Станция « Лес Знаний»
Работа с тестами Слайд № 10
Т Е С Т Ы: Ответы: 1 – а, б; 2 – б, в; 3 – б.
В какой строке не с наречиями на –о, - е пишется слитно?
а) поступил (не)лепо;
б) написал (не)брежно, но правильно;
в) повторил (не) быстро, а медленно.
Не пишется раздельно:
а) сидел (не)подвижно;
б) ничуть (не) поздно;
в) (не) легко, а трудно.
Не пишется слитно во всех словах ряда:
а) (не)приятно, ничуть (не)интересно;
б) (не)искренно, (не)годующе;
в) (не) далеко, а близко; (не)доуменно.
Ответы: 1 – а, б; 2 – б, в; 3 – б.
Работа с учебником
Стр. 263, упражнение 526 ( по вариантам)
I вариант – 1-3 предложение
II вариант – 4-6 предложение
Творческая работа ( по карточкам)
Задание: к фразеологическим оборотам подобрать наречия с не из другого столбика
Как с луны свалился - ….. а). Поступать независимо
Как кошка с собакой - ….. б). Действовать неосмотрительно
Идти на поводу - …. в). Неожиданно
Играть с огнем - …… г). Недружно
Идти своей дорогой - …. д). Поступать несамостоятельно
Ответ: 1 – в; 2 – г; 3 – д; 4 – б; 5 – а.
Итог урока
Мы узнали………..
Было интересно …………
Было трудно ………………
Нужно выучить - ……….
Учитель: Ребята, урок хочу закончить словами Сергея Острового
И пусть бывает в жизни нелегко
И не всегда судьба к тебе послушна
Живи красиво, вольно, широко
Люби людей – светло и простодушно.
- Как вы понимаете это высказывание С. Острового?
- Согласны ли вы со словами М.Горького, русского писателя:
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной ,выразительной»
Дополнительно:
Станция « Река забытых правил»
Задание: прочитать текст и сказать какая часть отсутствует? Слайд № 17
( В тексте отсутствует НЕ).
Верно. Проверьте текст Слайд № 18
Следующая наша станция « Болото Ошибок» Слайд № 19
? С какими частями речи употреблялось НЕ? ( Существительным, прилагательным, причастием, глаголом, деепричастием)
На этой станции нам нельзя угодить в болото.
Учащиеся получают карточки с текстом о зиме
Задание: Выписать слова из текста и дополнить своими примерами эти ряды слов в такой последовательности Слайд № 19
Запись: 1) Непогода, неряха; 2) несмелый (=трусливый, робкий), ненастный ( без не не употребляется); 3) нетронутые; ( нет зависимого слова), не прочитанная учеником книга; не законченный, а только начатый роман; книга не прочитана ( краткое причастие); 4) не осталось; не верю; 5) не узнав, негодуя 6) немало, несмело.
Учитель: Итак, мы прошли опасный путь, миновали «Болото Ошибок». Сделаем привал, ведь впереди ещё много трудностей.