kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Написание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Написание слов с буквосочетаниями чк, чн, нч. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Цель: формировать умение распознавать в словах сочетания чк, чн, щн и правильно их писать; развивать орфографическую зоркость, внимание, образное и логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма, бережное отношение к животным.

 Тип урока:  комбинированный.

Оборудование: таблицы, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, работы в парах и группах, карта путешествия, дидактическая игра «Радуга».

                                               Ход урока:

I. Духовно - эстетический.

 Игра «Учитель – ученик».

II. Установочно – мотивационный.

 1.Минутка чистописания.

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Преобразование слияний букв.

 4.Залив Словарных слов.

5.«Мозговой штурм» (Составить слова)

Корабль: кора, бар, бал, боль, рок, рак, раб, корь, кол, краб. бок, брак, бак, кобра, блок, бокал. лоб, колба.роль, бор

III. Содержательно – поисковый.

1. Повторение пройденного. 

2.Работа с учебником с.71 упр.197

3.     Сообщение темы урока.

4. -А сейчас послушайте сказку.
5. Чтение правила  с.71

6. А это выражение поможет запомнить примеры на все буквосочетания:
7. Направляемся к проливу пословиц

8. А наш корабль причалил к острову Физминутки

IV. Адаптивно – преобразующий.

1. Работа на новым материалом.

2. -   Выпишите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями и подчеркните их.

V. Оценочно – смысловой.

1.Работа в парах.

2. Физминутка

VI. Системно – обобщающий.

1.Начинается работа в группах.

2.- Путь домой нелёгок, нужно проплыть по узкому проливу между скалами и островом Безграмотландия,  захваченным  дикарями.

3.Гимнастика для глаз.

4. Тест.

 VII. Контрольно –рефлексивный.

1.Работа с учебником с.72 упр.198

2.Работа с фразеологизмами.

3.Работа над правильным произношением.

 4. Учитель: Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с [чн],

хотя правильное произношение с [шн]. 

5.Подведение итогов

6.Оценивание учащихся

7. Домашнее задание:

VIII. Духовно –эстетический(завершающий).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Написание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.»

Разработка урока

по русскому языку 2-А класс

Учитель начальных классов,

высшей категории, «Старший учитель»

Сидоренко Инна Николаевна

КУ «Луганская специализированная школа I- III ступеней №5»


Тема: Написание слов с буквосочетаниями чк, чн, нч. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.


Цель: формировать умение распознавать в словах сочетания чк, чн, щн и правильно их писать; развивать орфографическую зоркость, внимание, образное и логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма, бережное отношение к животным.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, работы в парах и группах, карта путешествия, дидактическая игра «Радуга».


Ход урока:

I. Духовно - эстетический.


1.–Потрите свои ладошки, приложите к сердцу и подарите тепло своих сердец нашим гостям.


2.- Сегодня у нас необычный урок. Это урок-путешествие в страну Знаний, полное опасностей и неожиданностей. Представьте, что наш класс – красивый корабль с белыми парусами, а вы – юнги на этом корабле. А  я – ваш капитан. Это – карта путешествия. Хотите попробовать? Поднять паруса!  Полный вперед!

3.– Отчалим мы прямо из дома.

Проверка домашнего задания: с.71 упр.196. Прочитайте слова, в которые вы вставляли пропущенные буквы. Какая орфограмма есть в них?


4. Игра «Учитель – ученик».

Повернитесь друг к другу и проговорите домашнее правило.


II. Установочно – мотивационный.

1.Минутка чистописания.

-А направимся мы в порт Чистописания. Прочитайте слова. Попробуйте догадаться, с какой буквой  мы будем работать в порту Чистописания. Щука, чайка, счастье, чудо, чаща. Правильно, написание этой буквы мы сегодня повторим (Ч)


2.Пальчиковая гимнастика.

Упражнения:

"Пальчики пздоровались"

"Кольцо"

"Растопырка"

"Растирание"


3.Преобразование слияний букв.

Учитель: Какая буква чаще других встречается в сегодняшнем чистописании?

В сочетании с какими гласными мы должны помнить правописание буквы «ч»?

Подчеркните эти сочетания в данных словах.                  


 4.Залив Словарных слов.

Словарная работа (с опорой на этимологию слова).

-Продолжаем путешествие. Там за горой спрятано словарное слово.

- Чтобы узнать наше новое словарное слово, вам нужно мысленно расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово из словаря.

- Найдите в орфографических словариках слово корабль, обратите внимание на вторую букву в нем. Проговорите его хором, вполголоса.

Значение слова корабль:

1) Крупное морское судно, а также военно-морское судно любого класса.

2) Многомачтовое парусное судно с прямыми парусами.

3) Летательный аппарат большой мощности.(См. сказку в театре «Летучий корабль»).

(Учитель записывает слово на доске, а дети в индивидуальные словарики, выделяют букву О).

Примечание: на уроке демонстрируется игрушечный корабль, сделанный из коры дерева.

 - Как вы думаете, почему морское судно назвали словом корабль?

От какого слова образовано данное?

(Дети высказывают свои предложения. Затем объясняет учитель.)

 - Исконно – русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА, КОРОБ, КОРЫТО.

- Что у них общего?

И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблем, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.

Ударение: кора́бль (произнесите слово 3 раза и запишите по памяти)

Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву О в слове корабль?

Всеобщими усилиями найдены слова – подсказки: корка, корочка.

 - В древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственными, поскольку имели единый исторический корень – кор -.

Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. Корабль – все слово – корень.

Дети записывают проверочное слово (корабль - корка).

Подбирают родственные слова.

 - Как можно назвать маленький корабль?

Дети: - Кораблик.

 - Каким прилагательным можно назвать мачты у корабля?

Дети: - Корабельные.

 - Как называют людей, которые строят корабли?

Дети: - Корабелы, кораблестроители.


5.«Мозговой штурм» (Составить слова)

Корабль: кора, бар, бал, боль, рок, рак, раб, корь, кол, краб. бок, брак, бак, кобра, блок, бокал. лоб, колба .роль, бор


III. Содержательно – поисковый.

1. Повторение пройденного. 

- А сейчас мы приближаемся к бухте Повторения. Ответьте на вопросы: (лента букв на стене).

-  Какие шипящие звуки вы знаете? (х,ц,ч,ш,щ)

-   На какие две группы их можно разделить? (х имеет пару по твердости-мягкости).

-  Что вы знаете о правописании букв, обозначающих твердые шипящие звуки? (жи-ши)

-  Что вы знаете о правописании букв, обозначающих мягкие шипящие звуки? (ча-ща,чу-щу)

-Нужно ли дополнительно обозначать мягкость согласного звука «ч» и почему?


2.Работа с учебником с.71 упр.197

-Как написаны сочетания ЧК, ЧН ,НЧ, НЩ, ЩН в данных словах?

-Кто может вывести нам правило из наших наблюдений?

Ответ: звук «ч» всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.


3.     Сообщение темы урока.

- Сегодня мы пополним наши знания о правописании букв, обозначающих мягкие шипящие согласные. Мы познакомимся с сочетаниями ЧК, ЧН в словах и потренируемся в написании таких слов.


4. -А сейчас послушайте сказку.
Жили – были в Азбуке буквы, разные - гласные и согласные. Ходили к друг другу в гости. Ч,Щ, Ь, К, Н,Р,Т жили вместе и очень дружили. Ь знак был робок, застенчив. Он не обозначал никакого звука, не умел говорить , молчал. Ч, Щ, К, Н,Р,Т стали зазнаваться. Говорили, что Ь знак им не нужен. Ь знак обиделся на них и ушел. Сейчас он дружит с другими буквами. Ь знак к ЧК, и к ЧН ,НЧ,ЩН,НЩ, РЩ ,ЧТ даже в гости не заходит.


5. Чтение правила с.71


6. А это выражение поможет запомнить примеры на все буквосочетания:
НА РАНЧО ДЕВОЧКА ДОБАВИЛА В  БОРЩИК СОЧНЫЙ ПЕРЧИК И НАКОРМИЛА МОЩНОГО ПОГОНЩИКА-ПОМОЩНИКА.

Синонимы к слову «ранчо»-усадьба,ферма,дача,участок.

Ранчо - исп. rancho]  — в лат. америке — хутор, усадьба, на западе сша — скотоводческая ферма. ...


7. Направляемся к проливу пословиц. Но здесь пираты. А пропустят они нас только тогда, когда мы назовем ширину пролива. Его ширина составляет столько км, сколько слов в пословицах и поговорках с сочетаниями чк-чн.

Скорей сосчитаем, ребята!

В одиночку не одолеешь и кочку. Два и в поле воюют, а один и на печке горюет. Поручили дело – выполняй его точно и умело.

- Прочитайте пословицы.

- Объясните их смысл.

- Какие из пословиц подходят к теме нашего урока. Докажите. А какая помогает развивать чувство коллективизма?

- Сколько же слов с сочетаниями чк-чн вы увидели? Значит, какова ширина пролива? (4 км)

- Как же нужно писать сочетания чк-чн?

- Спишите последнее предложение. Слова разделите для переноса.

- Все ли слова можно перенести? Как перенесли слово умело?

- Спасибо пиратам за интересное задание.


8. А наш корабль причалил к острову Физминутки



IV. Адаптивно – преобразующий.


1. -Заняли места в своих каютах. Наше путешествие продолжается дальше. Мы свободно плаваем в море сочетаний –чк-, -чн-.

-К нам на мачту села синичка.
- Посмотрите на синичку и послушайте её пение (звукозапись).


Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

О ком это стихотворение?

Дети:  В стихотворении говорится о синичке, о том что ей станет скоро тяжело искать корм, потому что выпадет снег и мы должны  будем ей помогать и не только ей,  но и всем  остальным птицам зимой, как мы учили на уроках природоведения.

-  К чему стихотворение  нас призывает? (быть добрыми и помогать птицам зимой)

- Посмотрите на синичку и послушайте её пение (звукозапись).

Воспитательный момент.

-Скоро выпадет снег,  и корма не будет птичкам хватать. Поэтому нужно заранее приготовить птичкам кормушки.

Вы можете сыпать хлебные крошки, ну,  а синички больше всего любят кусочки сала и семечки.

2. -   Выпишите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями и подчеркните их.

-Поменяйтесь тетрадями и  проверьте по образцу.

Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.

 - Молодцы! С заданием справились хорошо.

- Какие слова с сочетанием чк вы выписали?

Дети: Слова: синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.


V. Оценочно – смысловой.


-Плаванье продолжается. Полный вперед! На горизонте остров Шипящих согласных. Жители острова – шипящие согласные. Назовите их ?  С какими гласными дружат? А И У. А сейчас мы покажем жителям острова, что мы не только знаем их законы, но и умеем эти законы выполнять. Жители острова приготовили народные приметы, нам нужно их прочитать , слова записать.


1.Работа в парах.

Работа с учебником с.72 упр.199.

-Прочитайте народные приметы, выпишите слова с буквосочетаниями чк, нч, чн. Сделайте звуковой анализ этих слов.

2. Физминутка

Если вы услышите слово с ЧК – похлопайте, с ЧН – потопайте, с ЩН – присядьте.

ВНУЧКА, ХИЩНЫЙ, МОЛОЧНЫЙ, РУЧКА, ЛИЧНЫЙ, МОЩНЫЙ, СВЕЧКА, ГРЕЧКА, РЕЧНОЙ.

- А о чём нам нужно помнить, если эти слова придётся писать?

Слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН пишутся без мягкого знака.


VI. Системно – обобщающий.


1.- Наше путешествие продолжается дальше.
Мы свободно плаваем в море -ЧК-, - ЧН- . А сейчас мы будем находить слова с буквосочетаниями – ЧК-, -ЧН- и посмотрим как вы усвоили их правописание. Юнгам нужно объединиться в группы .Командиры, возьмите задания.

Начинается работа в группах.

1 группа :Соединить слова стрелками, вставить пропущенные буквы.

Солне..ое каша

Моло..ая утро

Прозра..ая варенье

Клубни..ое вазочка

Ябло..ый пирог

– Какое сочетание встретилось в словах?


Дети: Сочетание чн.

Как запишем Чн? Почему? В каких ещё сочетаниях буква мягкий знак не пишется?

ЧК, ЧН, ЩН


2 группа: Разгадать загадки, записать слова-отгадки в алфавитном порядке.

 

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы,

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

 

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развел этот шар.

 

Грамоты не знаю,

А век пишу.

 

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

 

- Итак, какие отгадки вы написали?

Дети: Краски и кисточка, одуванчик, ручка,  удочка.


Как запишем ЧК,нч? Почему? В каких ещё сочетаниях буква мягкий знак не пишется?

ЧК, ЧН, ЩН


3 группа:

Прочитай. Изменяя слова в скобках, пиши подходящие по смыслу слова с сочетаниями чк,чн.

Мама приготовила (огурец) салат. На лугу паслись белые (овцы). В гостях дети ели торт и пили (клубника) сок.

Как запишем ЧК, чн? Почему? В каких ещё сочетаниях буква мягкий знак не пишется?

ЧК, ЧН, ЩН


2.- Путь домой нелёгок, нужно проплыть по узкому проливу между скалами и островом Безграмотландия,  захваченным  дикарями. Они задерживают всех, требуя выкупа. Нашим выкупом станут наши знания, т.к. они бесценны. Если мы ответим на вопросы теста, они нас пропустят. Итак, возьмите листы с тестами и ответьте на вопросы.


3.Гимнастика для глаз.


4. Тест
1). Напиши номера слов, где нужно вместо пропуска писать Ь.

1.Ден . ,           

2.  печ . ка,  

 3. кон.ки      

4. ноч . ной,  

5.мал.чик,     

6.спич . ка.

2). Укажите номера слов, где не нужно писать Ь

1. доч..ка

2. пыл..ный

3. цапел..ка

4.платоч..ки

5. удач..ный

6.окун..ки


3). Укажите номера слов, в которых допущена ошибка.

1. жменька

2. чулочьки

3. мобильный

4. шуточьный

5. брусничка

6. речьной


VII. Контрольно –рефлексивный.


1.Работа с учебником с.72 упр.198


2.Работа с фразеологизмами.

С иголочки одет –кто -

одобр.

одетый в только что сшитое, во всё новое и нарядное.

С иголочки – о чём-н. совсем новом и нарядном, красивом (чаще об одежде). Выражение пришло из тех времен, когда одежду шили вручную, иголкой.


3.Работа над правильным произношением .

Кто много читает, тому скучно не бывает..

-Давайте прочитаем запись на доске. Что мы с вами прочитали? Что такое пословица?

-Чему учит эта пословица? В каком слове встречается буквосочетание с непарным мягким глухим согласным? (скучно)

- В этом слове буквосочетание чн надо произносить как шн. Попробуйте прочитать правильно. (повторное чтение)


4. Учитель: Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с [чн],

хотя правильное произношение с [шн].

- Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений. (Дети повторяют за учителем).

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил

И уж вовсе не нарочно

На ковер кисель пролил...

Просто было очень скучно...

Но теперь-то я послушный!

 

5.Подведение итогов. Как видите, наши знания – надежное спасательное средство. Вот мы и дома. Наше путешествие сегодня подошло к концу. Скажите, чем мы занимались? Где мы побывали с вами во время путешествия?
Учитель: С какой новой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке?

Почему в сочетаниях ЧК, ЧН не пишется мягкий знак?

Какие слова с новой орфограммой вы запомнили сегодня на уроке?


6.Оценивание учащихся (словесное)


7. Домашнее задание: Выучить правило с.71.

- Если вам на уроке было интересно, всё понятно, вы довольны своей работой – для вас домашнее задание в розовом конвертике: с.73 упр. 202.

(Прочитай и отгадай загадки. Составь своё задание и выполни его.)

- Если вам на уроке было интересно, но не всё понятно, не всё получилось и вам требуется помощь – для вас дом.задание в голубом конвертике: с.73 упр.204. (Распредели слова на 2 группы и запиши. С одним словом составь и запиши предложение.)

- Если вам на уроке было не интересно, не понятно – для вас дом.задание в желтом конвертике: с.73 упр.203. (Выпиши выделенные слова.)


VIII. Духовно –эстетический(завершающий).


- Скоро Новый год и мне хотелось бы, чтобы вы украсили мачту. Кому понравился сегодняшний урок, кому было интересно на уроке, кто чувствует, что хорошо поработал. Если вам понравился урок, возьмите и прикрепите к мачте красный шарик.

Если не очень, то синий шарик.

Если не понравился, то жёлтый шарик.



8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Сидоренко Инна Николаевна

Дата: 26.03.2017

Номер свидетельства: 403488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Вахрушев (школа 2100) "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-vakhrushiev-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "139412"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417710293"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по русскому языку 2 класс Бунеев (Школа 2100) "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-2-klass-bunieiev-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "139416"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417710556"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Развитие орфографической зоркости. "
    ["seo_title"] => string(37) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti"
    ["file_id"] => string(6) "135446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416923554"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Урок по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(23) "urok-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "103787"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402634716"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "" Мягкий знак -хитрый знак" урок русской грамоты в 1 классе "
    ["seo_title"] => string(60) "miaghkii-znak-khitryi-znak-urok-russkoi-ghramoty-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "188823"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426755842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства