Формулировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение работать в парах, умение прислушиваться к мнению других.
Познавательные.
Формулировать познавательную цель с помощью учителя.
Регулятивные.
Осуществлять контроль, коррекцию, оценку.
Личностные.
Адекватно оценивать результаты учебной деятельности.
Предметные.
Распознавать однокоренные слова, выделять корень.
Ход урока.
Организационный момент.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Актуализация знаний. Пробное действие.
Слайд (записаны группы слов)
гора лесенка водный
горка лесник водитель
горный лес водица
гореть лесной подводник
-В каждой строчке найти «лишнее» слово и объяснить почему.
-Что объединяет оставшиеся слова?
-Какие слова называются однокоренными?
- В какой части слова заключён общий смысл всех родственных слов?
- Что такое корень слова?
- Почему эта часть называется главной (значимой)?
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельности.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Назовите тему урока. Однокоренные слова.
Кто сформулирует задачи урока. Чему будем учиться?
- Выясним, всегда ли слова, которые имеют одинаковый корень являются однокоренными и называются родственными, научимся подбирать однокоренные слова, выделять в них корень, разбирать слова по составу
4. Изучение нового материала. Мотивация.
а)Работа в тетради.
Мы тетрадь свою откроем, Ручку правильно возьмём И в тетради аккуратно Дату мы писать начнём! - Запишите в тетради число, классная работа.
Минутка чистописания.
-Послушайте предложение и решите, какую букву мы будем прописывать.
Старик сказал старухе, сходи, спроси соседа сколько стоит стог сена, старуха сходила спросила.
1 ряд запишет в строчку и разберёт по составу только однокоренные слова первого столбика.
2 ряд запишет в строчку и разберёт по составу только однокоренные слова третьего столбика. (При проверке использовала структуру КЛОК БАДДИС)
- Составьте с любым из этих слов предложение. Одно записать.(Я пошёл кататься на горку, а Света осталась дома.)
б) Работа по учебнику.
Устно. Упр.173 стр.102
- Что общего между словом и деревом? (предположения детей)
-Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево? (Корень, ствол, крона: ветви с листьями) Слайд (части дерева)
- А только у деревьев такие части? (нет, у всех растений)
- А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить? Почему?
Корень питает растение и удерживает его в земле.
- А для чего нам нужны деревья?
- А в слове что главное?
- Так, что же общего между словом и деревом?
в)Грамматическая сказка. ( Листочки у каждого)
Если мы посадим семя любого растения, то прорастать оно начнет с корня. Так и слова, тоже начинают «расти» с помощью корня. Прочитайте одну историю, рассказанную в стихотворении. (По ходу чтения стихотворения попробуйте вырастить дерево ).
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада
Вот ещё посадки рядом
А вот садовод
С ним садовник идёт
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
-Посмотрите на эти слова и найдите, что общего в них? (сад)-общая часть. -А еще, что общее в словах? – они близкие по смыслу Сад- это где растут фрукты, Садовник-человек, ухаживающий за садом Рассада- то, что садят на грядке. Все эти слова имеют общее значение. -Как в русском языке называются слова у которых одинаковый корень и близкие по смыслу ? - (родственными словами) .
г)Работа в тетради. Один у доски. Разобрать слова по составу:походка заходить, ходики, родная, Родина, родить, водопад, водица, водовоз.
7. Релаксационная пауза.
- Я буду называть пары слов, а вы будете хлопать в ладоши, если эти слова однокоренные. А если не являются однокоренными, то сидите тихонечко. А если это форма одного и того же слова возьмётесь за руки.
Лес-лесник в ладоши
Гриб-грибной в ладоши
Парта-парты берутся за руки
Дом-дым тихо
Вода-водолаз в ладоши
Стена-спина тихо
Кот-котик в ладоши
Ложка-лошадь тихо
Тетрадки- тетрадку берутся за руки
8. Контроль. Самостоятельная работа. Слайд 6.
8.Рефлексия.
-Вспомните тему урока?
-Выполнили вы цели?
Для чего мы подбирали однокоренные слова? В жизни для чего они нужны?
Сделайте вывод.
Оцените свою работу.
Кто хорошо работал на уроке и всё понял, раскрасьте листочки на своём дереве зелёным цветом. Кому ещё не всё понятно, нужна помощь – жёлтым цветом. Кому ничего не понятно – красным.