kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС. Используются разные формы работы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе


Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов»


Используемые учебники и учебные пособия: 

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Русский язык. Л.Ю.Комиссарова, Дидактический материал к учебнику "Русский язык"

Используемая методическая литература: 

Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева, Русский язык 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.



Цель: Формирование понятия корень как главной части однокоренных слов.

Задачи:

1.Образовательные:

- посредством наблюдения над однокоренными словами сформулировать правило, что называется корнем;

- выявить признаки однокоренных слов;

- научиться выделять корень в группе однокоренных слов.

2. Развивающие:

- способствовать развитию  познавательной сферы учащихся и логического мышления, умение устанавливать  причинно – следственные связи , сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать устную, диалогическую речь, внимание.

- развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучаемому предмету;

- Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные: развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

в процессе наблюдений над словами формировать у учеников мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и др.), выявлять сущность, особенности объектов и на основе анализа делать выводы, умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме, определять основную и второстепенную информацию, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, обобщать и классифицировать слова по признакам, выбор способа действия

Регулятивные:

самостоятельно определять учебную задачу на основе соотнесения знакомого материала и того, что ещё неизвестно, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: учить соблюдению правил работы в группах,  учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение слушать и вступать в диалог, умение работать в группе, паре, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учет позиции товарищей, включаемость в коллективное обсуждение вопросов


Планируемые результаты:

Предметные

1. Учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.

2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

3. Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Личностные: самоопределение: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки. Смыслообразование: развитие познавательных интересов. Ценностно-нравственная ориентация: развитие доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Метапредметные: умение видеть учебную задачу в контексте проблемной ситуации в окружающем мире, умение планировать и осуществлять свою деятельность.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Этап мотивации к учебной деятельности.


Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, нашим гостям

Тихо сели девочки

Тихо сели мальчики

На меня все посмотрели.

Слайд 1

За окном зимний месяц, землю припорошило снегом. Снежинки кружатся, на землю ложатся и даже оказались в нашем классе, у вас на партах, возьмем их в руки. Дружно делаем глубокий вдох, а теперь глубокий выдох в щелочку, чтобы наша снежинка путешествовала дальше.

Слайд 2

Я хочу, друзья признаться,

Что люблю я по утрам

Физзарядкой заниматься

Что советую и вам.

Всем зарядку делать надо-

Много пользы от нее.

А здоровье –вот награда

За усердие твоё.


_ О чем это стихотворение?

- Для чего надо делать зарядку?


- Выделите два главных (ключевых ) слова в этом стихотворении?


На минутке чистописания будем писать букву Зз и слова

Вспомним правила посадки при письме

- Правильно списать с доски написанные там слова. Подчеркнуть опасные места, поставить ударение.

- Какие опасные места подчеркнули?


Личная внутренняя готовность к учебной деятельности.























Здоровье, зарядка




9 декабря.

Классная работа.

С минутки чистописания

Письмо в тетради

Зарядка, здоровье

Регулятивные УУД

1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других

2.Этап актуализации знани

й


Посмотрите на кадр нас встречают герои нашего учебника

(Слайд 3 )

Что вы можете сказать о нашем герое? Какой он?

-А что од держит в руке?

-А что для дерева его корень?

-Ребята, а при чем на сегодняшнем уроке корень дерева? Какая связь с русским языком?

– Какое ещё значение слова корень вам известно?

-Вы назвали несколько значений слова корень?

Слайд 4 -Значит, слово «корень» какое по значению?


Слайд 5 Посмотрим следующий сюжет

Просмотр ЭОР корень слова и корень дерева

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf

С каким корнем слова познакомились? Какие слова выросли от корня слова?

Прочитаем слова на дереве. 1 ученик читает.

-Что можете сказать про эти слова ?

-Какая часть у них общая?

-Как вы их назовете?

- Что же такое корень? Подумайте




- Запишем 3 однокоренных слова.

Выделим корень.




- А если закроем в слове корень, то что можете сказать?

Переход, походы

Значит корень – это ..











У него в руках корень дерева

- Корень - часть растения.

- Корень слова.

(Часть слова, , корень зуба, волоса, корень уравнения).

Многозначное.







У этих слов есть общая часть

Корень, ХОД

Однокоренные слова

Корень - общая часть однокоренных слов


Запись в тетради 3 слов. Кто успел быстро пишут предложения.


Смысл слова не понятен, корень - главная часть слова

Познавательные УУД

1.Развиваем умение извлекать информацию из иллюстраций.

2.Выявлять сущность, особенности объектов и на основе анализа объектов делать выводы.


Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.




3. Постановка учебной задачи





































Работа в группах

Слайд 6


Ребята разложите слова на столе, прочитайте их

(учитель раздаёт разрезанные слова)


Хлеб, бережок, хлебный, побережье, хлебушек, бережёт



Подумайте, однокоренные ли эти слова? (Нет)



Разделите на группы, найдите общую часть, корень








Идёт обсуждение в группах





Познавательные УУД

1.Обобщать и классифицировать по признакам

Регулятивные ууд

1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД

1.Умение работать в группе.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме



4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)



































Физкультминутка)

Послушаем решения каждой группы


Сколько групп слов получилось? Почему?



-Какие слова в каждой группе?



Назовите корень каждого слова?




Все ли слова разделили по группам?

-Какое слово лишнее? Почему?


Проверим, по слайду, правильно ли мы разделили слова?

Слайд 6- 1, 6-2 (Группы слов проектируются)


- В каждой группе слов добавьте по 1 слову. Есть фломастеры, бумажки

(хлебница, берег)


- Так чему мы сегодня должны научиться?



- Давайте обсудим в группах и выведем правила которые вы должны запомнить (обсуждение в группе)


Слайд 7

Корень – это. . Главная часть слова, общая часть однокоренных слов

Однокоренные слова – это … близкие по смыслу слова, у которых один корень

Чтобы определить корень





Сверим наши правила с автором учебника

страница 87 учебника



Наши снежинки устали отдыхать, им хочется покружиться и полетать, поможем им и потанцуем вместе с ними (Песня «Снег-снежок»)

Выступление каждой группы

-2 группы слов так как разное лексическое значение


В этих словах есть общая часть – корень

Это однокоренные слова

Они близки по смыслу ( одни про хлеб, другие про берег)










Находить однокоренные слова и выделять в них корень


Обсуждение в группах



Алгоритм «Как определить корень слова»

1.Прочитать внимательно слово

2.Понять смысл слова

3.Подобрать однокоренные слова

4.Выделить корень слова

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов и на основе анализа делать выводы.

2. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

5. Первичное закрепление

Слайд 9 Послушаем задание

Вам надо расселить слова по домикам

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf



Что надо сделать для этого? На основе чего работать?

Работа в паре


- Обсудите в паре и запишите одну группу однокоренных слов в тетрадь. Выделите корень


- Представьте ваши результаты. Почему вы так разделили?


1-2 ученика у доски перетаскивают слова

























.







Работаем согласно алгоритма





Разный смысл слов.


Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2.  На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1.  Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3Коммуникативные УУД

1 . Оформлять свои мысли в устной форме

2. Умение работать в паре.

3. Развиваем умение слушать и понимать других

Личностные результаты

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

6..Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Слайд 10

Упражнение 101 с. 48 дидактический материал

- С чего начнём работу?

- Что надо сделать?

(Самостоятельная работа)

Слайд 11.

Проверьте правильно ли вы разделили

Слайд 12

Оцените себя на полях (кружочками)

Я справился. Молодец!


Мне было трудно, у меня есть ошибки.


У У меня не получилось




Чтение задания

Внимательно прочитать задание, записать однокоренные слова в столбики и обозначить корень




Выполняют задания.


Проверяют по эталону на доске.

Регулятивные УУД

1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



7. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности.




Слайд13

Посмотрим инсценировку «Родня ли гусеница гусю?»









- Гусеница утверждает, что она тётя, значит

родственница. Права ли она? Ответьте на вопрос?



- Для чего нужен корень слова?



Слайд 14

– Какое определение корня правильное? Выберите правильный ответ. Работа в группах



«Корень – это общая часть всех слов».

«Корень – это главная часть предложения».

«Корень – это общая часть однокоренных слов».



Слайд15

- Скажите на что похоже ваше настроение? Подумайте какое у вас настроение и продолжите предложение….


Мое настроение похоже на …. И почему?



Ведут диалог с учителем.



Инсценировка

- Вы кто такие?

- Я гусь,

- Я гусыня

- Я гусёнок.

- А ты кто?

- А я ваша тетка – гусеница.

Делают вывод



Для образования новых слов

Без корня нет смысла слова













Самооценка.



Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД

1.Умение работать в группе

2..Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

10. Домашнее задание.


Слайд 16

  1. Правило стр.86

Задание на выбор:

  1. Упр. 120 стр. 87 или ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Вырастить словесное дерево».


Выбирают задание и записывают в дневники.




Слайд 17

Всем спасибо за урок

Вот уже звенит звонок

Встаньте, подравняйтесь

С гостями попрощайтесь!












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"

Автор: Федорова Надежда Михайловна

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392621

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. "
    ["seo_title"] => string(69) "nabliudieniie-nad-odnokoriennymi-slovami-opriedielieniie-kornia-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108324"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403674659"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок русского языка по теме: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_nabliudieniie_nad_odnokoriennymi_slovami_opriedi"
    ["file_id"] => string(6) "356663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478608883"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "НАБЛЮДЕНИЕ НАД ОДНОКОРЕННЫМИ СЛОВАМИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОРНЯ СЛОВА"
    ["seo_title"] => string(69) "nabliudieniie_nad_odnokoriennymi_slovami_opriedielieniie_kornia_slova"
    ["file_id"] => string(6) "361183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479745891"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "«Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова»"
    ["seo_title"] => string(62) "nabliudenie_nad_odnokorennymi_slovami_opredelenie_kornia_slova"
    ["file_id"] => string(6) "477067"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1536033439"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока по теме: "Корень слова" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "137663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417418817"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства