kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели:

Образовательные:

- познакомить с однокоренными словами;

 -научить определять корень слова;

-повторить ранее изученные орфограммы.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.

 Демонстрационный материал:  ПК, экран, презентация, запись на доске, толковый словарь, задания для групповой работы, книга «Зимовье зверей».     

 Для индивидуальной работы: рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник.

Ход урока:

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

I   Организационный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

II  Чистописание.

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Введение в тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Сообщение темы и целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

.

Постановка целей через  проблемную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Закрепление  новых знаний.

Игра «Рассели жильцов»  (по вариантам)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Итог урока.

 

 

 

 

 

IX.Домашнее задание.

 

 

 

X. Рефлексия.

- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

- Сегодня на уроке нам придется делать открытия, много удивляться. А какой звук обычно произносят, когда удивляются?

- Вот поэтому мы сегодня вспомним, как пишется строчная буква О. 

- А что мы знаем  о букве О?

 

 

- Пишем две буквы с верхним соединением и две с нижним, соблюдая наклон и высоту.

- Ребята, зачем у буквы о нам нужны верхнее и нижнее соединение?

 

 

- С какими буквами о соединяется верхним соединением? Нижним?

 

 

 

- Запишите эти буквосочетания.

- Ребята, ответьте мне, над какой большой темой мы работаем?

- Вспомните, что мы уже узнали о слове?

 

- Сегодня, ребята, мы узнаем ещё много нового о слове.

 

- А сейчас, послушайте сказку.

Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами, в грамматическом царстве, орфографическом государстве жил-был царь.

- А хотите знать как звали этого царя, попробуёте  отгадать.

     Вот как его имя объясняется в толковом словаре Ожегова:

 

- Как же зовут царя?

- Откройте учебник на с.74. Какую новую тему в разделе «Слово» мы с вами будем изучать?

 Чему же так удивляется Петя Зайцев? Что он держит в руках?

 

 

- Ребята, а зачем нам говорить о корне на уроке русского языка.

- Правильно, ребята.

 

- Кто сформулирует тему нашего урока.

 

- Какие задачи каждый  поставит перед собой на урок?

 

 

-На уроках русского языка мы будем говорить о корне, как  о части слова.

Я вам расскажу одну историю.

Жил-был корень -сад-. Один  догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо веток росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

-Прочитайте эти слова.

 

 

 

- Как их можно назвать?

 

- Почему?

 

- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у  них есть одна общая часть. Какая?

- Что мы называем корнем?  

 

 

 

 

- А хотите сами стать такими садовниками?

- А попробуйте  закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слова?

- Какой вывод от сюда следует?

 

 

- Такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнёздами.

 

- Прочитайте правило на стр. 75 в желтой рамке.

- Какие вопросы можно задать к правилу?

- Сравните свое определение с тем, которое дали авторы. Правильно ли мы сделали вывод?

 

 

- Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»    

- Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

- Какой корень в этих словах?

- А почему слово гусеница не является родственником?

 

- Какие слова можно называть однокоренными?      

- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

                         

- Прочитайте вывод в учебнике в серой рамке и сравните с вашим. Правильно ли мы сделали вывод?

 

 

- К двум корням приехали гости. Но вдруг на небо налетела большая снежная туча и нужно быстро помочь гостям. Расселите гостей по домам.
(Два домика, два корня –зим- и –снег-)

Слова: зима, снег, зимовать, зимний, снежок, снежный, зимующие, снеговой, зимовье.

 

- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и успели расселить гостей по домикам до снегопада. И вот на поляну обрушился снег.

- Что такое зимовье? (воспит. момент.)

 

- Как вы думаете, для чего нужно зимовье для зверей?
- Кто помогает животным перезимовать в морозную зиму?
- Чем можем помочь мы с вами животным и птицам?

- Посмотрите, ребята, у меня есть сказка «Зимовье зверей». Мы с вами обязательно на кружке поставим эту сказку и потом покажем её на нашем празднике.

- Наступила зима, что происходит в это года с водоёмами?

 

 

Запишем об этом  предложение с комментированием.

 

 

 

Найдите грамматическую основу.

 

Найдите, но не обозначайте корень в слове мороз.

 

 

 

. Из предложенных высказываний найдите правильное определение корня.

 

Корень – это общая часть всех слов.

Корень – это главная часть предложения.

Корень –это общая часть всех родственных слов.

 

Какие же маленькие  открытия в  области русского языка вы сделали сегодня на уроке?

- Чему удивлялись на уроке?

- чему удивлялся Петя зайцев

 

Дома выполнить Упр.100 («Дидактический материал») или придумать  сказку про корень.

 

Оцените свою работу на уроке:

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. »

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели:

Образовательные:

- познакомить с однокоренными словами;

 -научить определять корень слова;

-повторить ранее изученные орфограммы.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.

 Демонстрационный материал:  ПК, экран, презентация, запись на доске, толковый словарь, задания для групповой работы, книга «Зимовье зверей».    

 Для индивидуальной работы: рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник.

Ход урока:

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

I Организационный момент.










II Чистописание.





Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»

















III. Актуализация знаний.









IV. Введение в тему.
































V. Сообщение темы и целей урока.











VI. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.



























Работа в группах.





























  • Работа с учебником







Физкультминутка

.

Постановка целей через  проблемную ситуацию.








































VII. Закрепление новых знаний.

Игра «Рассели жильцов» (по вариантам)































































VIII. Итог урока.























IX.Домашнее задание.




X. Рефлексия.

- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

- Сегодня на уроке нам придется делать открытия, много удивляться. А какой звук обычно произносят, когда удивляются?

- Вот поэтому мы сегодня вспомним, как пишется строчная буква О.

- А что мы знаем о букве О?




- Пишем две буквы с верхним соединением и две с нижним, соблюдая наклон и высоту.

- Ребята, зачем у буквы о нам нужны верхнее и нижнее соединение?





- С какими буквами о соединяется верхним соединением? Нижним?







- Запишите эти буквосочетания.

- Ребята, ответьте мне, над какой большой темой мы работаем?

- Вспомните, что мы уже узнали о слове?



- Сегодня, ребята, мы узнаем ещё много нового о слове.



- А сейчас, послушайте сказку.

Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами, в грамматическом царстве, орфографическом государстве жил-был царь.

- А хотите знать как звали этого царя, попробуёте отгадать.

Вот как его имя объясняется в толковом словаре Ожегова:








- Как же зовут царя?

- Откройте учебник на с.74. Какую новую тему в разделе «Слово» мы с вами будем изучать?

Чему же так удивляется Петя Зайцев? Что он держит в руках?





- Ребята, а зачем нам говорить о корне на уроке русского языка.

- Правильно, ребята.



- Кто сформулирует тему нашего урока.



- Какие задачи каждый поставит перед собой на урок?





-На уроках русского языка мы будем говорить о корне, как о части слова.

Я вам расскажу одну историю.

Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо веток росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

-Прочитайте эти слова.




- Как их можно назвать?


- Почему?


- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у  них есть одна общая часть. Какая?

- Что мы называем корнем?  





- А хотите сами стать такими садовниками?

  • Работаем в группах.

Задача: записать как можно больше слов с данным корнем.


-лес-

-стол-

-дом-

-ход-

-лед-

-гриб-


- Проверяем.




- Прочитайте только корни.



- Вы поняли, что обозначают эти слова?



- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слова?

- Какой вывод от сюда следует?





- Такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнёздами.



- Прочитайте правило на стр. 75 в желтой рамке.

- Какие вопросы можно задать к правилу?

- Сравните свое определение с тем, которое дали авторы. Правильно ли мы сделали вывод?



- Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»    









- Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

- Какой корень в этих словах?

- А почему слово гусеница не является родственником?

- Какие слова можно называть однокоренными?      





- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

                            








- Прочитайте вывод в учебнике в серой рамке и сравните с вашим. Правильно ли мы сделали вывод?



- К двум корням приехали гости. Но вдруг на небо налетела большая снежная туча и нужно быстро помочь гостям. Расселите гостей по домам.
(Два домика, два корня –зим- и –снег-)

Слова: зима, снег, зимовать, зимний, снежок, снежный, зимующие, снеговой, зимовье.


- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и успели расселить гостей по домикам до снегопада. И вот на поляну обрушился снег.

- Что такое зимовье? (воспит. момент.)






- Как вы думаете, для чего нужно зимовье для зверей?
- Кто помогает животным перезимовать в морозную зиму?
- Чем можем помочь мы с вами животным и птицам?





- Посмотрите, ребята, у меня есть сказка «Зимовье зверей». Мы с вами обязательно на кружке поставим эту сказку и потом покажем её на нашем празднике.

- Наступила зима, что происходит в это года с водоёмами?



Запишем об этом предложение с комментированием.




Найдите грамматическую основу.


Найдите, но не обозначайте корень в слове мороз.


Давайте подберем однокоренные слова, тем самым проверим правильность нашего решения.


Что вы заметили?




Какой вывод мы сделаем?



. Из предложенных высказываний найдите правильное определение корня.


Корень – это общая часть всех слов.

Корень – это главная часть предложения.

Корень –это общая часть всех родственных слов.


Какие же маленькие открытия в области русского языка вы сделали сегодня на уроке?

- Чему удивлялись на уроке?

- чему удивлялся Петя зайцев?









Дома выполнить Упр.100 («Дидактический материал») или придумать сказку про корень.


Оцените свою работу на уроке:

1. Вы считаете, что урок прошёл для вас          плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим.

 2. Вы считаете, что научились выделять корень  в словах, можете подобрать однокоренные слова, но иногда вам ещё нужна помощь.

3. Вы считаете, что было трудно на уроке            

- Урок закончен. Я довольна вашей работой. Всем спасибо.







- Веселым, интересным, чтобы узнать что-то новое…



- О-о-о





- Буква О обозначает звук [о], он гласный, может быть ударный и безударный.


Работают в тетрадях.(Сначала дети прописывают в воздухе.)


- Верхнее и нижнее соединение нужны потому что с некоторыми буква о соединяется сверху, с другими снизу.


- Верхнее соединение с буквами р, т, с, н, к, в.

- Нижнее соединение с буквами : л, м, я.


- Дети записывают ор, от, ос, он, ок, ов, ол, ом, оя.

- Тема «Слово».


- Слова, отвечают на вопросы кто? И что? Бывают одушевлённые и неодушевлённые и т.д.















(Лексическое значение слова дети читают в словаре)

  1. Подземная часть растения.

  2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

- Корень.


- Части слова.



- Петя держит корень растения и наверно, думает зачем же нам корень растения в этой теме..


- Потому что в русском языке есть корень слова.



- Корень слова.




- Учиться определять корень слова, красиво писать, быть внимательными, учиться дружно работать в группе.














посадка

садик

садовый

садовник

-сад-


- Однокоренные.


- У них общий корень –сад-.


- Корень.





- Корень- это общая часть родственных слов.


Дети в группах записывают однокоренные слова и выделяют корень.







Один человек от группы зачитывает записанные слова.


Каждая группа зачитывает только корни.


Да, например, лес – это множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами)


Нет.


Вывод: В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.










- Да.





Дети разыгрывают сценку.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тетка – гусеница.

- Да. Это слова гусь, гусыня и гусята.

- Гус-



- Слово «гусеница имеет другое смысловое значение.

-  Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.

 

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая       часть   в них является общей



Да.



1 вариант: Зима, зимовать, зимний, зимующие, зимовье.

2 вариант: снег, снежок, снежный, снеговой.







Значение
1. Место, помещение, где зимуют люди
2. Место, где проводят зиму животные, в том числе рыбы.


- Чтобы спрятаться от непогоды.

- Животным помогают люди.

- Сделать кормушки и подкармливать животных и птиц.

(Учитель показывает детям книгу «Зимовье зверей».)





- Водоёмы покрываются льдом.

Дети записывают и комментируют:

Мороз сковал льдом реки.

Мороз сковал.

-мороз-



Морозный, морозец, заморозил.


Слова имеют общую часть – корень, они близки по смыслу.


Мы правильно нашли корень, теперь можем выделить его в слове.


Корень – это общая часть

всех родственных слов.










Корень - главная часть слова.

В корне заключен смысл слова.

От корня «растут» родственные слова.

Чтобы правильно выделить корень надо подобрать родственные слова.




Дети показывают смайлики определённого цвета:

  1. Зелёный.

  2. Жёлтый

  3. Красный.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Автор: Шверненко Ольга Николаевна

Дата: 25.06.2014

Номер свидетельства: 108324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок русского языка по теме: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_nabliudieniie_nad_odnokoriennymi_slovami_opriedi"
    ["file_id"] => string(6) "356663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478608883"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "НАБЛЮДЕНИЕ НАД ОДНОКОРЕННЫМИ СЛОВАМИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОРНЯ СЛОВА"
    ["seo_title"] => string(69) "nabliudieniie_nad_odnokoriennymi_slovami_opriedielieniie_kornia_slova"
    ["file_id"] => string(6) "361183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479745891"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "«Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова»"
    ["seo_title"] => string(62) "nabliudenie_nad_odnokorennymi_slovami_opredelenie_kornia_slova"
    ["file_id"] => string(6) "477067"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1536033439"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока по теме: "Корень слова" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "137663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417418817"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) ""Корень слова" "
    ["seo_title"] => string(14) "korien-slova-2"
    ["file_id"] => string(6) "233405"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443094232"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства