Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Цели:
Образовательные:
- познакомить с однокоренными словами;
-научить определять корень слова;
-повторить ранее изученные орфограммы.
Развивающие:
-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
-развивать логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Демонстрационный материал: ПК, экран, презентация, запись на доске, толковый словарь, задания для групповой работы, книга «Зимовье зверей».
Для индивидуальной работы: рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник.
Ход урока:
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность ученика.
I Организационный момент.
II Чистописание.
Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»
III. Актуализация знаний.
IV. Введение в тему.
V. Сообщение темы и целей урока.
VI. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Работа в группах.
- Работа с учебником
Физкультминутка
.
Постановка целей через проблемную ситуацию.
VII. Закрепление новых знаний.
Игра «Рассели жильцов» (по вариантам)
VIII. Итог урока.
IX.Домашнее задание.
X. Рефлексия.
- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
- Сегодня на уроке нам придется делать открытия, много удивляться. А какой звук обычно произносят, когда удивляются?
- Вот поэтому мы сегодня вспомним, как пишется строчная буква О.
- А что мы знаем о букве О?
- Пишем две буквы с верхним соединением и две с нижним, соблюдая наклон и высоту.
- Ребята, зачем у буквы о нам нужны верхнее и нижнее соединение?
- С какими буквами о соединяется верхним соединением? Нижним?
- Запишите эти буквосочетания.
- Ребята, ответьте мне, над какой большой темой мы работаем?
- Вспомните, что мы уже узнали о слове?
- Сегодня, ребята, мы узнаем ещё много нового о слове.
- А сейчас, послушайте сказку.
Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами, в грамматическом царстве, орфографическом государстве жил-был царь.
- А хотите знать как звали этого царя, попробуёте отгадать.
Вот как его имя объясняется в толковом словаре Ожегова:
- Как же зовут царя?
- Откройте учебник на с.74. Какую новую тему в разделе «Слово» мы с вами будем изучать?
Чему же так удивляется Петя Зайцев? Что он держит в руках?
- Ребята, а зачем нам говорить о корне на уроке русского языка.
- Правильно, ребята.
- Кто сформулирует тему нашего урока.
- Какие задачи каждый поставит перед собой на урок?
-На уроках русского языка мы будем говорить о корне, как о части слова.
Я вам расскажу одну историю.
Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо веток росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
-Прочитайте эти слова.
- Как их можно назвать?
- Почему?
- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. Какая?
- Что мы называем корнем?
- А хотите сами стать такими садовниками?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слова?
- Какой вывод от сюда следует?
- Такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнёздами.
- Прочитайте правило на стр. 75 в желтой рамке.
- Какие вопросы можно задать к правилу?
- Сравните свое определение с тем, которое дали авторы. Правильно ли мы сделали вывод?
- Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»
- Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?
- Какой корень в этих словах?
- А почему слово гусеница не является родственником?
- Какие слова можно называть однокоренными?
- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?
- Прочитайте вывод в учебнике в серой рамке и сравните с вашим. Правильно ли мы сделали вывод?
- К двум корням приехали гости. Но вдруг на небо налетела большая снежная туча и нужно быстро помочь гостям. Расселите гостей по домам.
(Два домика, два корня –зим- и –снег-)
Слова: зима, снег, зимовать, зимний, снежок, снежный, зимующие, снеговой, зимовье.
- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и успели расселить гостей по домикам до снегопада. И вот на поляну обрушился снег.
- Что такое зимовье? (воспит. момент.)
- Как вы думаете, для чего нужно зимовье для зверей?
- Кто помогает животным перезимовать в морозную зиму?
- Чем можем помочь мы с вами животным и птицам?
- Посмотрите, ребята, у меня есть сказка «Зимовье зверей». Мы с вами обязательно на кружке поставим эту сказку и потом покажем её на нашем празднике.
- Наступила зима, что происходит в это года с водоёмами?
Запишем об этом предложение с комментированием.
Найдите грамматическую основу.
Найдите, но не обозначайте корень в слове мороз.
. Из предложенных высказываний найдите правильное определение корня.
Корень – это общая часть всех слов.
Корень – это главная часть предложения.
Корень –это общая часть всех родственных слов.
Какие же маленькие открытия в области русского языка вы сделали сегодня на уроке?
- Чему удивлялись на уроке?
- чему удивлялся Петя зайцев
Дома выполнить Упр.100 («Дидактический материал») или придумать сказку про корень.
Оцените свою работу на уроке: