- Цель: Формирование понятия о корне и однокоренных словах, умения отличать их от внешне сходных не однокоренных слов и форм слова, выделять в них корень.
- Задачи: Развивать навык написания корня в однокоренных словах и слов с изученными орфограммами.Развивать умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.Закрепить полученные знания с помощью практических заданий.
- Источники: Учебник русского языка для 3 класса, автор Мендикинова Р.Т., Никитина С.А.
- Ресурсы: Листы А-4, плакаты, цветные ручки. фломастеры, карточки, конверты с заданиями, кубики, стикеры.
Ход урока
I.Организационный момент.
1. Приветствие. Психологический настрой. Ученики стоят в кругу, взявшись за руки:
Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуйте, мои друзья! Очень рад вас видеть я!
Учитель: Ребята, рукопожатием и улыбкой передайте друг другу свое хорошее настроение.
2. Деление на две группы- по цветам стикеров.
Учитель: Сегодня мы будем работать в группах, для этого возьмите стикеры и рассаживайтесь по цветам за соответствующим им столам. (ученики занимают свои места за столами)
3. Составление правил работы на уроке.
Учитель: Ребята, успешность урока зависит то вашего поведения на уроке. На ваших столах лежат листы, на которых нужно записать правила работы на уроке. Но прежде посоветуйтесь в группах.
(Ученики советуясь, составляют правила и затем один из каждой группы зачитывает их )
Учитель: Молодцы, ребята. Вы составили хорошие правила. Давайте из них выберем самые главные, а я запишу их на доске.
(Учитель записывает правила на доске, затем ученики читают их хором.)
Правила работы на уроке: 1.Не опаздывать на урок. 2.Внимательно слушать учителя.
3. Не перебивать друг друга 4. Один говорит, остальные слушают.
5.Быть активным на уроке.
Учитель: Молодцы, ребята. Сможем ли мы придерживаться этих правил? Готовы к уроку? А эти строчки пусть будут нашим девизом на уроке (девиз записан на доске):
На уроке не болтать! Время даром не терять!
Нужно многому учиться, В жизни это пригодиться!
4. Оформление тетради. Ученики записывают число и «Классная работа»
II. Вызов. Сообщение темы урока через применение стратегии «Кластер»
Учитель: Во втором классе мы изучали тему «Состав слова». Какие части слова вы знаете?
Пусть каждая группа составит кластер «Части слова». (группы составляют кластеры и по завершении поднимают свои листы)
- Молодцы! Назовите эти части слова.
-Дайте им определения. -Какая из этих частей самая главная?
-Кто догадался - какая тема нашего урока? -Правильно, сегодня мы будем учиться находить корень в словах и подбирать однокоренные слова.
III. Изучение новой темы. Осмысление.
1.Наблюдение над однокоренными словами. Стратегия «Белый конверт»
А) Работа в группах.
Учитель: Каждая группа получает конверт с заданиями. Выполняем задание № 1. Внимательно его прочитайте. Посоветовавшись друг с другом, ответьте на вопросы и запишите слова в тетрадях. Группа, выполнившая задание первой, поднимает руки.
Задание №1: Допишите предложения. В записанных вами словах выделите корень. 1-ая группа: 1)Здание, в котором живет семья, называется … . 2)Он бывает маленький … . 3)Учитель задает в конце урока … задания.
2-ая группа: 1) Здание, в котором мы сейчас находимся … . 2) Тот, кто здесь учится - ученик или … .
3) Участок, который находится вокруг нее- … .
Учитель: Какие слова вы записали? Что вы можете сказать о них? (каждая группа зачитывает записанные слова, называет корень)
2. Работа с правилами.
Учитель: Откройте учебники, прочитайте правила на страницах 42-43.
- Что называется корнем слова? - Какие слова являются однокоренными? -Приведите примеры.
Б) Работа в парах.
Задание №2 : Прочитайте слова. Выделите корень. Найдите лишнее слово. Запишите однокоренные слова в тетрадь.
1пара- вода, водный, водитель, водяной; 2 пара- гора, горе, горный, горочка;
3 пара- рисунок, зарисовка, рисовый, рисовать; 4 пара- носовой, носить, носик, нос.
( выполнив работу, пары меняются тетрадями и проверяют правильность выполнения.)
Учитель: Ребята, что вы заметили? - Все ли слова с одинаковым корнем являются однокоренными? -Какие слова, по-вашему, лишние? Почему?
3. Работа с правилом на странице 45.
- Прочитайте правило. Какими должны быть однокоренные слова?
4. Физминутка.
В) Работа в группах. Задание № 3
Стратегия «Кьюбик» (Кубизм)
Учитель: Каждый из вас бросает кубик и записывает однокоренные слова к выпавшему слову.
(Слова на гранях кубика: еж, трава, рыба, земля, море, лиса.)
Учитель: Прочитайте записанные слова. Какие однокоренные слова можно еще добавить? - Почему эти слова называются однокоренными?
Задание № 4
Учитель: В одной волшебной долине росло два чудесных дерева. Они гордились своими крепкими ветками и красивыми листочками. Но вдруг налетел ветер и оборвал все листочки. Как помочь деревьям вернуть былую красоту?
( Каждая группа получает листы с изображением дерева. 1-ая группа- дерево с корнем сад, 2-ая группа- лес)
- Дорисуйте ветки и на них запишите однокоренные слова. (ученики выполняют задание)
Презентации групп. Представитель каждой группы вывешивает лист с изображением дерева на доску.
Учитель: Прочитайте записанные слова. - Молодцы, все справились с заданием. Теперь благодаря вам эти деревья вновь обрели свою красоту.
IV. Итог урока. Рефлексия.
1. Учитель: Наш урок подходит к концу. Вы справились со всеми заданиями, молодцы! Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке. -Что мы находили в словах? -Какие слова мы подбирали? -Какие слова называются однокоренными?
(На доске учитель составляет опорную схему по ответам учеников):
КОРЕНЬ однокоренные слова одинаковый корень одинаковое значение
Учитель: Все ли поняли тему нашего урока? -С каким настроением вы завершите урок ? Отразите на смайликах свое настроение и приклейте смайлики на доску.
2. Домашнее задание.
-выучить правила на страницах 42,43,45. Выполнить упражнение 100.