Просмотр содержимого документа
««Н и НН в наречиях на –о, -е»»
Тема «Н и НН в наречиях на –о, -е»
Орг. момент
Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Тамара Юрьевна. И сегодняшний урок мы проведем вместе с вами.
Сегодня на уроке мы с вами будем заниматься очень важным делом, таким как строительство своего дома знаний. Поэтому у вас на партах лежат планы строительства, в ходе урока ваш дом будет наполняться знаниями. Также я вам буду раздавать кирпичики за работу на уроке, которые вы сможете в конце урока обменять на отметки.
Ну что готовы приступить?
Ход урока
С чего начинается строительство дома? Конечно же, с фундамента.
В нашем же случае фундаментом будут ваши знания. Подумайте и ответьте на вопрос:
Изучая, какие части речи, вы говорили о правописании Н и НН в этих частях речи?
«Н и НН в разных частях речи»
Прил прич.
Давайте вспомним правила и создадим алгоритм (схему) нашей работы
Молодцы, теперь нам как следует нужно уложить фундамент и начало положено.
В представленных словах и словосочетаниях устно объяснить условия выбора Н и НН.
Лебединый, безбоязненный, песчаный, ветреный, вагонный, стеклянный, засеянные поля, раненый солдат, тренированный спортсмен,, предложение записано, обобщенный опыт
2. Из продиктованных предложений выписать слова на данные орфограммы, обозначить графически условия выбора Н и НН.
1) Почтальон принес нежданную весть из дома. (такой, которую не ждали; неожиданный)
2)Мама сказала: «Утро вечера мудренее». (посл. о том, что утром легче принять правильное решение)
3) Прораб на стройке произнес пламенную речь. (воодушевленную, переносное значение)
4) Таинственные истории происходили в доме на горе.
нежданную - нежданно
пламенную - пламенно
мудрёные - мудрено
таинственные – таинственно
Фундамент положен, ну что готовы строить основную часть дома.
(конкретно спросить человека. Давайте поможем строителю)
О какой части речи мы еще ни сказали ни слова? (Наречии – дописать на доске НАРЕЧИЯ)
Образуйте от слов, которые записаны у вас в столбике, наречия.
- проверка (слайд +) давайте проверим, правильно ли мы уложили наши кирпичи.
На чем был основан наш фундамент? (н и нн в прилаг и причастиях)
А сейчас о какой части речи мы говорим? (наречие)
Итак, какая же тема сегодняшнего урока? Над чем мы будем работать?
Н и НН в наречиях на –о, -е
Итак, с темой мы определились, значит можно смело сказать, что первый кирпич положен успешно.
Чтобы дом был построен, чему мы должны сегодня научиться? (мы должны научиться писать Н и НН в наречиях, точнее должны узнать, в каких наречиях нужно писать Н, а в каких НН)
Чтобы дом был прочным, его строят по определенным правилам. Давайте и мы с вами сформулируем правило, чтобы наш дом был крепким и надежным.
Посмотрите на кирпич №1, уложим его заново и сформулируем наше правило.
Сколько Н пишется в наречиях?
(Продолжите предложение: В НАРЕЧИЯХ ПИШЕТСЯ СТОЛЬКО Н, СКОЛЬКО….) в слове, от которого они образованы.
Двигаемся дальше и сейчас нам нужно быть внимательными. Мы укладываем следующий кирпич нашего будущего дома.
Задание:
Спишите, в скобках указывая слово, от которого образовано наречие.
Самоотверженно служить Родине (самоотверженный),
Ну тогда приступаем к укладке второго кирпича. Как только вы выполните работу, сигнализируйте мне, подняв руку.
ответственно отнестись к заданию (ответственный), уверенно вести корабль (уверенный), интересно рассказывать (интересный), работать серьезно (серьезный), увлеченно (увлеченный), вдохновенно (вдохновенный).
Отлично, все справились и теперь можно сделать небольшой перерыв. Чем строители занимаются во время перерывов? Пытаются себя как –нибудь развлечь, вот и мы с вами сейчас поиграем в крестики-нолики.
Игра «Крестики-нолики». Правописание н-нн в наречиях.
Учитель читает предложения вразнобой. Ученики ставят крестик в квадрате под нужной цифрой в случае написания НН в наречиях, нолик – Н в суффиксе наречия.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.Вокруг было пустынно и величественно.
7.Широкий поток ледяной воды бешено мчался с горы.
3.Пестрые лодки рыбаков стояли неподвижно.
4.Собрание прошло буднично.
9. Над садом торжественно звучала песня.
2.Сын слушал выговор отца безропотно.
×
О
О
О
×
О
О
О
×
6.Андрей скромно сидел за столом.
8.Степан благодушно взглянул на своего товарища.
5.Звук падения воды странно сливался со стуком часов.
Пока мы были на перерыве, заказчик попросил внести изменения в строительстве, добавив второй этаж. Я не могу решить самостоятельно в этом вопросе, думаю, что вы сможете мне помочь.
Все сосредоточенно слушали объяснения прораба.
Строительство было сосредоточено на равнине. (сконцентрировано в одном месте)
Какая же опасность подстерегает нас при строительстве?
Да, необходимо различать наречие и краткое причастие.
(По вопросу и синтаксической роли в предложении).
Ну вот и последний этап работы – накрыть крышу. Внимательно посмотрите, у вас сейчас есть пустая черепица, а нам нужно выбрать только хорошую. Иначе наша крыша будет протекать.
Задание: Вставить н или нн.
Тест.
испуганно посмотрел
взволнованно говорить
бешено скачет
бездумно посмотрел
отчаянно закричал
внимание ребят рассеянно
войско было объединено
буйно разрастаться
ответить сдержанно
рассказывает замечательно
Ответ.
1. НН
2. Н
3. Н
4. Н
5. НН
6. НН
7. НН
8. Н
9. НН
10. Н
(взаимопроверка)
Так как вы уже специалисты и можете оценить качество выбранной черепицы, то я попрошу вас проверить друг друга.
Критерии
0-1– 5
1-2- 4
3-5 -3
6 и более - 2
Теперь можно смело назвать вас специалистами в области строительства домов и по применению данного правила. И хочу вам вручить сертификаты.
Мы успешно построили наш с вами дом знаний. А чтобы дома ваши были прочными, я предлагаю вам, изучив , выполнить дома следующее задание упр.
Перед тем как друг другу сказать до свидания. Я как прораб планирую ездить по другим заведениям и продолжать строительство.