Урок "Н -НН в именах прилагательных" полностью соответствует стандарту второго поколения. Урок разработан по УМК «Русский язык» под ред. М.М. Разумовской. В проведении урока использованы средства, обеспечивающие учебный процесс: компьютер, 4 ноутбука, мультимедийный проектор, презентация для урока в программе Power Point, карточки для работы в парах и группах, интерактивный тест в программе « МuTestEdit» Формы деятельности на уроке: групповая, в парах, индивидуальная.Цель урока: достижение метапредметных. предметных и личностных результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Н -НН в именах прилагательных »
Конспект урока
Учитель:ГолодТатьяна Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Октябрьская СОШ Кулундинского района. Урок в 6 классе «Написание –Н- -НН- в прилагательных»
Город, район: Кулундинский
Образовательное учреждение: МБОУ Октябрьская СОШ
Предмет (или должность): учитель русского языка и литературы
Класс : 6
Тема урока: «Написание –Н- -НН- в прилагательных»
Тип урока: изучение нового материала
Подход в обучении: системно-деятельностный
Характеристика класса: класс однородный, мотивированный на усвоение учебного материала в полном объёме, 40% - имеют отличные знания, остальные учатся на «4» и «5». Предмет преподаётся на базовом уровне. Психологический микроклимат положительный.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: УМК «Русский язык» под ред. М.М. Разумовской, компьютер, 4 ноутбука, мультимедийный проектор, презентация для урока в программе Power Point, карточки для работы в парах и группах (Приложение 1), интерактивный тест в программе « МuTestEdit» (Приложение 7),.
Формы деятельности: групповая, в парах, индивидуальная.
Вид контроля: текущий
Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов
Личностных ( формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, освоение социальных норм, правил поведения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора);
Метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем );
Предметных (формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать лингвистическую информацию, знакомство со способами образования слов, приобретение практических навыков определения способа образования слова, закрепить понятие о формообразовательных и словообразовательных морфемах, тренироваться в подборе однокоренных слов и делении слов на морфемы, осваивать лингвистические понятия ).
Планируемые результаты:учащиеся научатся различать суффиксы прилагательного, работать в парах, рефлексировать, оценивать результат.
1. Организационный момент
Задача учителя: подвести учащихся к пониманию темы и определению задач урока.
Задачи для учеников:принимая активное участие в разговоре учителя с классом, прийти к пониманию того, что они будут делать на уроке и чему они должны научиться.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание (планиру- емые результаты)
Психологический настрой
Ведёт диалог:
-Пожелаем друг другу удачи.
-Давайте поговорим о настроении.(спросить у детей какое у них настроение).
-Какие слова помогают нам определить наше настроение?
-Почему именно именами прилагательными вы определили своё настроение?
Отвечают, что имена прилагательные наиболее полно дают характеристику настроения.
Отвечают, что слушать надо друг друга.
Личностные: осознание важности учебного труда, получение позитивного настроя на работу, что является мотивацией к изучению предмета.
Предметные: познакомиться с правилом написания – Н- -НН- в прилагательных и научиться его применять, через алгоритм «Написание –Н- -НН- в прилагательных».
Метапредметные: находить тему урока, определять основную идею, высказывать её в чёткой формулировке; ориентироваться на страницах учебников, понимать задания; уметь выстраивать аргументы, вести диалог, выслушивать товарищей, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Задача учителя: получить информацию о том, как ученики относятся к домашней работе, о качестве выполненной работы и о наличии пробелов в знаниях, о степени самостоятельности при выполнении д. заданий, помочь увидеть, понять и исправить собственные ошибки и ошибки товарищей, подвести их к выводу о необходимости систематической работы.
Задачи для учащихся: понять уровень выполнения работы каждым из них; имеются ли пробелы в знаниях и ошибки; если да, то какие и как восполнить и исправить; получить оценку своей работы (оценочное суждение).
Методы мотивации: слово учителя и доброжелательная атмосфера; разнообразные формы работы ( в парах)состояние сотрудничества.
Критерии оценивания ответов учеников: умеют объяснить суть дом. задания ( что делали, как делали, почему именно так) ; умеют рассказать это и оценить результат.
Если учащиеся не достигли цели, то предлагается следующее: - поняли, как выполняется задание – выполнить к следующему уроку; - не поняли, как выполняется задание – предлагается помощь учителя после уроков или помощь одноклассников.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание (планируе-мые результаты)
Организует проверку выполнения домашнего задания:
1). Интерактивный тест по аналогии с домашним заданием « Способы словообразования прилагательных» (Приложение 7)
Напоминает правила выполнения тестов с одним ответом.
Наблюдает за работой пар, помогает организовать работу парам, испытывающим трудности.
Ведёт разговор, помогая увидеть как плюсы, так и минусы.
Организует анализ и обсуждение результатов работы.
Озвучивает оценки каждой пары (если нужно поддержать кого-то или стимулировать действие) или не выставляет их.
Работают в парах, стараются увидеть, что получилось и не получилось у партнёра, помочь ему понять свои ошибки и исправить их.
Высказывают свои суждения друг другу.
Учащиеся выполняют тест, сигнализируют о завершении работы, поднимая сигнальную карточку.
Высказывают свои предложения и принимают коллективное решение.
Учащиеся высказываются о правильности выполнения задания, аргументируют свои мнения, высказывают оценочные суждения, анализируют ошибки.
Личностные: убедятся в том, как важно уважительно относиться к учению; должны проникнуться серьёзностью при выполнении взаимопроверки; обогатят опыт общения при совместном выполнении работы.
Предметные: отрабатывают умения быстро и правильно определять способ словообразования.
Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения задания, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; находить общее решение.
3. Изучение нового учебного материала.
Учащиеся уже знакомы со словообразовательными моделями, с алгоритмом «Словообразовательный разбор». На этом уроке им предстоит находить суффиксы, на изученное правило.
Задачи учителя: создать условия для восприятия, осмысления правила–Н- -НН- в суффиксах прилагательных в русском языке и алгоритма определения правописания суффиксов.
Задачи для учащихся: научиться применять правило, используя алгоритм; доказывать свою точку зрения.
Уровень внимания учащихся определяется активностью и эмоциональностью учащихся на уроке, желанием выполнять задания как можно быстрее и качественнее, стремлением поделиться результатами работы с одноклассниками.
Стимулирование активности: слово учителя, разнообразные формы работы (индивидуально и в паре, в группе ), создание ситуации успеха.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание(планируемые результаты)
-Давайте выполним 1-е задание (Приложение 2). При выполнении задания можно пользоваться таблицей. (Приложение 3)
- На доске записаны словообразовательные модели
-Вы мне должны доказать, что вы правы.
Процессуальная рефлексия
- Для чего мы выполняли это задание?
-Скажите, а почему тема нашего урока закрыта?
Постановка проблемы
Ведёт диалог, подводящий учащихся к теме урока и задачам:
- Почему у вас возникли сложности в написании этих прилагательных?
-Что будем с ними делать?
-Почему строение слова ( например, туманный) зависит от правописания?
-Сформулируйте тему урока.
-Поставьте задачи.
- Делаем запись в тетрадях
( число, классная работа)
- «Откройте учебник п. 17 на стр.67-69, прочитайте рубрики «Возьмите на заметку»
- Сделайте вывод о том, как необходимо заполнить схему- алгоритм (Приложение4)
Помогает составить алгоритм, если возникнет необходимость
Ведёт диалог:
- Подумайте, как оформите устный ответ.
- Сравните свои схемы- алгоритмы с со схемой на слайде.
Процессуальная рефлексия
Читают и выполняют задание
Обсуждают в группах и определяют к какой модели подходят данные слова в задании.
Приводят доказательства.
Отвечают, что правописание напрямую связано со словообразованием.
Отвечают, что новая тема
Отвечают, что не знают правило. Рассуждают и делают вывод о том, что сначала необходимо узнать тему урока.
Будем искать ответы на возникшие вопросы.
Отвечают, что слово туманный, образовано суффиксальным способом, выделяют корень, находят исходное слово. –Н- входит в корень, а вторая является суффиксом.
Формулируют тему и задачи урока.
Делают запись в тетрадях.
Находят и читают. Изучают содержание материала на странице и высказывают свои предположения, аргументируя их, соглашаясь или не соглашаясь с товарищами.
Составляют алгоритм правила –Н- -НН- в прилагательных и проверяют его на слайде.
Помещают на доску, получившиеся схемы- алгоритмы. Ответы групп.
Сравнивают схемы, анализируют, где правы, а где ошиблись.
Делают вывод в результате наблюдений и обращению к Теории учебника
Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении и совместной деятельности со сверстниками.
Предметные: познакомятся с алгоритмом определения способа образования слова; закрепят правило –Н- -НН- в суффиксах прилагательных.
Метапредметные: планирование пути достижения целей; будут иметь возможность наблюдать и делать выводы (умозаключения); будет предпринята попытка создания алгоритма, соотнесения его с образцом, использование этого алгоритма в работе; работа с учебником: сопоставлять и отбирать информацию, определять правильность выполненного задания.
4. Закрепление учебного материала
Задачи учителя: создать условия для формирования умения применять правило –Н- -НН- в суффиксах прилагательных.
Задачи для учащихся: научиться применять правило –Н- -НН- в суффиксах прилагательных.
Определение степени усвоения учащимися учебного материала: отсутствие страха, неуверенности при выполнении задания; правильность выполнения задания; правильность использования алгоритма.
Если не все учащиеся усвоили новый материал, учитель предлагает несколько путей решения проблемы: поможет сам после уроков, помогут одноклассники (если выразят желание)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание (планируемые результаты)
Организует работу по выполнению упр. № 163,165 (стр.68-69)и проверку в группах. Активизирует учащихся, привлекая их внимание к умению применять правило при выполнении заданий.
Предлагает закрепить полученную информацию, повторив правило при проверке выполнения упражнения.
Организует работу по выполнению задания на слайде: « Образуйте прилагательные, используя суффиксы с буквой Н»
(Приложение 5)
Оказывает помощь группам, затрудняющимся в определении алгоритма.
Оценивает работу ученика, работавшего у доски. Оценочные позитивные слова произносит в адрес всех учащихся.
Процессуальная рефлексия
- Для чего мы выполняли это задание?
Предлагает поработать самостоятельно, акцентируя внимание на том, что каждый сам должен уметь делать то, что частично или полностью делали в группе. Особое внимание уделяет тому, что возможна и работа в парах, если ученик испытывает некоторую неуверенность.
( Приложение 6) (Ключ на слайде)
Наблюдает за работой учащихся, особое внимание обращает на тех, кому необходима постоянная поддержка, помогает, если только его помощь нужна.
Выслушивает мнение учащихся о результатах выполнения упражнения самостоятельно.
Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, партнёра и всего класса. На слайде дополнить предложения оценочными словами.
Рефлексия
Ведёт диалог:
-Что у нас сегодня получилось?
-с Какими проблемами столкнулись?
-Как мы их можем решить?
Выполняют задание упражнений. Читают задание, пытаются понять его и выполнить, используя алгоритм.
Проверяют правильность выполнения упражнений, сверяясь со слайдом. Комментируют ответы.
Проверяют работу партнёра, оценивают в корректной форме. Слушают и понимают задание, работают в группе, один из группы выходит к доске и образует прилагательные, используя в суффиксе букву Н., проверяют правильность своего вывода.
Отвечают, что для умения применять изученное правило.
Изучают содержание карточек, пытаются понять смысл задания, определяют в паре алгоритм выполнения задания, но выполняют самостоятельно и письменно.
Приступают к выполнению задания.
Проверяют и оценивают свою работу самостоятельно, ключ на слайде.
Сверяются с ключом, оценивая правильность выполнения. Учащиеся высказывают свои суждения о работе партнёра корректно, отмечая больше удачи, чем неудачи.
Анализируют свою работу. Делают выводы о том, что получилось, а над чем необходимо поработать.
Личностные: возможность развивать коммуникативную компетентность в общении и совместной деятельности.
Предметные: учащиеся получают опыт анализа, учатся применять правило; закрепляют умение объяснять правило.
Метапредметные: учатся соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своих действий и действий партнёров в ходе работы; пользоваться алгоритмом, образцом; имеют возможность проанализировать результаты своей работы на уроке и сделать вывод о её успешности.
5. Задание на дом
Задачи учителя: сообщить учащимся их домашнее задание; донести до них суть задания на дом; помочь понять, что они могут успешно выполнить его; напомнить учащимся критерии успешного выполнения домашнего задания.
Задачи для учащихся: понять смысл заданий к упражнениям на дом; настроиться на их обязательное выполнение.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Объясняет, что задание носит творческий характер. Для своего партнера необходимо составить карточку из 15-20 слов, на изученную орфограмму, п. 17
Учитель говорит слова поощрения и нацеливает на реальность успешного выполнения домашнего задания большинством учащихся и напоминает критерии успешного выполнения дом. задания.
-Спасибо за урок!
Учащиеся читают задания к упражнениям, осмысливают задания, обсуждают с товарищем в паре порядок выполнения заданий, но окончательно выбрать уровень задания можно дома.
Принимают информацию к сведению.
Личностные: возможность осознать необходимость ответственного отношения к выполнению домашнего задания; понимать уровень своей готовности к его выполнению.
Метапредметные: предложено понять смысл домашнего задания; выработать свой алгоритм выполнения задания; выбрать одно из заданий по результатам оценки усвоения материала урока; повторить критерии успешного выполнения домашнего задания.
Задание: соотнесите данные слова к следующим словообразовательным моделям : презабавный; атомоходный; футболист; соавтор; переход; подстаканник; счастливый; испытатель; преподаватель; солдатский.
ПРИЛОЖЕНИЕ3
Я знаю
Я умею
Не знаю
Хочу узнать
ПРИЛОЖЕНИЕ4
ПРИЛОЖЕНИЕ5
Задание: образуйте от слов прилагательные, используя суффиксы с буквой н:
Лёд, клятва, лебедь, песок, цена, экскурсия.
ПРИЛОЖЕНИЕ6
Задание: образуйте от слов прилагательные, используя суффиксы с буквой н:
Дерево, серебро, станция, сокол, снег, лошадь.
(Приложение 7)
1. Нижеследующее слово образовано при помощи приставки:
а) бумажный; г) преспокойно;
б) безаварийный; д) домище;
в) подыскать; е) разбежаться.
2. Нижеследующее слово образовано при помощи суффикса:
а) дружески; г) разудалый;
б) зеленеть; д) болотистый;
в) сверхскорость; е) кто-то.
3. Нижеследующее слово образовано при одновременном присоединении приставки и суффикса:
а) загородный; г) никто;
б) красота; д) застолбить;
в) прикаспийский; е) издалека.
4. Нижеследующее слово образовано при помощи сложения:
а) комдив; г) МГУ;
б) юннат; д) бурелом;
в) переплыв; е) заготовитель.
5. В этом предложении есть существительное, образованное путём сложения целых слов:
а) Дизель-электроход, обслуживающий обычно паромную переправу, взял курс на север.
б) Как назло, поблизости не было ни одного телефона-автомата.
в) Обедали мы чаще всего на фабрике-кухне.
г) Поставив на ночь с полдесятка удочек под берегом лесного озера, я надел плащ и устало лёг на моховой коврик отрухлевшего пня.