Просмотр содержимого документа
«Морфологические признаки прилагательного»
Урок русского языка в 6-м классе "Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные признаки"
(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 6-го класса основной школы/ Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2009)
Цели:
- повторить известное об имени прилагательном; определять морфологические признаки, показать роль имён прилагательных в предложениях;
- развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;
- воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (упр. 294).
С какими сложностями вы встретились при выполнении д/з?
Над какими орфограммами вы работали, выполняя это упражнение?
Желтенькие, шорты - буквы о-е в корне слова
Мальчонка, ситцевая, рубашонка, холщовые – буквы о-е в суффиксах существительных и прилагательных.
С товарищем, уроженцем, большого – буквы о-е в окончаниях существительных и прилагательных.
III. Языковая разминка.
Записать предложение, назвать грамматическую основу, графически обосновать постановку знаков препинания, начертить схему предложения, объяснить правописание н и нн в именах прилагательных, другие изученные орфограммы.
Осенней, летней, зимней, весенней порой мы по воскресеньям пробираемся в глубину чащи и подходим к небольшой поляне.
Определите лексическое значение слова “чаща”
Как вы думаете, зачем мы пробираемся в глубину леса? (полюбоваться, понаблюдать)
А каким бывает лес осенний, летний, зимний, весенний?
- Найдите слова, которые помогают представить лес как живое существо: (задумчивый, немой, молчаливый, сонный). Как называется такое выразительное средство языка? (Олицетворение)
- Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко, красочно и выразительно описывать предмет. (лес)
Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Вывод. Прилагательные, и обычные, и эпитеты украшают нашу речь, конкретизируют ее, делают богатой, насыщенной, яркой, образной, художественно выразительной
IV. Формулирование темы урока.
- Что вы можете сказать о словах, содержащих данные морфемы? Какими частями речи они могут быть?
- Какими морфологическими признаками обладают?
- Какая морфема, по-вашему, является носителем грамматического значения?
Отметьте окончания прилагательных в записанном в тетради предложении. Укажите грамматическое значение этих прилагательных
- Как вы считаете, род, число и падеж - это постоянные признаки прилагательного или непостоянные? Докажите. Сформулируйте и запишите тему урока.
V. Развитие учебно-языковых умений.
1. Читаем теоретический материал на с. 132, повторяем морфологические признаки имени прилагательного.
2 .Закрепление знаний, развитие умения находить в тексте имена прилагательные.
Обратимся к слову “прилагательное”. Назовите и объясните орфограммы в термине “прилагательное”.
Приставка при-, т.к. значение присоединения.
Корень –лаг- , т.к. есть суффикс -а-
- Как мы можем определить морфологические признаки имени прилагательного? К какой части речи “прилагаются” имена прилагательные? (к имени существительному).
- Правильно. Ведь Прилагательному никак не прожить без друга –Существительного? Кому понадобятся его признаки, его богатство?
- Значит, определить морфологические признаки прилагательного можно по имени существительному.
Упражнение 296 (стр.131). Прочитайте текст. По ходу чтения подчеркивай имена прилагательные. Как ты думаешь, какую роль в тексте играют слова этой части речи?
- Выпишем из текста словосочетания прилагательное + существительное.
- Какое слово в них является главным? (имя существительное)
Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой, как радует глаз вторая. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые и т.д.
Все это разнообразие передается с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого: “Какова трава? Снег? Ночь?” — и он ответит: “Трава зеленая. Снег белый. Ночь темная”. А всегда ли снег белый? Конечно, нет. Он бывает темно-голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме — пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать — он холодный, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных только для описания снега.
Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону. По частоте употребления прилагательное занимает третье место после имени сущ-го и глагола
Р/р. Упр. 298 (выполняется письменно, самостоятельно, с последующей проверкой. Особое внимание обращается на выразительность и разнообразие использованных учащимися прилагательных).
Прочитаем текст. Нравится ли вам текст? Почему? Чего-то в нем не хватает? Как вы думаете, чего? (прилагательных).
То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.
- Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным?..
- Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам! Почему? (С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)
- Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных? (Описать парк, сад, дом показать его красоту, сказочность). Молодцы!
- В каких ситуациях вам приходилось описывать что-либо или слышать описание от других, читать его? (Когда рассказывали друзья об увиденном; читали в объявлениях о пропаже или продаже чего-то, кого-то; встречали в текстах художественных произведений, в энциклопедиях и др.)
- Что может быть объектом нашего описания? (Предметы, животные, человек, природа, помещение, архитектурные сооружения, памятники и др.)
А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.
- Иногда в тексте описанный предмет может быть не назван, но мы, как на фотографии, сделанной искусным мастером, увидим его и сможем точно узнать. Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.
Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти - весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки. (По Ю.Яковлеву).
- Иллюстрация готова. Открываем глаза. Кого вы изобразили? (лося)
- Какова структура описания? (Проследите на тексте).
- Какого стиля речи описание перед нами?
- Какие изобразительно-выразительные средства художественного стиля помогают нам узнать лося?
Эпитеты: стройные ноги, горбоносая морда.
Метафоры: огромные вывороченные корни-рога.
Сравнения: словно белые туго натянутые чулки; нога, точно у скакового коня).
- Значит, прилагательные не только помогают нам описывать природу, но и предметы с разных сторон. С помощью прилагательных описывается внешность человека, они помогают в описании характера.
На сегодняшнем уроке нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зорких глаз, здесь нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться.
Сочинение-описание по заданию упр. 299.
VII. Подведение итогов урока.
Вывод. Имя прилагательное – очень значимая, полезная, необходимая часть речи.