Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечания |
1. Организационный этап | Здравствуйте, ребята. Садитесь. | | |
| В течение нескольких предыдущих уроков вы знакомились с такой частью речи, как деепричастие. Определяли её значение, морфологические признаки, изучали правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте. Сегодня мы получим новые знания об одной из удивительных частей речи, которую Владимир Иванович Даль назвал «частью речи, причастной к глаголу, в образе прилагательного». | | |
| Откройте тетрадь, запишите дату и вид работы. После указания вида работы отступите одну строчку, так как тему мы запишем чуть позже. | Образец записи: Двадцать пятое февраля Классная работа | |
2. Изучение нового материала | Работу на сегодняшнем уроке мы начнём со зрительного диктанта. Закройте тетради и обратите внимание на слайд. На нём представлена загадка, ваша задача – внимательно прочитать её и запомнить. После того, как я уберу загадку со слайда, вы должны записать её в тетрадь, соблюдая все орфографические и пунктуационные нормы. Кто не понял? Даю вам на запоминание 3 минуты. | | Слайд 1 |
| Итак, откройте тетради, приступайте к работе. | Образец записи: Мы войдём в лесную чащу, Бродит там медведь рычащий. В этих строчках, я замечу, Есть особая часть речи. | Слайд 2 |
| Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сверьте получившуюся загадку со слайдом. Поставьте соответствующую отметку. Шкала оценивания находится на слайде. Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы. | | Слайд 3 |
| Догадались ли вы, о чём эта загадка? О какой особой части речи в ней говорится? | Образец ответа: В этой загадке говорится о причастии. | |
| Верно. Запишите тему тетради: Морфологические признаки причастия. | Образец записи: Морфологические признаки причастия | Записать тему на доске |
| Ещё раз посмотрите на загадку в тетради. Есть ли в ней причастие? Назовите. Аргументируйте свой ответ. | Образец ответа: В загадке есть причастие «рычащий». Оно отвечает на вопрос: что делающий, имеет в своём составе суффикс -ащ-. | |
| Что ещё вы знаете о причастии? Перечислите суффиксы причастий. В чём отличие причастия от деепричастия? | Образец ответа: Причастия сохраняют некоторые признаки глагола, изменяются так же, как имена прилагательные (по родам, числам, падежам), могут иметь краткую форму: получить – полученная, полученный, полученное, полученные, получен. Причастия имеют суффиксы: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -ем-, -ом-, -им-, -енн-, -нн-, -т-. Деепричастие – неизменяемая форма, причастие – изменяется по типу прилагательного. Деепричастие обозначает добавочное действие и относится к глаголу, а причастие указывает на признак предмета по действию и относится к существительному. | |
| Хорошо, а сейчас поработаем с материалом учебника. Откройте 24ую страницу, прочитайте про себя справку о причастии под цифрой 1 и ответьте на вопрос: какую форму глагола мы называем причастием? На какие вопросы она отвечает? | Образец ответа: Причастие – это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы: какой? какая? какое? | |
| Прочтите справку под цифрой 2. Какие признаки глагола имеет причастие? Прочитаем справку под цифрой 3. Какие признаки прилагательного можно выявить? | Образец ответа: Причастие имеет вид, время, возвратность, переходность как глагол и изменяется по числам, родам и падежам как прилагательное. | |
| Обратимся к упражнению 451му на странице 27ой. Прочитайте задание и подумайте, что нам предстоит сделать. | Образец ответа: Нам стоит заполнить таблицу, характеризуя указанное причастие. | |
| Таблицу перечерчивать не нужно. По центру укажите причастие, ниже – глагол, от которого оно образовано. Под левой стрелкой укажите признаки глагола, под правой – прилагательного. Пример указан на слайде. На закрытой доске работать пойдёт… | Образец записи: По увянувшему (полю) Увянуть Признаки глаг. Признаки прил. сов. в. 1) ед. ч. прош. вр. 2) ср. р невозвр. 3) Д. п. неперех. | Слайд 4 |
| Приступим к проверке. Ребята, посмотрите внимательно, есть ли на доске ошибки? Расскажи, как ты определял каждый морфологический признак. Хорошо. | | |
| Выполним 453е упражнение на 28ой странице. Прочитайте задание и подумайте, что нам предстоит сделать. Приступайте к работе, даю вам 5 мин. | Образец ответа: Нам нужно составить и записать словосочетания на основе рисунков, объяснить правописание слов с приставками при- и пре-, причастия записать поморфемно. | |
| Итак, кто готов озвучить получившиеся словосочетания? Не забудьте объяснять в слух правописание приставок. Какие слова вы записали поморфемно? | Образец записи: При-готов-и-вш-ий (довед. действия) кашу, превкусный (очень) обед, превосходный (очень) вкус, приоткрыв (неполнота действия) крышку, при-губ-и-вш-ий (неполнота действия) бульон, пре-испол-н-енн-ый (очень) гордости, грязный-прегрязный (очень) фартук, пренеприятный (очень) вкус, при-гор-е-вш-ий (неполнота действия) суп, пригорелый (довед. действия) суп, очень призадумавшись (неполнота действия). | |
| Какой частью речи являются слова приоткрыв и призадумавшись? Выделите суффиксы деепричастий в этих словах. | | |
| Обратимся к теории на жёлтом фоне. Прочитайте памятку про себя и ответьте на вопрос: какое слово называется определяемым? | | |
| Итак, какое слово называется определяемым? Какое слово чаще всего выступает в роли определяемого? Давайте полный ответ. | Образец ответа: Определяемым называется слово, от которого зависит причастие, например, … Обычно в роли определяемого слова выступает имя существительное. | |
| Переверните страницу, прочитайте вторую часть 457ого упражнения, подумайте, что нам нужно сделать? Глаголы и причастия поморфемно записывать не будем, просто выделим суффикс причастия на письме. | Образец ответа: Нам нужно по образцу примеров из таблицы преобразовать словосочетания в синонимичные обороты, составить и записать с ними предложения. Глаголы и причастия записать поморфемно. | |
| Первое словосочетание проговорим устно. Как можно преобразовать словосочетание «летящий листочек»? Какое слово является здесь определяемым? Какая буква пишется на месте пропуска? Почему? Дальше выполняйте в тетрадях. Кто готов озвучить получившееся? | Образец ответа: Летящий листочек – листочек, который летит. Определяемое слово – листочек. На месте пропуска пишется буква «е»: нет листочка. | |
| Обратимся к памятке на 32ой странице. Прочитайте памятку про себя и ответьте на вопрос: как определяются безударные окончания причастий? | Образец ответа: Безударные окончания причастий проверяются по вопросу, заданному от определяемого слова, например,… | |
| Выполним 460е упражнение. Прочитайте задание и подумайте, что нам предстоит сделать. | Образец ответа: Нам нужно согласовать причастия настоящего времени с определяемым словом и записать получившиеся сочетания слов. | |
| Разделимся по вариантам. Первый вариант записывает первые 5 сочетаний слов, второй вариант – оставшиеся 5. Кто не понял? Приступайте. Не забудьте выделять определяемое слово и задавать вопрос, а также выделять окончание причастий. Кто готов озвучить свои сочетания? | Образец записи: 1В: с трепещущими (какими?) на берёзе листьями, у терпящих (каких?) бедствие людей, к торопящимся (каким?) на работу родителям, плачущие (какие?) от обиды дети, у проходящего (какого?) без остановки поезда 2В: о расстилающемся (каком?) в овраге тумане, готовящиеся (какие?) к контрольной шестиклассники, томящиеся (какие?) от скуки юноши, к мечущимся (каким?) от испуга лошадям, о колышущихся (каких?) на ветру колосьях пшеницы | |
3. Задание на дом | Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Его вы видите на слайде. Дома вам необходимо повторить весь теоретический материал параграфа и подготовиться к орфографическому минимуму: упражнение пятисотое. Словосочетания переписывать не нужно, вам необходимо запомнить их правильное написание, на следующем урока мы проведем проверочную работу. | | Слайд 5 |
4. Итог урока | Ребята, в начале урока я произнесла высказывание Владимира Ивановича Даля о том, что причастие – это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Как вы теперь понимаете это высказывание, когда мы определили его морфологические признаки? | Образец ответа: Причастие совмещает в себе признаки и глагола, и прилагательного, именно поэтому В.И. Даль назвал причастие именно так. | |
| Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами научились определять морфологические признаки причастия; узнали, какое слово называется определяемым; потренировались в написании окончаний причастий. Спасибо за работу. Урок окончен. | | |