kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности морфологических признаков причастия и деепричастия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности     морфологических признаков причастия и деепричастия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности морфологических признаков причастия и деепричастия»

Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею.  Л.Толстой

Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею.

Л.Толстой

Орфоэпическая разминка Включим, балуемся, повторим, закрепим, углубим, облегчить

Орфоэпическая разминка

Включим, балуемся, повторим, закрепим, углубим, облегчить

Два дня буйно пламенели распустившиеся маки. Издали они походили на зажженные факелы с дивными, весело полыхающими на ветру языками пламени.

Два дня буйно пламенели распустившиеся маки. Издали они походили на зажженные факелы с дивными, весело полыхающими на ветру языками пламени.

НЕ с причастиями пишется слитно и раздельно

НЕ с причастиями

пишется слитно и раздельно

Образование деепричастий несовершенного  и совершенного вида

Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида

От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:   а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: лить  — льют, шить — шьют, бить — бьют, рвать — рвут, жечь —  жгут, ждать — ждут, лгать — лгут. Исключение: мчаться —  мчатся — мчась;  б) от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени: писать — пишут, хлестать — хлещут;  в) от глаголов с основой на г, к, х: беречь — берегут, стеречь — стерегут; течь — текут;  г) от глаголов с суффиксом -ну-: мокнуть — мокнут, гаснуть — гаснут.

От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются: а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: лить — льют, шить — шьют, бить — бьют, рвать — рвут, жечь — жгут, ждать — ждут, лгать — лгут. Исключение: мчаться — мчатся — мчась; б) от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени: писать — пишут, хлестать — хлещут; в) от глаголов с основой на г, к, х: беречь — берегут, стеречь — стерегут; течь — текут; г) от глаголов с суффиксом -ну-: мокнуть — мокнут, гаснуть — гаснут.

Задание 1. Найти причастия, определить их морфологические признаки. Задание 2. Выписать предложения с причастиями, расставив недостающие знаки препинания. Задание 3. Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение. Задание 4. Распределить в два столбика: слитное и раздельное написание не с причастиями. (Не)выполненная вовремя работа; (не)выспавшийся ребенок; (не)опубликованный в газете очерк; (не)греющее солнце; (не)замерзающий зимой ручей; (не)выполненное в срок задание; (не)построенный дом; письмо, (не)прочитанное корреспондентом; (не)тронутый снег; (не)признанный современниками писатель; неутомимый труженик. Задание 5. Найти деепричастия, определить их морфологические признаки. Задание 6. Выписать предложения с деепричастиями, расставив недостающие знаки препинания. Задание 7. От глаголов из текста образовать деепричастия.

Задание 1. Найти причастия, определить их морфологические признаки.

Задание 2. Выписать предложения с причастиями, расставив недостающие знаки препинания.

Задание 3. Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.

Задание 4. Распределить в два столбика: слитное и раздельное написание не с причастиями.

(Не)выполненная вовремя работа; (не)выспавшийся ребенок; (не)опубликованный в газете очерк; (не)греющее солнце; (не)замерзающий зимой ручей; (не)выполненное в срок задание; (не)построенный дом; письмо, (не)прочитанное корреспондентом; (не)тронутый снег; (не)признанный современниками писатель; неутомимый труженик.

Задание 5. Найти деепричастия, определить их морфологические признаки.

Задание 6. Выписать предложения с деепричастиями, расставив недостающие знаки препинания.

Задание 7. От глаголов из текста образовать деепричастия.

Задание 8.  Списать, раскрыв скобки.  (Не)терпя возражений, сильно (не)доумевая, страшно (не)годуя, (не)домогая с утра, (ни)сколько (не)думая, (не)навидя ложь, (не)истовствуя от досады, (не)здороваясь ни с кем.

Задание 8. Списать, раскрыв скобки.

(Не)терпя возражений, сильно (не)доумевая, страшно (не)годуя, (не)домогая с утра, (ни)сколько (не)думая, (не)навидя ложь, (не)истовствуя от досады, (не)здороваясь ни с кем.

Рефлексия. Чему мы научились на уроке?

Рефлексия.

Чему мы научились на уроке?

Использованная литература:

Использованная литература:

  • Русский язык. 5-11 классы. Полный школьный курс. Под общей ред. О. Соболевой. М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000
  • Методические рекомендации к урокам русского языка в 10 классе. Составители: Ионова Л.Ф., Коломыцева И.В. Алматы, 2010
  • Жанпейс У.А., Кожакеева Ш.Т. Русский язык.10 класс. Алматы «Мектеп», 2014


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Особенности морфологических признаков причастия и деепричастия

Автор: Кинжегалиева Куланда Хамитовна

Дата: 23.02.2020

Номер свидетельства: 540818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока по теме: Деепричастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-tiemie-dieieprichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "239743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444844449"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Деепричастие как особая форма глагола, образование деепричастий"
    ["seo_title"] => string(67) "dieieprichastiiekakosobaiaformaghlagholaobrazovaniiedieieprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "299719"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456581591"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект повторительно-обобщительного урока по теме "Деепричастие"."
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-povtoritiel-no-obobshchitiel-nogho-uroka-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "256591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448185213"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Деепричастие как часть речи"
    ["seo_title"] => string(31) "deeprichastie_kak_chast_rechi_4"
    ["file_id"] => string(6) "624485"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1675102630"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства