Просмотр содержимого документа
«Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. »
Дата:
Класс: 5
Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Цель: познакомить учащихся с разделом науки о языке, который называется морфологией; определить место морфологии среди других разделов лингвистики.
Задачи:
- дать представление о самостоятельных и служебных частях речи;
- отработать навыки распределения слов по разным группам;
- вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: - учебники по русскому языку;
- мультимедийная презентация;
Ход урока:
Организационный момент.
Слово учителя: Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Важность ее определяется тем, что в дальнейшем: в 5,6, 7-х классах вы будете более подробно и основательно изучать то, о чем мы сегодня начнем разговор. Поэтому от того, как вы поймете сегодняшнюю тему, во многом будет зависеть, насколько успешно будет проходить дальнейшее ваше знакомство с языком.
II. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.
Слово учителя: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется « Морфемика». Вопрос учителя:
- Что это за раздел?
Ответ ученика:
- Морфемика - раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему.
Вопрос учителя:
- Какие еще разделы лингвистики вам известны?
Ответ ученика:
- Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.
Вопрос учителя:
- Что изучает каждый из разделов?
Слово учителя: Слова объединяются не только в словосочетания и предложения. Когда у нескольких слов общие признаки, они объединяются в группы.
Вопрос учителя:
- Как называются эти группы?
Ответ ученика:
- Части речи.
Слайд 1
Слова учителя: Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь .( До этого момента темы на экране не было.)
Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.
Запишите определение морфологии. Оно на экране.
Слайд 2.
Наука о частях речи существует давно. Прочитаем об этом в упражнении 459.
(Текст читает вслух 1 учащийся.)
Вопрос учителя:
- Назовите тему текста.
Ответ ученика:
- Части речи.
Вопрос учителя:
- Сформулируйте основную мысль текста.
Ответ ученика:
- Разграничение частей речи – процесс давний и очень сложный.
Вопрос учителя:
- Сколько абзацев в тексте? Определите их границы.
Ответ ученика:
- Три.
III.«Открытие» детьми нового знания.
(На экране слова)
Слайд 3.
В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.
Мальчик, книга, читать:
идти, веселый, поход;
смотреть, синий, небо;
звезды, сиять.
Вопрос учителя:
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?
Ответ ученика:
- Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться.
Верно. Те слова, которые записаны справа, называются
(дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными.
Вопрос учителя:
- А те, которые слева?
Ответ ученика:
- Служебные.
IV. Этап осмысления.
Слово учителя: Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них.
Вопрос учителя:
- Какие части речи вам известны? Они есть на экране.
Слово учителя: Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, прочитав материал учебника. Читая текст параграфа, обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения в таблицу.
Слайд 4.
(На экране таблица, которую дети переносят в тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Затем на экране появляется полностью заполненная таблица и учащиеся сравнивают ее с тем, что получилось у них.
существительное
прилагательное
самостоятельные числительное
глагол
местоимение
наречие
предлоги
служебные частицы
союзы
междометия
Слово учителя: В этой таблице представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых вы будете заниматься в ближайшее время.
Вопрос учителя:
- Приведите примеры из таблицы
Вопрос учителя:
- Что означает каждая часть речи? Для чего она служит?
Учащиеся отвечают.
Вопрос учителя:
- К какому стилю относится прочитанный текст? Назовите его признаки.
Ответ ученика:
- Научный. Точность, лаконичность, отсутствие средств выразительности.
V.Подведение предварительных итогов.
Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о предмете изучения в морфологии; о том, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на материал учебника.
VI. Первичное закрепление.
Слайд 5.
На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.
(Не) привыкайте (к) ч…десам –
Д… витесь, им, д… витесь!
(Не) привыкайте (к) н…бесам,
Гл…зами (к) ним т…нитесь
Приглядывайтесь (к) обла… кам,
Прислуш…вайтесь (к) птицам,
Прикладывайтесь (к) родникам -
Ничто (не) повт…рит..ся.
(За) мигом миг, (за) щагом шаг
Вп…дайте (в) изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье.
(В. Шефнер)
Вопрос учителя:
- К какому стилю относится этот текст?
Ответ ученика:
- К художественному.
Вопрос учителя:
- В чем его отличие от научного?
Ответ ученика:
- Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.
Трое учащихся по четверостишиям расставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами первого четверостишия учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи. Идет проверка.
Слово учителя: Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.
Есть еще признак, позволяющий отличить слова самостоятельных частей речи от служебных.