kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока "Самостоятельные и служебные части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация об уроке:
Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи.
Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Морфология . Самостоятельные и служебные части речи»
Задачи урока :
 

  • Образовательная: закрепление материала о различиях между самостоятельными и служебными частями речи, отработка навыка нахождения и употребления самостоятельных и служебных частей речи;
  • Развивающая: развивать языковые и лингвистические компетенции, способствовать формированию компонентов информационной культуры;
  • Воспитательная: способствовать формированию экологической грамотности, духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.

Тип урока: урок обобщения , систематизации и контроля изученного по данной теме
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, парная
Методы обучения:
По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические
По способу организации познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Оборудование и наглядность: раздаточный материал(карточки),учебники, презентация

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока "Самостоятельные и служебные части речи" »

Самостоятельные и служебные части речи Презентацию выполнила учитель русского языка МБОУ «СОШ № 20» г. Чебоксары Васильева Светлана Степановна

Самостоятельные и служебные части речи

Презентацию выполнила учитель русского языка МБОУ «СОШ № 20» г. Чебоксары Васильева Светлана Степановна

Лингвистическая сказка Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка! Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Всемогущую волшебницу!

Лингвистическая сказка

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Всемогущую волшебницу!"

- Кто из вас обозначает предмет? – строго спросила она у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

- Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Волшебница.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Всемогущей волшебницы тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Кто же эта волшебница?

Морфология - это раздел науки о языке, который изучает части речи.

Морфология - это раздел науки о языке, который изучает части речи.

Части речи  существительное  прилагательное самостоятельные  числительное  глагол  местоимение  наречие  предлоги служебные  частицы  союзы   междометия  

Части речи

существительное

прилагательное

самостоятельные числительное

глагол

местоимение

наречие

предлоги

служебные частицы

союзы

 

междометия

 

«Веселая грамматика» Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни - у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У тёплой печи Повторяем Части речи! О. Высотская

«Веселая грамматика»

Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У тёплой печи

Повторяем

Части речи!

О. Высотская

Определите, к какой самостоятельной части речи относятся одинаковые по произношению слова? 1.Стекло было совершенно прозрачным - Разлитое молоко стекло со стола. 2. Рой пчел кружился над цветущим кустом - Рой яму глубже! 3. Вода перестала течь - В пробитом днище лодки открылась течь. 4. Не плачь из-за пустяков! - Из комнаты послышался плач. 5. Три поросенка жили в лесу - три лучше, чтобы оттереть все пятна.

Определите, к какой самостоятельной части речи относятся одинаковые по произношению слова?

1.Стекло было совершенно прозрачным - Разлитое молоко стекло со стола.

2. Рой пчел кружился над цветущим кустом - Рой яму глубже!

3. Вода перестала течь - В пробитом днище лодки открылась течь.

4. Не плачь из-за пустяков! - Из комнаты послышался плач.

5. Три поросенка жили в лесу - три лучше, чтобы оттереть все пятна.

Выводы:

Выводы:

  • можно задать вопрос;
  • имеют лексическое значение;
  • имеют грамматические признаки;
  • выполняют синтаксическую роль в предложении.
Они неделимы и целы,  Корней и приставок в них нет.  Нельзя отыскать в них морфемы-  И в этом их главный секрет. Как вы поняли, о каких частях речи сейчас пойдет речь?

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет.

Нельзя отыскать в них морфемы-

И в этом их главный секрет.

Как вы поняли, о каких частях речи сейчас пойдет речь?

Тест 1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является: А) предлогом; Б) союзом; В) наречием. 2. Как правильно написать: А) по вас; Б) по вам; В) по вами. 3. В предложении: Весь день дождь и ветер. И является: А) предлогом; Б) союзом; В) наречием. 4. В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это: А) частица; Б) союз; В) наречие.

Тест

1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:

А) предлогом;

Б) союзом;

В) наречием.

2. Как правильно написать:

А) по вас;

Б) по вам;

В) по вами.

3. В предложении: Весь день дождь и ветер. И является:

А) предлогом;

Б) союзом;

В) наречием.

4. В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:

А) частица;

Б) союз;

В) наречие.

Выводы:

Выводы:

  • не имеют лексического значения;
  • не изменяются;
  • не употребляются без самостоятельных частей речи.
Задание «Лингвистический эксперимент» - Лингвисты установили, что части речи неравномерно употребляются в речи. «Частотный словарь русского языка» под ред. Л. Н. Засориной даёт такую информацию о распределении частей речи по частоте их употребления:  Имя существительное 24,9% Предлоги 11,5%  Союзы 7,6% Глагол 15,9%  Имя прилагательное 8,3%  Имя числительное 1,1% Местоимение 14,1%  Наречие 7,9%   Частицы 1%  Причастие 0,4%

Задание «Лингвистический эксперимент»

- Лингвисты установили, что части речи неравномерно употребляются в речи. «Частотный словарь русского языка» под ред. Л. Н. Засориной даёт такую информацию о распределении частей речи по частоте их употребления:

Имя существительное 24,9%

Предлоги 11,5%

Союзы 7,6%

Глагол 15,9%

Имя прилагательное 8,3%

Имя числительное 1,1%

Местоимение 14,1%

Наречие 7,9%

Частицы 1%

Причастие 0,4%

Лингвистический эксперимент. Работа в парах.  На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием  Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю. - Давайте посчитаем, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи.

Лингвистический эксперимент. Работа в парах.

На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю.

- Давайте посчитаем, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи.

Мне, - сказало Междометие, - Интересно жить на свете, Выражаю поощренье, Похвалу, упрёк, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Те, кого охватит страх, Произносят слово Ах! У кого тяжёлый вздох, Произносят слово Ох! Кто встречается с бедой, Произносит слово Ой! Кто отстанет от друзей, Произносит слово Эй! У кого захватит дух, Произносит слово Ух!

Мне, - сказало Междометие, -

Интересно жить на свете,

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрёк, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет…

Те, кого охватит страх,

Произносят слово Ах!

У кого тяжёлый вздох,

Произносят слово Ох!

Кто встречается с бедой,

Произносит слово Ой!

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово Эй!

У кого захватит дух,

Произносит слово Ух!

Рефлексия

Рефлексия

  • Для меня на уроке самым трудным было…
  • Для меня на уроке самым интересным было…
  • Из урока я узнал(а) новое…
  • На уроке мне понравилось


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация для урока "Самостоятельные и служебные части речи"

Автор: Васильева Светлана Степановна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по русскому языку на тему:"Самостоятельные и служебные части речи" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "195933"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427983545"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация урока "Самостоятельные и служебные части речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-uroka-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421338631"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи. Предлоги. Их разряды. Правописание предлогов. "
    ["seo_title"] => string(109) "tiema-uroka-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi-priedloghi-ikh-razriady-pravopisaniie-priedloghov"
    ["file_id"] => string(6) "171323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423664515"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства