Презентация для урока "Самостоятельные и служебные части речи"
Презентация для урока "Самостоятельные и служебные части речи"
Информация об уроке:
Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи. Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Морфология . Самостоятельные и служебные части речи» Задачи урока :
Образовательная: закрепление материала о различиях между самостоятельными и служебными частями речи, отработка навыка нахождения и употребления самостоятельных и служебных частей речи;
Воспитательная: способствовать формированию экологической грамотности, духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.
Тип урока: урок обобщения , систематизации и контроля изученного по данной теме Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, парная Методы обучения:
По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические
По способу организации познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.
Оборудование и наглядность: раздаточный материал(карточки),учебники, презентация
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока "Самостоятельные и служебные части речи" »
Самостоятельные и служебные части речи
Презентацию выполнила учитель русского языка МБОУ «СОШ № 20» г. Чебоксары Васильева Светлана Степановна
Лингвистическая сказка
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Всемогущую волшебницу!"
- Кто из вас обозначает предмет? – строго спросила она у слов.
- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.
- А какие формы у вас есть?
- Род, число, падеж.
- А что вы умеете делать?
- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
- Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Волшебница.
- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.
- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Всемогущей волшебницы тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.
Кто же эта волшебница?
Морфология - это раздел науки о языке, который изучает части речи.
Части речи
существительное
прилагательное
самостоятельныечислительное
глагол
местоимение
наречие
предлоги
служебныечастицы
союзы
междометия
«Веселая грамматика»
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!
О. Высотская
Определите, к какой самостоятельной части речи относятся одинаковые по произношению слова?
1.Стекло было совершенно прозрачным - Разлитое молоко стекло со стола.
2. Рой пчел кружился над цветущим кустом - Рой яму глубже!
3. Вода перестала течь - В пробитом днище лодки открылась течь.
4. Не плачь из-за пустяков! - Из комнаты послышался плач.
5. Три поросенка жили в лесу - три лучше, чтобы оттереть все пятна.
Выводы:
можно задать вопрос;
имеют лексическое значение;
имеют грамматические признаки;
выполняют синтаксическую роль в предложении.
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет.
Нельзя отыскать в них морфемы-
И в этом их главный секрет.
Как вы поняли, о каких частях речи сейчас пойдет речь?
Тест
1. В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
А) предлогом;
Б) союзом;
В) наречием.
2. Как правильно написать:
А) по вас;
Б) по вам;
В) по вами.
3. В предложении: Весь день дождь и ветер. И является:
А) предлогом;
Б) союзом;
В) наречием.
4. В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:
А) частица;
Б) союз;
В) наречие.
Выводы:
не имеют лексического значения;
не изменяются;
не употребляются без самостоятельных частей речи.
Задание «Лингвистический эксперимент»
- Лингвисты установили, что части речи неравномерно употребляются в речи. «Частотный словарь русского языка» под ред. Л. Н. Засориной даёт такую информацию о распределении частей речи по частоте их употребления:
Имя существительное 24,9%
Предлоги 11,5%
Союзы 7,6%
Глагол 15,9%
Имя прилагательное 8,3%
Имя числительное 1,1%
Местоимение 14,1%
Наречие 7,9%
Частицы 1%
Причастие 0,4%
Лингвистический эксперимент.Работа в парах.
На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю.
- Давайте посчитаем, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи.