Тема: «Местоимение как часть речи»
Цели: -познакомить учащихся с основными признаками местоимения как
части речи;
-узнать, на какие разряды делятся слова этой части речи;
-познакомить с особенностями личных, возвратных и притяжательных
местоимений;
- формировать навык выделения в речи и определения признаков
личных, возвратных и притяжательных местоимений;
- воспитывать речевую культуру, навык самостоятельности, формиро-
вание чувства языка;
Ход урока.
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и , заряженные хорошим настроением, займите свои места.
Распределительный диктант
25 книг, 25-ый этаж, 6-ой час, 3 дня, 8 суток, 5-ый урок, 5-летний ребенок, 22 года, 25-ое мая, 18 килограммов, 200-ая годовщина, удвоить зарплату, 2013-ый год, 15 недель, 700 метров, 3-я школа, 2 мальчика, тройка лошадей.
- На предыдущем уроке мы закончили изучение большой темы «Имя числительное». Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной части речи. А к какой именно, вы догадаетесь сами.
Разгадайте загадку:Красная ягода всех привлекает
Вкусом и пользой своей покоряет.
Летом в саду собирает Алина
Нежное лакомство чудо - ?
Составим предложение со словом малина. Что такое малина? (Малина – это ягода). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски).
Где растет малина? (Малина растет в саду). Запишем это предложение (1 у доски)
Что готовят из малины? (Из малины варят варенье и компот). Запишем (1 у доски)
Прочитайте получившийся текст.
Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова малина, необходимо его заменить другими словами)
Давайте его отредактируем. (один ученик у доски, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово малина заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом неё)
Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи?
МЕСТОИМЕНЕ
4.Сообщение темы и постановка целей урока
- Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.
Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)
5.Открытие нового.
Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с текстом «Сколько нас на планете?» на стр. 260 вашего учебника.
Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их
Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.
На какой вопрос отвечает слово население? А местоимение, его заменившее?
Значит 1 сходство: местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске пишу личные местоимения)
Проблемная ситуация.
- Послушайте диалог. Уч-ся (разыгрывают сценку).
- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
- Да, хорошо.
- Мне нужна Жанна. Скажи, пожалуйста, она дома?
- Нет, её нет.
- А Дамир? Он дома?
Фронтальная беседа.
- Диана, начиная разговор, как называет себя? (Я)
- Это первое лицо, которое участвует в диалоге .Диана, а как бы ты назвала себя и Мадину одним словом? (Мы).
("1-е лицо").Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".
- Как Диана обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Мадину указывает местоимение ты. Это второе лицо .
-Диана, а как бы ты обратилась ко всем ребятам класса, (Вы - "2 -е лицо").
- А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.
- Диана и Мадина говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Вика - она, Вова - он ("3-е лицо").
- Ребята, а как бы вы назвали Алтынбека и Асхата вместе одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо")
- А каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо").
- Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.
Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед.ч. могут иметь род
Физминутка.
Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
Притяжательные местоимения.
Притяжательные местоимения по своему значению очень похожи на притяжательные прилагательные. Они указывают на принадлежность предмета кому-либо (человеку или животному) и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? или чьи?
Например: моя рубашка, твой подъезд, свой дом, наша школа, ваш документ. Притяжательные местоимения, как и прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. В предложении бывают определениями
Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа. В предложении является дополнением.
Склонение личных местоимений.
У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, а всё слово.
Рассмотрите таблицу на стр. 262
!!! Обратите внимание: в косвенных падежах к местоимениям 3 лица после предлога добавляется согласный Н.
6.Применение новых знаний на практике
Самостоятельная работа.
"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).
- Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Самопроверка.
- 1 уч-ся читает вслух и работает у доски, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом.
- Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.
Работа с учебником.
Упр.594 стр.262
Упр.595, 596 стр. 263
Упр.597 стр.266
Упр.600 стр.265
Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что мы узнали о личных местоимениях?
- Что мы узнали о личных местоимениях 3 лица?
-Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
9. Оценки. Домашнее задание.
1)Выучить определение на странице 261,262,264.
2)стр.265 упр.599, 601
Приложение к уроку;
Диана: - Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
Мадина: - Да, хорошо.
Диана: - Мне нужна Вика. Скажи, пожалуйста, она дома?
Мадина: - Нет, её нет.
Диана: - А Вова? Он дома?
Диана: - Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
Мадина: - Да, хорошо.
Диана: - Мне нужна Вика. Скажи, пожалуйста, она дома?
Мадина: - Нет, её нет.
Диана: - А Вова? Он дома?
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?