Конспект урока по теме "Местоимение как часть речи"
Конспект урока по теме "Местоимение как часть речи"
Организационный этап.
- Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.
– Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успеха.
Готовы! Тогда начинаем наш урок.
II. Формулировка темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи? (морфология)
- Какие части речи мы уже изучили? (Существительное, прилагательное, числительное).
Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим ответа,
Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико же будет удивленье,
Если не узнали вы… (Местоимение)
- Запишите тему нашего урока «Местоимение как часть речи» (СЛАЙД №2).
- А каковы же цели и задачи нашего урока?
- Правильно (СЛАЙД №3).
III. Актуализация знаний.
Сейчас мы вспомнить, что же нам на сегодняшний день известно о местоимении.
Индивидуальная работа по карточкам (индивидуально).
IY. Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа с текстом (исследовательская работа) (СЛАЙД № 4 )
- Ребята, послушайте текст (читает ученик).
(Первое предложение отсутствует на слайде).
2. Словарная работа.
- Ребята, каково же происхождение слова “местоимение”?
(Подготовленный ученик рассказывает о происхождении слова ). (“Этимологический словарь”, стр. 263)
- А каково значение слова “местоимение”?
Y. Физминутка (песня «Я, ты, он, она») (4 мин.).
YI. Первичная проверка понимания.
1. Проблемный опрос классу.
. Работа с текстом (5 мин.)
- Восстанови текст (работа в группах).
Творческий диктант по картине «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина (СЛАЙД № 5).
YII. Первичное закрепление.
1. Работа по карточкам.
2. Работа по учебнику.
Выполнение упр. 391 или 393 (выбирают дети сами).
Выполнение у доски «по-цепочке».
3. Работа с тренажером (инд.).
4. Работа с текстом, записанным на доске.
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
- Красивый текст?
- Что в этом тексте не так?
YIII. Информация о домашнем задании (дифференцированное).
§ 68 - учить,
на выбор: 1) упр. 392 - на «3»;
2) записать 3 загадки с местоимениями, определить их род, число, падеж – на
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Что нового вы узнали?
- Что особенно понравилось, запомнилось?
- Что вызвало затруднения?
- О чем расскажите дома родителям?
- О чем хотите еще узнать?
- Ребята, оцените свою работу на уроке (по итогам карты самооценки).
- Ребята, у вас на столах лежат солнышко и тучка. Покажите мне, какое у вас настроение в конце урока, и все ли вы поняли на уроке. (Поднимают вверх солнышко или тучку). Спасибо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Местоимение как часть речи"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алейниковская общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока
по русскому языку
в 6 классе
по теме «Местоимение как часть речи».
Разработала учитель русского языка и литературы
Лукьянцева Галина Викторовна
2016 год
Предмет: русский язык
Класс: 6
Учитель: Лукьянцева Галина Викторовна
Тема: Местоимение как часть речи
Урок «открытия» нового знания.
Методы и формы работы: поисковый, эвристический; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель урока:
- познакомить с понятием местоимения, актуализировать и восстановить ранее изученное о местоимении.
Задачи:
1. Знать определение местоимения, уметь отличать местоимение от других частей речи, уметь правильно употреблять местоимения в речи.
2. Развивать умение работать в микрогруппах, умение работать со словарем, мышление, речь, умение оценивать себя и работу всего класса.
3. Воспитывать интерес к родному языку, чувство патриотизма.
УУД:
регулятивные: принимать учебную задачу; определять в сотрудничестве тему урока; планировать необходимые действия, операции по плану; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; оценивать свою работу.
Познавательные: извлекать необходимую информацию, систематизировать собственные знания; владеть общими приемами решения предложенных задач;
Коммуникативные: строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; формировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: положительное отношение к учебе; мотивация к учебной деятельности; интерес к учебному материалу; осознание необходимости заботы о здоровье.
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями, оценочные карточки, солнышки, тучки, таблица «Разряды местоимений).
Ход урока:
I. Организационный этап (1 мин.) (СЛАЙД №1).
- Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.
– Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успеха.
Готовы! Тогда начинаем наш урок.
II. Формулировка темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи? (морфология)
- Какие части речи мы уже изучили? (Существительное, прилагательное, числительное).
- Послушайте загадку и отгадайте ее. О какой части речи в ней говорится?
Мы предмет не называем, Его признаки скрываем, Прямого не дадим ответа, Скажем: он, ты, мы, этот. Велико же будет удивленье, Если не узнали вы… (Местоимение)
- Запишите тему нашего урока «Местоимение как часть речи» (СЛАЙД №2).
- А каковы же цели и задачи нашего урока?
- Правильно (СЛАЙД №3).
III. Актуализация знаний.
- Сейчас мы вспомнить, что же нам на сегодняшний день известно о местоимении.
Индивидуальная работа по карточкам (индивидуально).
IY. Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа с текстом (исследовательская работа) (СЛАЙД № 4 )
- Ребята, послушайте текст (читает ученик).
(Первое предложение отсутствует на слайде).
Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самоймоей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его но спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.
- Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека? (Учитель читает 1-е предложение).
- Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы?
- Какой частью речи они являются? (Местоимения).
ВЫВОД: местоимение - часть речи, которая указывает на предметы.
- Только ли на предметы указывают местоимения?
Давайте выясним это?
- На доске в 3 столбика записаны местоимения:
она мой несколько
никто любой столько
мы наши сколько
- Разгадаем ещё одну загадку местоимения.
- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках
( в 1 столбике – кто?, во 2 – какой?, в 3 – cколько?)
- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?
Вывод: местоимения способны заменять самостоятельные части речи.
1 группа местоимений заменяет имена существительные;
2 группа заменяет имена прилагательные;
3 группа - числительные.
-Сформулируем правило.
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, не называя их.
2. Словарная работа.
- Ребята, каково же происхождение слова “местоимение”?
(Подготовленный ученик рассказывает о происхождении слова ). (“Этимологический словарь”, стр. 263)
- А каково значение слова “местоимение”?
(“Толковый словарь”, стр. 83)
3. Работа с текстом (продолжение).
-А теперь давайте найдём местоимения в предложениях и попробуем определить их синтаксическую роль.
Он бежал у самой моей ноги.
Я погладил его по спинке…
ВЫВОД: местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той же части речи, которую заменяет местоимение.
- Местоимение – изменяемая часть речи?
Определим падеж местоимений.
Он (И.п., м.р., ед.ч.) бежал у самой моей ноги.
Я погладил его (Р.п., м.р., ед.ч.) по спинке…
Вывод: местоимения изменяются по падежам, числам и родам.
- Местоимений в русском языке немного, всего около 70, но по частоте употребления они занимают 3 место (после существительных и глаголов).
4. Работа с учебником.
Составление опорного конспекта по теме (таблица, схема).
никто, ничто, никакой, нисколько, никак, нигде, никогда
- Ребята, на следующих уроках мы подробно будем знакомиться с каждым из разрядов местоимений, указанных в таблице.
- А сейчас давайте отдохнем.
Y. Физминутка (песня «Я, ты, он, она») (4 мин.).
YI. Первичная проверка понимания.
1. Проблемный опрос классу.
- Что особенного заметили в песне, которая только что прозвучала?
(В тексте песни есть местоимения: я, ты, он, она).
-Вместо какой части речи употреблены местоимения? (Вместо имен существительных).
- А как вы думаете, с какой целью? (Для того, чтобы показать единство народа. Под «я» скрываются имена миллионов людей, которые живут на планете.)
- Какова воспитательная цель данной песни? (Воспитывает в людях единство, любовь к Родине, а также любовь к планете, на которой мы живем).
- Молодцы! Все верно.
2. Работа с текстом (5 мин.)
- Восстанови текст (работа в группах).
Творческий диктант по картине «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина (СЛАЙД № 5).
Раннее утро. Медвежата3 резво играют2 в сосновом лесу. _____1пришли сюда недавно. Двое медвежат распол _жились на поваленном дереве. Медведица зорко следит ______. А третий медвеж_нок пр_встал на задние лапы и пр_слушался. Что-то привлекло ____ внимание. Медведям здесь хорошо. И ____ не раз сюда будут пр_ходить.
Задание. Спишите, вставляя в текст подходящие по смыслу местоимения и орфограммы в словах. Для чего служат местоимения в данном тексте?
(Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений. Они являвляются средством грамматической святи предложений. Местоимения «цементируют» текст.)
-Правильно. Но обращаться со словами этой части речи следует осторожно. Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной.
Дополнительное задание: выполните разборы, указанные в тексте.
YII. Первичное закрепление.
1. Работа по карточкам.
- Прочитайте выразительно текст на карточках (раздаточный материал).
Ты знаешь, наверное, все-таки родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
- Из какого произведения эти строки?
- Кто автор? (К.М. Симонов, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»)
- Какова главная мысль этой строфы?
- А что такое родина по-вашему?
- Какой частью речи являются выделенные слова? (местоимение)
- Выделите грамматическую основу, определите синтаксическую роль местоимений.
- Делаем вывод.
2. Работа по учебнику.
Выполнение упр. 391 или 393 (выбирают дети сами).
Выполнение у доски «по-цепочке».
3. Работа с тренажером (инд.).
4. Работа с текстом, записанным на доске.
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
- Красивый текст?
- Что в этом тексте не так?
- А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. Что у нас получилось?
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
(Запись исправленного текста в тетради).
Вывод: В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.
5. Работа со стихотворением.
-Прослушайте небольшое стихотворение.
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ.
-Что не так в этом стихотворении?
Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями тоже не стоит.
- Я рада, что это шуточное стихотворение вас развеселило!
YIII. Информация о домашнем задании (дифференцированное).
§ 68 - учить,
на выбор: 1) упр. 392 - на «3»;
2) записать 3 загадки с местоимениями, определить их род, число, падеж – на «4»;
3) написать благодарственное письмо местоимению – на «5».
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Что нового вы узнали?
- Что особенно понравилось, запомнилось?
- Что вызвало затруднения?
- О чем расскажите дома родителям?
- О чем хотите еще узнать?
- Ребята, оцените свою работу на уроке (по итогам карты самооценки).
- Ребята, у вас на столах лежат солнышко и тучка. Покажите мне, какое у вас настроение в конце урока, и все ли вы поняли на уроке. (Поднимают вверх солнышко или тучку). Спасибо.