kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Местоимение как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Организационный этап.

    - Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

    – Ребята, сегодня  нам на уроке понадобятся: ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.  Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. 

    - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успеха.

    Готовы! Тогда начинаем наш урок.

  2. II. Формулировка темы,  цели  и  задач  урока.  Мотивация  учебной  деятельности учащихся.

    - Вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи? (морфология)

    - Какие части речи мы уже изучили? (Существительное, прилагательное, числительное).

  3.  
  4. Мы предмет не называем,
    Его признаки скрываем,
    Прямого не дадим ответа,
    Скажем: он, ты, мы, этот.
    Велико же будет удивленье,
    Если не узнали вы… (Местоимение)

    - Запишите тему нашего урока  «Местоимение как часть речи»   (СЛАЙД №2).

    - А каковы же цели и задачи  нашего урока? 

    - Правильно (СЛАЙД №3).

  5. III. Актуализация  знаний. 

    Сейчас мы вспомнить, что же нам на сегодняшний день известно о местоимении.

    Индивидуальная работа по карточкам (индивидуально).   

    IY.  Первичное  усвоение  новых  знаний.

    1. Работа с текстом (исследовательская работа) (СЛАЙД №  4 )

    - Ребята, послушайте текст (читает ученик).

    (Первое предложение отсутствует на слайде).

  6. 2.  Словарная работа.

    - Ребята, каково же происхождение слова  “местоимение”?

    (Подготовленный ученик рассказывает о происхождении слова ). (“Этимологический словарь”, стр. 263)

    - А  каково  значение слова “местоимение”?

    Y. Физминутка (песня «Я, ты, он, она») (4 мин.).

    YI.   Первичная   проверка   понимания.

    1. Проблемный опрос классу.

  7. . Работа с текстом (5 мин.)

    - Восстанови текст (работа в группах).

    Творческий диктант по картине «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина (СЛАЙД № 5).

  8. YII.  Первичное  закрепление.

    1. Работа по карточкам.

    2. Работа по учебнику.

    Выполнение упр.   391  или  393  (выбирают дети сами).

    Выполнение у доски  «по-цепочке».

    3. Работа  с тренажером (инд.).

    4. Работа с текстом, записанным на доске.

    В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

    - Красивый текст?

    -  Что в этом тексте не так?

  9. YIII. Информация  о  домашнем  задании (дифференцированное).

    § 68  - учить,

     на выбор: 1) упр. 392  -   на «3»;

    2) записать 3 загадки с местоимениями, определить их род, число, падеж – на
  10.  

    IX. Рефлексия  (подведение  итогов  занятия).

    - Что нового вы узнали?

    - Что особенно понравилось, запомнилось?

    - Что вызвало затруднения?

    - О чем расскажите дома родителям?

    - О чем хотите еще узнать?

    - Ребята, оцените свою работу на уроке (по итогам  карты самооценки).

    - Ребята, у вас на столах лежат солнышко и тучка. Покажите мне, какое у вас настроение в конце урока, и все ли вы поняли на уроке. (Поднимают вверх солнышко или тучку). Спасибо.


     
  11.  
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Местоимение как часть речи"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алейниковская общеобразовательная школа»












Конспект открытого урока

по русскому языку

в 6 классе

по теме «Местоимение как часть речи».

















Разработала учитель русского языка и литературы

Лукьянцева Галина Викторовна







2016 год



Предмет: русский язык


Класс: 6


Учитель: Лукьянцева Галина Викторовна


Тема: Местоимение как часть речи


Урок «открытия» нового знания.


Методы и формы работы: поисковый, эвристический; индивидуальная, групповая, фронтальная.



Цель урока:


- познакомить с понятием местоимения, актуализировать и восстановить ранее изученное о местоимении.


Задачи:

1. Знать определение местоимения, уметь отличать местоимение от других частей речи, уметь правильно употреблять местоимения в речи.

2. Развивать умение работать в микрогруппах, умение работать со словарем, мышление, речь, умение оценивать себя и работу всего класса.

3. Воспитывать интерес к родному языку, чувство патриотизма.


УУД:

регулятивные: принимать учебную задачу; определять в сотрудничестве тему урока; планировать необходимые действия, операции по плану; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; оценивать свою работу.

Познавательные: извлекать необходимую информацию, систематизировать собственные знания; владеть общими приемами решения предложенных задач;

Коммуникативные: строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; формировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: положительное отношение к учебе; мотивация к учебной деятельности; интерес к учебному материалу; осознание необходимости заботы о здоровье.

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями, оценочные карточки, солнышки, тучки, таблица «Разряды местоимений).



Ход урока:

I. Организационный этап (1 мин.) (СЛАЙД №1).

- Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

– Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успеха.

Готовы! Тогда начинаем наш урок.



II. Формулировка темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи? (морфология)

- Какие части речи мы уже изучили? (Существительное, прилагательное, числительное).


- Послушайте загадку и отгадайте ее. О какой части речи в ней говорится?

Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим ответа,
Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико же будет удивленье,
Если не узнали вы… (Местоимение)


- Запишите тему нашего урока «Местоимение как часть речи» (СЛАЙД №2).

- А каковы же цели и задачи нашего урока?

- Правильно (СЛАЙД №3).



III. Актуализация знаний.



- Сейчас мы вспомнить, что же нам на сегодняшний день известно о местоимении.

Индивидуальная работа по карточкам (индивидуально).



IY. Первичное усвоение новых знаний.

1. Работа с текстом (исследовательская работа) (СЛАЙД № 4 )


- Ребята, послушайте текст (читает ученик).


(Первое предложение отсутствует на слайде).


Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его но спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.


- Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека? (Учитель читает 1-е предложение).


- Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы?

- Какой частью речи они являются? (Местоимения).


ВЫВОД: местоимение - часть речи, которая указывает на предметы.


- Только ли на предметы указывают местоимения?


Давайте выясним это?


- На доске в 3 столбика записаны местоимения:


она мой несколько

никто любой столько

мы наши сколько


- Разгадаем ещё одну загадку местоимения.


- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках

( в 1 столбике – кто?, во 2 – какой?, в 3 – cколько?)


- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?


Вывод: местоимения способны заменять самостоятельные части речи.

1 группа местоимений заменяет имена существительные;

2 группа заменяет имена прилагательные;

3 группа - числительные.


-Сформулируем правило.


Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, не называя их.


2. Словарная работа.


- Ребята, каково же происхождение слова “местоимение”?


(Подготовленный ученик рассказывает о происхождении слова ). (“Этимологический словарь”, стр. 263)


- А каково значение слова “местоимение”?


(“Толковый словарь”, стр. 83)


3. Работа с текстом (продолжение).


-А теперь давайте найдём местоимения в предложениях и попробуем определить их синтаксическую роль.


Он бежал у самой моей ноги.

Я погладил его по спинке…


ВЫВОД: местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той же части речи, которую заменяет местоимение.


- Местоимение – изменяемая часть речи?


Определим падеж местоимений.


Он (И.п., м.р., ед.ч.) бежал у самой моей ноги.


Я погладил его (Р.п., м.р., ед.ч.) по спинке…


Вывод: местоимения изменяются по падежам, числам и родам.


- Местоимений в русском языке немного, всего около 70, но по частоте употребления они занимают 3 место (после существительных и глаголов).


4. Работа с учебником.


Составление опорного конспекта по теме (таблица, схема).



Личные

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Возвратное

себя

Притяжательные

 мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их

Определительные

все, всё, сам, весь, всякий, каждый, другой

Вопросительные

кто, что, какой, который, чей, сколько, как, где,

Относительные

когда

Указательные

это, то, этот, тот, столько, так, там, тогда

Неопределённые

некто, нечто, что-нибудь, какой-нибудь, что-то, кое-что

Отрицательные

никто, ничто, никакой, нисколько, никак, нигде, никогда



- Ребята, на следующих уроках мы подробно будем знакомиться с каждым из разрядов местоимений, указанных в таблице.

- А сейчас давайте отдохнем.

Y. Физминутка (песня «Я, ты, он, она») (4 мин.).

YI. Первичная проверка понимания.

1. Проблемный опрос классу.

- Что особенного заметили в песне, которая только что прозвучала?

(В тексте песни есть местоимения: я, ты, он, она).

-Вместо какой части речи употреблены местоимения? (Вместо имен существительных).

- А как вы думаете, с какой целью? (Для того, чтобы показать единство народа. Под «я» скрываются имена миллионов людей, которые живут на планете.)

- Какова воспитательная цель данной песни? (Воспитывает в людях единство, любовь к Родине, а также любовь к планете, на которой мы живем).

- Молодцы! Все верно.

2. Работа с текстом (5 мин.)

- Восстанови текст (работа в группах).

Творческий диктант по картине «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина (СЛАЙД № 5).

Раннее утро. Медвежата3 резво играют2 в сосновом лесу. _____1 пришли сюда недавно. Двое медвежат распол _жились на поваленном дереве. Медведица зорко следит ______. А третий медвеж_нок пр_встал на задние лапы и пр_слушался. Что-то привлекло ____ внимание. Медведям здесь хорошо. И ____ не раз сюда будут пр_ходить.

Задание. Спишите, вставляя в текст подходящие по смыслу местоимения и орфограммы в словах. Для чего служат местоимения в данном тексте?


(Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений. Они являвляются средством грамматической святи предложений. Местоимения «цементируют» текст.)

-Правильно. Но обращаться со словами этой части речи следует осторожно. Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной.



Дополнительное задание: выполните разборы, указанные в тексте.



YII. Первичное закрепление.

1. Работа по карточкам.

- Прочитайте выразительно текст на карточках (раздаточный материал).

Ты знаешь, наверное, все-таки родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

- Из какого произведения эти строки?

- Кто автор? (К.М. Симонов, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»)

- Какова главная мысль этой строфы?

- А что такое родина по-вашему?

- Какой частью речи являются выделенные слова? (местоимение)

- Выделите грамматическую основу, определите синтаксическую роль местоимений.

- Делаем вывод.

2. Работа по учебнику.

Выполнение упр. 391 или 393 (выбирают дети сами).

Выполнение у доски «по-цепочке».

3. Работа с тренажером (инд.).

4. Работа с текстом, записанным на доске.


В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.


- Красивый текст?


- Что в этом тексте не так?


- А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. Что у нас получилось?


В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

(Запись исправленного текста в тетради).


Вывод: В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.


5. Работа со стихотворением.


-Прослушайте небольшое стихотворение.


Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ.


-Что не так в этом стихотворении?


Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями тоже не стоит.



- Я рада, что это шуточное стихотворение вас развеселило!



YIII. Информация о домашнем задании (дифференцированное).

§ 68 - учить,

на выбор: 1) упр. 392 - на «3»;

2) записать 3 загадки с местоимениями, определить их род, число, падеж – на «4»;

3) написать благодарственное письмо местоимению – на «5».

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Что нового вы узнали?

- Что особенно понравилось, запомнилось?

- Что вызвало затруднения?

- О чем расскажите дома родителям?

- О чем хотите еще узнать?

- Ребята, оцените свою работу на уроке (по итогам карты самооценки).

- Ребята, у вас на столах лежат солнышко и тучка. Покажите мне, какое у вас настроение в конце урока, и все ли вы поняли на уроке. (Поднимают вверх солнышко или тучку). Спасибо.

- А закончить наше занятие я хочу такими словами:

Всё знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё много всего,

Что достойно, поверь, удивления,

И моего, и твоего!


- Спасибо, ребята, за урок.

До свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Местоимение как часть речи"

Автор: Лукьянцева Галина Викторовна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "223156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437328087"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "План конспект урока на тему "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(61) "plan_konspiekt_uroka_na_tiemu_miestoimieniie_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "394638"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487764082"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-miestoimieniie-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "306513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458142093"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока на тему "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemumiestoimieniiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "265829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450027737"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "178952"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424921184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства