Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: повторить и обобщить знания учащихся о признаках имени прилагательного как части речи, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных; развивать умение распознавать прилагательные как часть речи, совершенствовать навык определения морфологических признаков имени прилагательного; формирование у учащихся мотивации к самообразованию, умения сотрудничать при выполнении упражнений, воспитание уважения и внимания к слову.
I.Мотивационно-целевой этап.
1)Эмоционально-психологический настрой.
– Проверяем готовность к уроку. Улыбнёмся своему соседу, подарим друг другу хорошее настроение и начнём урок.
- Открыли тетрадь. Записали дату. Классная работа.
2)Минутка чистописания.
- Внимательно посмотрите на данную запись:
Большой – маленький
сухой –
глубокий –
старый –
гладить –
твердый –
- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
- Значит, мы будем писать букву м.
- Определите порядок следования букв в этом ряду:
мло омл лом
- Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.
3)Повторение.
- В каком разделе мы работаем?
- Что изучает морфология?
- Какие бывают части речи?
- Самая распространенная самостоятельная часть речи?
- Что обозначает имя существительное?
- Имя существительное дает имена предметам и явлениям. Но порой недостаточно назвать только предмет. Какие же слова придут нам на помощь, помогут более точно представить предмет?
- Прочитайте четверостишие так, чтобы слушающие могли представить не просто предметы, а яркую, многоцветную, радостную картину, нарисованную художником средствами языка.
Лес, точно терем золотой,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
- Назовите слова, которые помогли сделать поэтическую зарисовку леса особенно выразительной?
- К какой части речи они относятся? Почему?
3)Постановка цели
-Какова тема сегодняшнего урока?
- Какие цели вы можете поставить для себя на этот урок?
- Познакомьте своего соседа со своей целью.
- Кто познакомит нас со своими целями?
- На этом занятии вспомним, что знаете об этой части речи, вспомним морфологические признаки, будем их определять. Что надо знать о прилагательном?
4) Составление модели имени прилагательного. Работа в группе.
- Составьте в группе модель имени прилагательного.
- Познакомьте нас со своей моделью.
- Действительно, имя прилагательное как бы прилагается к имени существительному, имя прилагательное, его морфологические признаки зависят от имени существительного.
II.Операционный этап.
1)Проверка теоретических знаний.
Для того, чтобы проверить уровень ваших теоретических знаний, проведём тест.
Самооценка (по ключу) Слайд 8.
Ключ:
1. В
2. Б
3. Б
4. А
5. В
6. Б
- Кто поставил себе "5", "4"?
- Где были затруднения?
- Что посоветуете?
Я вижу, что теоретический материал вы усвоили. Поработаем практически.
Восстановите последовательность самостоятельной работы в парах.
2)Практическая работа.
- Приступаем к выполнению личностно-ориентированного плана.
- Подпишите свой план.
Уровень 1. Учебник с.77 упр.204
Проверка по ключу – контрольный лист №1
Проверьте и оцените свою работу.
- Кто выполнил работу на 5, 4?
- У кого за работу оценка 3?
- Где были затруднения?
- Какой совет вы дадите?
Уровень 2.
Выпиши из предложения словосочетания вида «прилагательное + существительное». Определи род, число, падеж.
1 вариант - На в.рхушке мохнатой ели в.сели румяные ш.шки.
2 вариант - На опушке.лового леса растет з.леный м.л.дняк.
Проверка. Ключ – контрольный лист №2
Уровень проверяется и оценивается учителем.
-Ребята, у нас появились консультанты. Вы можете обращаться к ним за помощью и проверкой.
- Время вышло, остановили работу.
- Занесите оценку в план, отметьте своё настроение.
Уровень 3
Составь сложные имена прилагательные и подбери к ним имена существительные трех родов.
1. Человек, который любит труд.
2. Предмет, имеющий форму шара.
3. Человек, любящий жизнь.
Дополнительное задание.
Составь и запиши загадку о ромашке. Употреби имена прилагательные.
IV. Рефлексия.
- Итак, давайте подытожим.
- Над какой темой работали?
- Какие были затруднения?
- Что можете посоветовать?
- Кто выполнил 3 уровень?
- Прочитайте, пожалуйста, свои словосочетания.
- Кто приступил к выполнению дополнительного задания?
- Кто успел его выполнить? (прочитайте).
- Посмотрите, сколько оценок и какие вы получили за урок.
- Какое настроение было преобладающим на уроке?
- Довольны ли вы своей работой? Достигли ли вы поставленной цели?
- Что пока не удалось?
V. Выбор домашнего задания.
- Выберите себе домашнее задание.
- Спасибо за урок.
Приложение к уроку.
Тест 1 вариант
1.Что такое имя прилагательное?
А) слово Б) часть предложения В) часть речи
2. Что обозначает имя прилагательное?
А) предмет Б) признак предмета В) действие предмета
3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
А) что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал?
Б) какой? какая? какое? какие?
В) кто? что?
4. С какой частью речи связано имя прилагательное?
А) с существительным Б) с глаголом В) с местоимением
5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?
А) подлежащее Б) дополнение В) определение
6. Укажи имя прилагательное:
А) замечаешь Б) оранжевый В) насекомое
Критерии оценки
6 баллов - «5»
5 баллов - «4»
4 балла - «3»
Менее 3 баллов – «2»
Тест 2 вариант
1. Что такое имя прилагательное?
А) слово Б) член предложения В) часть речи
2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
А) что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал?
Б) какой? какая? какое? какие?
В) кто? что?
3. Что обозначает имя прилагательное?
А) Признак признака Б) признак предмета В) действие предмета
4. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?
А) определение Б) дополнение В) подлежащее
5. С какой частью речи связано имя прилагательное?
А) с наречием Б) с местоимением В) с существительным
6. Укажи имя прилагательное:
А) замечаешь Б) оранжевый В) насекомое
Критерии оценки:
6 баллов - «5»
5 баллов - «4»
4 балла - «3»
Менее 3 баллов – «2»
Цель урока нам ясна,
Значит, нам скучать нельзя!
Минутка чистописания.
(на доске) ая, ое, ый, яя, ее, ой, ий
- Что напоминает эта строка?
- Разделите их на 3 группы (ая-яя, ое-ее, ой-ый-ий)
- Что можно сказать о типе соединения в каждой группе? (нижнее, среднее, верхнее)
Запись по рядам по данному образцу (прикрепляются таблички, по завершении работы таблички перевертываются, и появляется девиз урока
«УСПЕХ ДАРИТ РАДОСТЬ»)
- А вот и девиз нашего урока! Прочитайте.
Ваше настроение мы узнаем в конце урока.
4. Словарная работа.
(чтение наизусть уч-ся) О чём задумался Февраль,
Забыв метельные забавы?
Притихла снеговая даль,
Ей слышно: шевелятся травы.
Ещё немного – и ручьи
С весёлым гомоном прольются
Вернутся шумные грачи
Дни соловьиные прольются.
- О чём здесь говорится?
- Что можете сказать об этом слове?
Игра «Аукцион» (название месяца, зимнего месяца, последнего, самого короткого, имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, стоит в начальной форме, м. р., 2скл, ед.ч., 2 слога, букв больше звуков)
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Назовите буквы этого слова, звуки.
- Образуйте от данного слова имя прилагательное, запишите, разберите по составу.
5. Обобщение знаний.
А) Дальше мы идём, друзья,
Здесь решается судьба.
Чтоб заданья выполнять
Надо правила все знать
- Внимание! Внимание!
Начинается проверка домашнего задания!(упр.358)
Игра «Школа разведки»
(+4уч-ся индивидуальная работа на карточках)
(имя существительное – имя прилагательное)
Группа «Имя существительное»
- Почему мы сегодня снова вспоминали об имени существительном?
Группа «Имя прилагательное» - игра «Снежный ком»
В) Работа в группах «ТЕСТ-ТЕКСТ»
(раздаются карточки по рядам)
Подчеркнуть ответы, составить предложение, добавив в него имя прилагательное, выбрать отвечающего.
(3-4мин — ответы детей)
1 – метель, началась, вдруг. Вдруг началась сильная метель.
2 – облако, плыло, низко. Тёмное облако плыло низко над землёй.
3 – посыпалась, с неба, крупа. С неба посыпалась колючая крупа.
4 – звёзды, сверкать, небо. В вечернем небе сверкали яркие звёзды.
Запись: В вечернем небе сверкали яркие звёзды. (у прилаг. определить падеж, объяснить написание окончания)
Тёмное облако плыло низко над землёй. (пред-ние разобрать по составу)
Вдруг началась сильная метель. (прилаг. разобрать по составу)
С неба посыпалась колючая крупа. (у прил. определить род, число, падеж)
С) Физ.минутка
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги.
Влево, вправо, побыстрей.
Удивимся, — что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро
Словно стрелочки часов.
Повернём глазами дружно
Ну, а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
А теперь мы отдохнули
Новая забота
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу!
Д) Самостоятельная работа.
Игра «Иду в гости».
6. Домашнее задание. Упр. 361.
7. Рефлексия. Итог урока.
- Достиг ли наш урок поставленной цели?
- Выразите своё настроение и степень познания по этой теме на нашем дереве настроений. (работа с конвертом)
- А для чего же нужны в речи имена прилагательные?
(наизусть дети) Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать беречь!
Игра «Веришь – не веришь»
- А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного?
- А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания прилагательных?
- А верите ли вы, что у прилагательных ж. р. окончания ый, ий, ой?
- А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания ое, ее?
- А верите ли вы, что прилагательные во мн.ч. склоняются одинаково независимо от их рода?
- А верите ли вы, что у прилагательных в Р.п. м.р. и ср.р. окончания ого, его?
Прозвенел звонок.
Голосистый дружок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо!
Спасибо за урок!