Морфологический разбор деепричастия, конспект урока в 7 классе
Морфологический разбор деепричастия, конспект урока в 7 классе
Одной из задач учебного занятия является продолжение формирования навыков сравнительного анализа и обобщения. На уроке предлагается актуализировать знания по темам "Причастие" и "Деепричастие", изучить новый материал и закрепить его (в том числе при помощи занимательного задания по лингвистике).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Продолжать формирование навыков сравнительного анализа и обобщения языковых явлений при изучении темы.
Воспитывать орфографическую зоркость (умение видеть орфограмму).
Оборудование урока
Рабочие тетради учащихся, учебник «Русский язык. 7 класс» М.Т. Баранов и др., ЦОР «Причастие и деепричастие», интерактивная доска
Ход урока
1. Организационный этап
Домашнеезадание по картине было творческим, тетради собираются на проверку без дополнительных комментариев.
2. Актуализация прежних знаний и способов действий
ЦОР «Причастие и деепричастие». Соотнесите часть речи (особую форму глагола) и её значение. Распределите причастия и деепричастия по столбикам, назовите общие и разные
признаки. Распределите оставшиеся слова, соотнесите их с причастиями и деепричастиями. Соотнесите задание с домашней работой.
В зависимости от уровня подготовленности класса варианты работы следующие:
А) самостоятельно с последующей проверкой у доски;
Б) С ЦОР работают два ученика на оценку;
В) фронтальный опрос (к доске по очереди выходят до 10-15 учащихся)
3. Изучение нового материала и обобщение ранее изученного
Обратимся к учебнику. Найдите параграф «Морфологический разбор деепричастия» (стр.90), а также параграф «Морфологический разбор причастия» (стр.65). Вспомните порядок разбора причастия, соотнесите с новой темой. Какой разбор может вызвать больше затруднений?
Запись под диктовку предложения из «Шинели» Н.В.Гоголя.
Он возвратился домой в самом счастливом расположении духа, скинул шинель и повесил её бережно на стене, налюбовавшись ещё раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил…прежний капот свой, совершенно расползшийся.
Что первое встретилось в предложении: причастие или деепричастие? Докажите. Разберите оба слова, пользуясь планом разбора в учебнике.
В зависимости от уровня подготовленности класса варианты работы следующие:
А) самостоятельно на время (первые 3-5 человек проверить сразу);
Определите морфологические признаки слов: устав, пролив, нарыв, залив. Составьте с ними предложения или словосочетания.
Можно распределить слова по рядам, можно по вариантам, вместе обсудив одно из слов, например: Устав школы (сущ.), лег отдохнуть, устав от работы (дееприч.)