- познакомить с порядком морфологического разбора деепричастия;формировать навык использования деепричастий в речи;- способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся;- способствовать развитию культурного поведения. Исправьте ошибки в употреблении деепричастий.А) Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалостей. Б) Заигравшись до позднего вечера, мама очень на нас рассердилась. В) Вася вспомнив о забытом мяче, и отправился за ним.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Морфологический разбор деепричастия.»
Урок 25
Тема урока: Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в речи.
Цели:
- познакомить с порядком морфологического разбора деепричастия;
формировать навык использования деепричастий в речи;
- способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
- способствовать развитию культурного поведения.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Синтаксическая пятиминутка. Исправьте ошибки в употреблении деепричастий.
А) Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалостей
Б) Заигравшись до позднего вечера, мама очень на нас рассердилась.
В) Вася вспомнив о забытом мяче, и отправился за ним.
2. Диктант «Проверь себя»
Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами это сделают. Подавая руку, сними с неё перчатку. Садясь в трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Знакомство с порядком морфологического разбора деепричастия ( § 27)
2. Словарная работа. Запись в Словарь трудных слов
Благополучный
Лучший
Составить со словами словосочетания или предложения
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Упр. 212
2. Рабочая тетрадь, задание 74
Вставь пропущенные буквы и знаки препинания, над скобками обозначь правильное написание: слитное (С) или раздельное (Р). Сделай морфологический разбор выделенных слов.
Я начал пилить отживш… березу (не) испытывая никакой жалости. Пилил думая, что освобождаю в саду пространство для ра…цветающ….. красоты. Пилу всё время заедало. Я измучался всё время дергая её. Наконец берёза затр…щала накренилась. И вдруг мучительно заст…нала она в предсмертной боли уже валясь падая судорожно ц…пляясь за листву своих молодых сестёр. С пронзительн…м вскриком о помощ… упала она на траву л…мая суч…я прощально к…чая ветвями.
Я никогда (не) знала, что дерев…я погибая стонут, как люди растерянно сказала жена.
(По Ю. Бондареву)
Тест
1. Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает:
а) признак предмета по действию;
б) признак признака;
в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;
г) действие предмета.
2. Найди деепричастия:
а) увидел; в) поднявши; д) принявший;
б) шлепая; г) спеша; е) свежо.
3. Выбери предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).
А. Ребятишки прыгали любуясь на елку.
Б. Ребятишки прыгали и любовались на елку.
В. Прыгающие ребятишки любовались на елку.
Г. Прыгая ребятишки любовались на елку.
4. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?
А. Открывая книгу, из нее выпал листок.
Б. Прочитав рассказ, он показался мне скучным.
В. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.
Г. Сидя у окна, девочка читала.
5. Определи, как надо писать не со словами в предложениях?Выбери правильный ответ.
1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.
2. Он ушел, (не)довыполнив задания.
А. В 1-м случае слитно, во 2-м — раздельно.
Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м — слитно.
В. В обоих случаях слитно.
Г. В обоих случаях раздельно.
6. Найди деепричастие совершенного вида:
а) глядя;
б) сложив;
в) отнявши;
г) прочитав;
д) улыбаясь.
7. Укажи деепричастия несовершенного вида:
а) играя;
б) увидя;
в) просохши;
г) увидевши;
д) кружась;
е) спеша.
8. Укажи, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:
а) спешат,
б) жуют,
в) балуются,
г) ждут,
д) глядят,
е) кричат.
9. Выбери деепричастие, которое пишется с не слитно:
а) (не) прекращая,
б) (не) годуя,
в) (не) завидуя,
г) (не) увлекаясь.
10. Какие деепричастия окончательно перешли в наречия: