Кинематограф Германии — важная часть культуры Германии и международного кинематографа. Его история неразрывно связана с историей Германии и характеризуется чередованием периодов взлётов и падений.
Кино Германии родилось в конце XIX века и достигло своего расцвета в период Веймарской республики, когда немецкие кинематографисты создали классические фильмы, оказавшие значительное и длящееся влияние на мировой кинематограф. Приход к власти национал-социалистов в 1933 году стал причиной эмиграции сотен кинематографистов и полного переустройства киноиндустрии, которая теперь была подчинена идеологическому диктату НСДАП. После Второй мировой войны кино ФРГ и ГДР развивались самостоятельно. В ГДР киноиндустрия была национализирована и объединена вокруг студии DEFA. В ФРГ кинематограф долгое время стагнировал; кризис был переломлен в конце 1960-х с появлением нового поколения кинематографистов, известного как «новое немецкое кино». В 2000-х годах два номинированных Германией фильма — «Нигде в Африке» (2001) Каролины Линк и «Жизнь других» (2006) Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка — получили «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Ежегодно в Германии снимается примерно 150-160 художественных фильмов, не считая анимационных и документальных. Немецкое кино занимает около 30 % от всего национального кинопроката. В Германии функционирует ряд кинофестивалей, наиболее известный и статусный из которых — Берлинский кинофестиваль, существующий с 1951 года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Морфологический разбор частицы»
ЗАДАНИЕ №10. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ; ОБРАЩЕНИЯ)
Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы продолжим подготовку к основному государственному экзамену. Наше занятие мы посвятим заданию№10. Пунктуационный анализ (вводные слова, словосочетания и предложения; вставные конструкции; обращения).
Цели занятия
Повторить и обобщить знания о словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.
Закрепить навыки нахождения слов и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения.
Повторить правила постановки знаков препинания в таких предложениях.
Сначала мы повторим с вами все о вводных словах, словосочетаниях, предложениях и вставных конструкциях.
Вводные слова членами предложения не являются: к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения; они осложняют предложение. С их помощью говорящий выражает своё отношение к тому, о чём говорится в предложении. Ср., например: Я, наверное, хорошо сдам экзамен; Я, безусловно, хорошо сдам экзамен. На письме вводные слова выделяются запятыми.
Вводные и вставные конструкции не являются частями предложения, а осложняют простое предложение (или сложное). Вводные предложения выражают отношение говорящего к содержанию высказывания, а вставные конструкции содержат добавочные замечания, попутные уточнения. При вводных предложениях ставятся чаще всего запятые, а при вставных — тире или скобки, например: Я, как мне кажется, выучил все правила; В один из зимних вечеров — я лежал на диване с интересным детективом — вдруг раздался звонок, перевернувший впоследствии всю мою жизнь.
Вводные слова делятся на разряды.
Значение
Вводные слова и словосочетания
Выражают чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.д.).
К счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, странное дело, удивительное дело, не ровен час, нечего греха таитьи др.
Выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и
т.д.)-
Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаюи др.
Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения.
Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторыхи т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваюи др.
Указывают на приёмы и способы оформления мыслей.
Словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называетсяи др.
Указывают на источник сообщения.
Говорят, сообщают, передают, по словам..., по сведениям..., по сообщению..., по мнению..., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.
Слова, обращённые к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым мыслям.
Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличенийи др.
Показывают степень обычности того, о чём говорится.
Бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаюи др.
Выражают экспрессивность высказывания.
По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, признаться сказать, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказанои др.
NB! Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и сочетания слов:
авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, поистине, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы и др. подобные (частицы, наречия).
Слова наконец, значит, однако, главным образом в предложении могут функционировать по-разному
Слово является вводным
Слово вводным не является
НАКОНЕЦ
Указывает на связь мыслей, порядок их изложения (= и ещё), завершает собой перечисление: Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту; Опекушин был выходцем из простого народа, сперва — самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик.
Выполняет функцию обстоятельства (= под конец, напоследок, после всего, в результате всего): Мы поднимались всё выше и наконец достигли вершины; Наконец все дела были завершены. В этом значении возможна частица -то: Наконец добралисьдо места ночлега (= наконец-то добрались...).
ОДНАКО
Если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, будь осторожна; Сколько хлопот, однако.
Если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или связывает однородные члены (в этих случаях имеет значение противительного союза но):
Мы не надеялись встретиться, однако встретились; Однако его поведение меня не обидело.
ЗНАЧИТ
Если синонимично словам следовательно, стало быть: Солнечные пятна совсем исчезли, значит, солнце уже склонилось за полдень; Значит, вы не можете сегодня прийти?
Если находится между придаточным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло.
Если находится между частями бессоюзного сложного предложения: Прозвенел звонок, значит, урок кончился.
Если близко по смыслу к слову означает,то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём(Горький).
Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире: Бороться — значит победить.
ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ
Если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки:
Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом(главным образом = самое главное).
Если имеет значение в первую очередь, больше всего:
Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию; Мне нравится в нём главный образом его искренность.
6. К трудным случаям в этом задании относятся такие предложения, в которых вводное слово стоит в середине его, а запятая в ответе будет одна. Когда это происходит?
1. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то знаком препинания от оборота оно не отделяется; если же вводное слово находится в середине подобного оборота, то оно выделяется запятыми на общих основаниях:
Он погрузился в размышления, видимо производя в уме какие-то расчеты.
Он вспомнил эти слова, возможно услышанные в детстве.
Он действовал безрассудно, наверное наперекор всем.
Ср.: Он погрузился в размышления, производя, видимо, в уме какие-то расчеты.
Ср.: Он вспомнил эти слова, услышанные, возможно, в детстве.
Ср.: Он действовал безрассудно, наперекор
2. Если вводное слово стоит после противительного союза а и изъять его или переставить невозможно, то вводное слово запятой от союза не отделяется (а значит, а следовательно, а впрочем, а напротив): Расчёты были сделаны наскоро, а следовательно, неточно.
Но: если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится и после союза, поскольку он не связан с вводным словом: Вы должны работать энергичнее, а, проще говоря, не лениться.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ 10.
В задании чаще всего предлагается указать цифры, обозначающие запятые при вводном слове или предложении. Выполнить это задание на самом деле несложно: предложение с вводным словом уже задано и знаки препинания в нём расставлены. Вам не придётся отграничивать вводные слова от омонимичных им членов предложения.
Сначала внимательно прочитайте заданное предложение и рассмотрите все запятые в нём. Их будет минимум три. Постарайтесь определить, какую функцию выполняет каждый знак препинания.
Если вы видите в предложении одно из слов, перечисленных в таблице разрядов вводных, то выписывайте цифры, обозначающие запятые. Если вводное слово стоит в середине предложения, то цифры будет две, а если в начале или конце предложения, то цифра одна, например:
Там, (1) вверху, (2) светило яркое южное солнце. Должно быть, (3) лучи его припекали так сильно, (4) что трава давно уже высохла. Ответ 3.
NB! Очень часто в предложениях бывают обращения или уточняющие члены предложения (см. предыдущий пример) — не путайте их с вводными.
Иногда вводные слова стоят в середине предложения, а запятыми они выделяются только с одной стороны (то есть в ответе будет лишь одна цифра), например: Он действовал безрассудно, (1) наверное наперекор всем, (2) не думая о последствиях. (Ответ 1)
А теперь выполняем практические задания. У вас на столах лежат таблицы с разрядами вводных слов и словосочетаний. Можете ими пользоваться при выполнении заданий.
Задание звучит так: «В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях».
Мальчики,(1) конечно,(2) сделали так,(3) как велела совесть,(4) а совесть — это чувство,(5) помноженное на осознание правоты.
Ответ: 12
— Какая,(1) однако,(2) сила у света,(3) отражённого от осенних лесов! Всё купе как в зареве. И,(4) в частности,(5) ваше лицо. (К. Паустовский)
Ответ: 12
Когда я училась в шестом классе и продолжала читать, (1) как говорится, (2) запоем, (3) вдруг вычитала где-то, (4) что человек за жизнь может прочесть, (5) кажется, (6) не более 10 тысяч книг. (М. Чудакова)
Ответ: 1256
Я сегодня снова встретил солнце на палубе,(1) около четырёх утра. В памяти не удержишь,(2) так в душе останется и,(3) может,(4) в последний час откликнется именно этот восход солнца на Ангаре-реке. (А. Приставкин)
Ответ: 34
Поведение учительницы было,(1) на его взгляд,(2) лишено логики: тащиться в театр,(3) да ещё в неокончившиеся каникулы, (4) с классом? (Г. Щербакова)
Ответ: 12
И,(1) быть может,(2) поэтому я была несправедлива к тебе. Но теперь я хочу,(3) чтобы ты был счастлив,(4) Коля. (Р. Фраерман)
Ответ: 12
Нет,(1) опасный волшебник,(2) разумеется,(3) не стал бы говорить так,(4) и она подошла ближе. (А. Грин)
Ответ: 23
Потом,(1) когда у них родились три мальчика и девочка,(2) любимой историей в семье,(3) естественно,(4) был рассказ искателя о Мечте,(5) о Мудреце,(6) о дереве и о концерте,(7) где Мечта реализовалась.
Ответ: 34
Можно, (1) конечно, (2) подойти, (3) а можно и не подходить, (4) это будет нехорошо,(5) но справедливо... (Б. Емельянов)
Ответ: 12
Куда (1) по-вашему (2) ведёт эта тропинка? Мы обещаем всё сделать (3) по-вашему.
Ответ: 12
Жизнь (1) казалось (2) сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия. Море (3) казалось (4) бездонным и совершенно чёрным.
Ответ: 12
Человек в порыве (1) к счастью (2) способен совершать чудеса. Он не замечал происходящего и (3) к счастью (4) был всё так же невозмутим.
Ответ: 34
Крапива (1) конечно (2) жглась (3) однако (4) можно было и издали любоваться её тёмной зеленью.
Ответ: 12
Вдруг (1) двигатель как-то (2) по-особенному (3) захрипел и (4) как показалось (5) простужено закашлялся.
Ответ: 45
— Сынок, (1) давай,(2) иди умойся и ложись. Я к тебе приду,(3)и мы поговорим.
Никогда,(4) наверное,(5) я не чувствовал себя таким защищённым и в такой безопасности. (Е. Гришковец)
Ответ: 12
Чуть склонившись,(1) он,(2) казалось,(3) строго и внимательно смотрел на нижний край острова, (4) где стояли матёринские леса,(5) однако теперь их там не было. (В. Распутин)
Ответ: 23
Он,(1) казалось,(2) радовался жизни вовсю,(3) каждую минуту,(4) каждую секунду своего бытия.
И всё кажется,(5) что он не исчез с земли,(6) а где-то растёт в лесу,(7) на поляне,(8) шумит всеми листьями и ждёт меня к себе. (Б. Ямпольский)
Ответ:125
Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней. (М. Канн)
Ответ:34
Эта книга также была фантастическая,(1) называлась она «Серебряный шар». В общем,(2) там какие-то люди прилетели на Луну и продвигались к тому месту, (3) где начиналась неведомая часть планеты,(4) потому что Луна повёрнута к нам только одной стороной.
(А. Приставит)
Ответ: 2
И вдруг появился человек,(1) которого,(2) признаюсь,(3) я не разглядел. Не торгуясь,(4) не осматривая каждое полено в отдельности, (5) он заплатил всю назначенную мной сумму, (6) положил дрова в сумку и ушёл прочь.
(А. Приставкин)
Ответ: 23
Не помнишь, (1) у нас была учительница... певица Тра-ля-ля? — Простите,(2) — сказал наконец Бамбус,(3) посмотрев ей в глаза.
Может быть, (4) её палата была на втором этаже? (Ю. Яковлев)
Ответ: 4
Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком,(1) который,(2) к общему нашему огорчению,(3) скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, (4) пожалевшего масла на краску. (Д. Мамин-Сибиряк)
Ответ: 23
Говорят, (1) что у каждого человека в жизни должна быть цель. Мама и папа,(2) когда оставались вдвоём,(3) кажется,(4) ни о чём,(5) кроме моей болезни,(6) не говорили. (А. Алексин)
Ответ: 34
Холодам,(1) по сути дела,(2) рановато. Дуб стоял,(3) как былинный ратник,(4) суровый и могучий. (Е. Носов)
Ответ: 12
Предложения с обращениями
Иногда в осложнённых предложениях задание связано с пунктуацией при обращении (требуется написать цифры, обозначающие запятые при обращении). Помните, что обращения, которые осложняют предложение, не являются членом предложения и грамматически не связаны с членами предложения (от них нельзя задать вопрос к обращению).
Обращение — это слово (существительное или прилагательное и причастие в роли существительного в именительном падеже) или словосочетание, называющее того, кому адресована речь. Чаще всего обращение выражено именем собственным и является наименованием лица, к которому обращаются с речью: Саша, ты сегодня поздно придёшь из школы? Основная функция обращения — привлечь внимание собеседника, побудить его слушать обращённую к нему речь.
Обращение — неотъемлемая черта разговорной речи и диалогов художественных текстов, оно используется преимущественно в побудительных или вопросительных предложениях.
Но обращения — это не только названия людей или клички животных. Это могут быть и названия неодушевлённых предметов, а также явлений неживой природа:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный. Журчи, журчи свою мне быль... (Пушкин);
Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия (Пушкин).
Такие обращения — особый поэтический приём, они имеют характер олицетворения.
Как выполнить это задание.
Найдите в заданном предложении все слова в именительном падеже, при которых стоят запятые. Определите грамматическую основу предложения, потому что обращения часто путают с под-лежащим. Сравните:
Дочка дворника, Машутка, в ужасе бросилась в дом.
— Не знаю, о чём ты думаешь, Марина, таская в дом эти книги! (Осеева).
В двух предложениях употреблены два имени собственных, стоящих в именительном падеже, однако только во втором предложении есть обращение (в первом предложении слово Машутка является приложением).
Прочитайте предложение. Обращения произносятся с особой звательной интонацией называют того, к кому обращаются с речью; они могут стоять в любой части предложения — в начале, середине или в конце:
Вперёд чужой беде не смейся, голубок! (Крылов)
Но это — самый простой случай. Есть и более сложные, о которых нужно знать.
Иногда в одном предложении одно и то же обращение повторяется несколько раз, причём не подряд, а отделяются они друг от друга членами предложения, что создаёт особую экспрессию:
Вы, сударь, камень, сударь, лёд (Грибоедов).
Обращения чаще всего бывают нераспространёнными (то есть состоят из одного слова), но могут быть и распространёнными (содержат ещё и определения):
Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (Брюсов).
Распространённое обращение может быть разорвано членами предложения, например:
6. В предложении может быть несколько разных по форме обращений, которые называются однородными:
Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня (Пушкин).
А теперь практические задания.
Так вот он,(1) зимний дуб! И,(2) мысленно попросив у дуба
прощения за свою маленькую человеческую хитрость, (3) она сказала: — Что ж, (4) Савушкин,(5) это только значит, (6) что короткий путь ещё не самый верный. (Ю. Нагибин)
Ответ: 45
Защёлкал злодей зубами: «Лось, лось,(1) я тебя съем». «Хорошо,(2) серый волк,(3) — отвечает лось, — Только дай попрощаться с родимым краем». «Прощайся»,(4) — ответил волк. (С. Алексеев)
Ответ: 123
Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить её,(1) если не уберётся,(2) но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали...
— Я тебя люблю, (3) Кусачка,(4) я тебя очень люблю. Ты не веришь мне,(5) Кусачка? (Л. Андреев)
Ответ: 345 .
— Иди сюда,(1) тут родник,(2) — закричал Васька.
— Им открылась страна,(3) которой они никогда прежде не видели... — Правда,(4) Васька? (А. Приставкин)
Ответ: 4
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
Что ж ты,(1) трусишка такой,(2) всего боишься? — спросила мама,(3) глядя на меня с весёлым удивлением. — Бабушка,(4) наверное, (5) настращала опять? (П. Санаев)
Ответ: 12
— Ребята,(1) я отца ждал дольше,(2) чем вы.
Сообщаем, (3) что отец ваш, (4) майор Козырев, (5) пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года. (А. Приставши)
Ответ: 1
— Не от народа,(1) а от топора,(2) Поленька. У топора глаз нету,(3) — тотчас отвечала Таиска. — Железный он,(4) на рукоятку надетый. (Л. Леонов)
Ответ: 2
Берегите красоту природы,(1) люди. И не бежит от него в страхе потревоженный заяц, (2) не кричит,(3) как над чужим,(4) сорока. (Е. Носов)
Ответ: 1
— Ну какая же это верба,(1) юноши? — говорил он,(2) просматривая работы учеников.
— Далеко ещё до весны,(3) Дарья Петровна. Ой,(4) далёконько...
(О. Туберовская)
Ответ: 13
Звали его так же,(1) как моего последнего собачьего друга,(2) Томкой.
— Томка, (3) — сказал я жалобно, (4) — проснись. (Б. Емельянов)
Ответ: 3
Потёр Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать: «Ну,(1) братец,(2) попался!» — как вдруг солдат вытянулся во фрунт и гаркнул:
— Виктория, (3) ваше сиятельство!
Помилуй бог, (4) как провёл!
Помилуй бог,(5) настоящий солдат! (С. Алексеев)
Ответ: 123
Знаешь Катюшу,(1) соседку? Будь умник,(2) пойди к Кате. Иди,(3) милый,(4) я приду.
Ответ: 34
Однажды моей соседке по коридору,(1) Полине Ивановне,(2) из смежной квартиры,(3) сделалось плохо с сердцем.
— Бабусик,(4) я пойду,(5) — обратилась она к Полине Ивановне. (П. Васильев)
Ответ: 4 .
Ты сбереги их,(1) родной мой,(2) и придёт время,(3) когда они станут твоими друзьями. Ты у меня славный, (4) умница. (В. Крапивин)