Цель контрольной работы - проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по теме "Частица". Содержание включает проверку теоретических знаний о разрядах частиц, об омонимичных частях речи, морфологический разбор частицы как части речи, а также практические умения правописания наиболее сложных орфограмм: НЕ и Ни в частицах, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
А) Материал недорогой, а ___________________________________________ .
Б) Материал не дорогой, а ___________________________________________ .
5. Закончите предложения:
А) Кто не прочитает эту книгу, _________________________________________ .
Б) Кто ни прочитает эту книгу, __________________________________________ .
6. В каких случаях следует писать частицу НИ? Запишите соответствующие цифры.
Какую бы профессию в своей жизни вы н(1) избрали, словари во что бы то н(2) стало должны стать вашими помощниками. Ведь н(3) одна книга н(4) несёт в себе столько сведений, как она.
8. Раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Это был совсем (не)продуманный поступок. (Не)изданная при жизни писателя рукопись была найдена. (Не)истово волны бились о берег. Мы шли тихо по полевой (не)проторённой дороге. Теорема (не)доказана. Далеко (не)лёгкое дело необходимо выполнить в срок. Я пришёл (не) в пять часов, а раньше. (Не)жаль мне лет, растраченных напрасно. (Не)взирая на опасность, мы отправились искать пещеры. Он (не)готов к выполнению этого поручения.
9. НЕ или НИ? Вставьте пропущенные буквы.
1. Н… пылит дорога, н… дрожат листы.
2. Путешественники н… могли н… заметить ухудшения погоды.
3. Н… птицы в небе нет, н… облачка.
4. Н… слышно н.. звука, н… шороха.
5. Кто только н… бывал у Толстого в гостях!
6. Кто н… взглянет на Машино рукоделие, всякий залюбуется.
7. Куда н… поеду, всюду встречаю друзей.
10. Выполните морфологический разбор частицы из данного предложения:
8. Раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание НЕ с разными частями речи.
(Не)высокий, а низкий кустарник растет около школы. (Не)всякий знает, что тела расширяются при нагревании. (Не)зачем вспоминать прошлое, надо жить настоящим. Он (не)доедал, (не)досыпал при написании этого романа. Отец купил (не)дорогой, но красивый костюм. Она прочитала стихотворение (не)громко, но выразительно. Где я ещё (не)бывал, там надеюсь побывать. Он поступил (не)по-товарищески. (Не)ответив, мать смотрела мне в лицо.
9. НЕ или НИ? Вставьте пропущенные буквы.
1. Плох тот солдат, который н… хочет стать генералом.
2. Мать н… могла н… заметить старания сына.
3. Н… шагу назад!.
4. Я н… умею плавать н… брассом, н… кролем.
5. Где он только н… бывал за последние годы!
6. Что н… расскажет товарищ о походе, я дополню.
7. Что н… расскажет подруга о Риме, всё интересно.
10. Выполните морфологический разбор частицы из данного предложения: