Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
ХОД УРОКА
Учитель приветствует класс. Запись в тетрадях: число и классная работа.
Учитель.
- Ребята, назовите одним словом части речи, которые мы изучаем уже несколько уроков. (Служебные)
- А какие служебные части речи мы уже изучили? (Предлоги, союзы, частицы)
Перед учащимися разыгрывается заранее подготовленная сценка с диалогом, в котором специально допущены речевые ошибки.
Раздаётся стук в дверь, и в классе появляется опоздавший ученик.
Ученик 1:
- Здравствуйте, извините за опоздание.
Ученик 2:
- Ты ЧЁ всегда опаздываешь?!
Учитель:
- Почему ты выкрикиваешь с места?
Ученик 1:
- Я опоздал, потому ЧТО меня обрызгала машина, ВСЛЕДСТВИЕ этого мне пришлось возвращаться домой.
Учитель:
- Ребята, какой ужас. Как некрасиво вы говорите. Садись и больше не опаздывай.
Учитель обращается к классу.
- А вы услышали, какие ошибки допустили мальчики? (Неправильно произнесли слова что, потому что и неуместно употребили слово вследствие)
- Давайте посмотрим, к каким частям речи относятся данные слова. Запишите их в тетрадь и определите часть речи, комментируя свой выбор.
(Что – частица, потому что – союз, вследствие – предлог)
- А какую ошибку допустили мальчики, используя эти слова? (Неправильно и неуместно их произнесли)
- Сформулируйте тему урока. (Произношение частиц, союзов, предлогов). Слайд 1
- Скажите, а если бы мальчики не допустили речевых ошибок, допустима ли была данная ситуация во время урока? (Нет)
- А кто из ребят был неправ? (Оба)
- А почему нельзя опаздывать на урок и выкрикивать с места? (Ответы детей)
- Обратите внимание, что сегодняшняя тема урока касается не только последней изученной части речи, но и двух других.
- Легко ли нам будет сразу приступить к изучению нового материала? (Нет)
- А что нам нужно сделать? (Повторить пройденный материал)
- Сформулируйте задачи на сегодняшний урок. (1. Повторить изученный материал. 2. Узнать, как правильно произносить предлоги, союзы, частицы)
Слайд 1
- Нам нужно повторить достаточно большой объём информации, поэтому мы будем работать по рядам, чтобы затратить меньше времени.
- Каждый ряд будет работать с одной из записанных нами частями речи.
-Какой вид работы показывает все наши знания о части речи? (морфологический разбор)
- Итогом вашей групповой работы должен стать морфологический разбор той части речи, которую вы будете анализировать.
1 ряд – союз (потому что)
2 ряд – предлог (вследствие)
3 ряд – частица (что)
Каждому ряду выдаётся литок с изображение дерева.
- Ребята, вам надо написать на ветках своего дерева все признаки той части речи, с которой вы работаете, и которые понадобятся вам для составления морфологического разбора.
Один учащийся от каждой группы оформляет разбор на доске, остальные защищают свои кластеры.
- Итак, ребята, с какой из поставленных в начале урока задач мы справились?
- Можно переходить к выполнению следующей задачи?
- Посмотрите на доску.
Слайд 2 первая строчка: От окна, добрый и весёлый, не слышно
- Спишите и расставьте ударения.
- Какие служебные части речи здесь записаны? В каком они положении? Сделайте вывод (Предлоги, союзы, частицы могут находиться в слабом положении)
Слайд 2 вторая строчка: Сквозь стекло, около дома
- Спишите и расставьте ударения.
- В каком положении здесь находятся служебные части речи? Сделайте вывод (Предлоги, союзы, частицы могут находиться в нейтральном положении)
Слайд 2 третья строчка: Без вести, без толку
- Спишите и расставьте ударения.
- В каком положении здесь находятся служебные части речи? Сделайте вывод (Предлоги, союзы, частицы могут находиться в сильном положении)
- Сделайте общий вывод (Предлоги, союзы, частицы могут находиться в слабом, нейтральном и сильном положении).
Устное выполнение упр. 477
- Мы в разговорной речи часто делаем служебные части речи ударными? (Нет)
- Зачем же поэты часто ставят их в сильное положение? (Чтобы получить рифму и ритм)
- Обратите внимание на третье сочетание слов в первой строчке (не слышно)
- Произнесите ещё другие сочетания с частицей НЕ.
- Что вы слышите на их месте? (Ни)
- Как понять, когда писать НЕ, а когда НИ мы уже знаем.
- Но есть в русском языке случаи, когда частицы НЕ и НИ находятся в сильном положении, «притягивают» ударения. Такие случаи надо запомнить.
Знакомство с теоретическим материалом на с. 225. Чтение с комментированием.
Ребята мы справились со второй, поставленной в начале урока задачей? (Да)
Работа с упр. 479.
Первую сточку разбираем вместе, один учащийся работает у доски. Записывает строчку, расставляет ударения с комментированием, подчёркивает лишнее.
Со второй и третьей строчкой ребята работают самостоятельно. После выполнения устная проверка, обязательно с комментированием.
- В каком положении могут находиться предлоги, союзы, частицы в предложении?
- В каких случаях частица НЕ «притягивает» к себе ударение?
- Когда частица НИ находится в сильном положении?
Оценки за урок.
Слайд 3. § 39 – учить всем.
Задание на выбор:
9. Рефлексия.
- Перед тем, как уйти. Я попрошу вас, ребята. Оценить сегодняшний урок.
Учитель прикрепляет на доску четыре листочка:
Учащиеся, покидая класс, оставляют магнитик под утверждением, которое подходит им.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт