Конспект урока по теме: "Произношение предлогов, союзов, частиц"
Конспект урока по теме: "Произношение предлогов, союзов, частиц"
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель приветствует класс. Запись в тетрадях: число и классная работа.
Активизация мотивации.
Учитель.
- Ребята, назовите одним словом части речи, которые мы изучаем уже несколько уроков. (Служебные)
- А какие служебные части речи мы уже изучили? (Предлоги, союзы, частицы)
Перед учащимися разыгрывается заранее подготовленная сценка с диалогом, в котором специально допущены речевые ошибки.
Раздаётся стук в дверь, и в классе появляется опоздавший ученик.
Ученик 1:
- Здравствуйте, извините за опоздание.
Ученик 2:
- Ты ЧЁ всегда опаздываешь?!
Учитель:
- Почему ты выкрикиваешь с места?
Ученик 1:
- Я опоздал, потому ЧТО меня обрызгала машина, ВСЛЕДСТВИЕ этого мне пришлось возвращаться домой.
Учитель:
- Ребята, какой ужас. Как некрасиво вы говорите. Садись и больше не опаздывай.
Учитель обращается к классу.
- А вы услышали, какие ошибки допустили мальчики? (Неправильно произнесли слова что, потому что и неуместно употребили слово вследствие)
Формулировка темы и задач урока.
- Давайте посмотрим, к каким частям речи относятся данные слова. Запишите их в тетрадь и определите часть речи, комментируя свой выбор.
(Что – частица, потому что – союз, вследствие – предлог)
- А какую ошибку допустили мальчики, используя эти слова? (Неправильно и неуместно их произнесли)
- Сформулируйте тему урока. (Произношение частиц, союзов, предлогов). Слайд 1
- Скажите, а если бы мальчики не допустили речевых ошибок, допустима ли была данная ситуация во время урока? (Нет)
- А кто из ребят был неправ? (Оба)
- А почему нельзя опаздывать на урок и выкрикивать с места? (Ответы детей)
- Обратите внимание, что сегодняшняя тема урока касается не только последней изученной части речи, но и двух других.
- Легко ли нам будет сразу приступить к изучению нового материала? (Нет)
- А что нам нужно сделать? (Повторить пройденный материал)
- Сформулируйте задачи на сегодняшний урок. (1. Повторить изученный материал. 2. Узнать, как правильно произносить предлоги, союзы, частицы)
Слайд 1
Повторение изученного материала.
- Нам нужно повторить достаточно большой объём информации, поэтому мы будем работать по рядам, чтобы затратить меньше времени.
- Каждый ряд будет работать с одной из записанных нами частями речи.
-Какой вид работы показывает все наши знания о части речи? (морфологический разбор)
- Итогом вашей групповой работы должен стать морфологический разбор той части речи, которую вы будете анализировать.
1 ряд – союз (потому что)
2 ряд – предлог (вследствие)
3 ряд – частица (что)
Каждому ряду выдаётся литок с изображение дерева.
- Ребята, вам надо написать на ветках своего дерева все признаки той части речи, с которой вы работаете, и которые понадобятся вам для составления морфологического разбора.
Один учащийся от каждой группы оформляет разбор на доске, остальные защищают свои кластеры.
- Итак, ребята, с какой из поставленных в начале урока задач мы справились?
- Можно переходить к выполнению следующей задачи?
Объяснение нового материала.
- Посмотрите на доску.
Слайд 2 первая строчка: От окна, добрый и весёлый, не слышно
- Спишите и расставьте ударения.
- Какие служебные части речи здесь записаны? В каком они положении? Сделайте вывод (Предлоги, союзы, частицы могут находиться в слабом положении)
Слайд 2 вторая строчка: Сквозь стекло, около дома
- Спишите и расставьте ударения.
- В каком положении здесь находятся служебные части речи? Сделайте вывод (Предлоги, союзы, частицы могут находиться в нейтральном положении)
Слайд 2 третья строчка: Без вести, без толку
- Спишите и расставьте ударения.
- В каком положении здесь находятся служебные части речи? Сделайте вывод (Предлоги, союзы, частицы могут находиться в сильном положении)
- Сделайте общий вывод (Предлоги, союзы, частицы могут находиться в слабом, нейтральном и сильном положении).
Устное выполнение упр. 477
- Мы в разговорной речи часто делаем служебные части речи ударными? (Нет)
- Зачем же поэты часто ставят их в сильное положение? (Чтобы получить рифму и ритм)
- Обратите внимание на третье сочетание слов в первой строчке (не слышно)
- Произнесите ещё другие сочетания с частицей НЕ.
- Что вы слышите на их месте? (Ни)
- Как понять, когда писать НЕ, а когда НИ мы уже знаем.
- Но есть в русском языке случаи, когда частицы НЕ и НИ находятся в сильном положении, «притягивают» ударения. Такие случаи надо запомнить.
Знакомство с теоретическим материалом на с. 225. Чтение с комментированием.
Ребята мы справились со второй, поставленной в начале урока задачей? (Да)
Закрепление изученного.
Работа с упр. 479.
Первую сточку разбираем вместе, один учащийся работает у доски. Записывает строчку, расставляет ударения с комментированием, подчёркивает лишнее.
Со второй и третьей строчкой ребята работают самостоятельно. После выполнения устная проверка, обязательно с комментированием.
Итоги урока.
- В каком положении могут находиться предлоги, союзы, частицы в предложении?
- В каких случаях частица НЕ «притягивает» к себе ударение?
- Когда частица НИ находится в сильном положении?
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Слайд 3. § 39 – учить всем.
Задание на выбор:
Упр. 480
Составить задания к § 39 (пример упр. 479)
9. Рефлексия.
- Перед тем, как уйти. Я попрошу вас, ребята. Оценить сегодняшний урок.
Учитель прикрепляет на доску четыре листочка:
Урок понравился, всё понял.
Урок понравился, ничего не понял.
Урок не понравился, все понял.
Урок не понравился, ничего не понял.
Учащиеся, покидая класс, оставляют магнитик под утверждением, которое подходит им.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развивающая: закреплять умения написания и употребления в речи предлогов, союзов, частиц, подготовка к контрольной работе.
Воспитательная: воспитание ответственности за свое поведение, учение, труд.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель приветствует класс. Запись в тетрадях: число и классная работа.
Активизация мотивации.
Учитель.
- Ребята, назовите одним словом части речи, которые мы изучаем уже несколько уроков. (Служебные)
- А какие служебные части речи мы уже изучили? (Предлоги, союзы, частицы)
Перед учащимися разыгрывается заранее подготовленная сценка с диалогом, в котором специально допущены речевые ошибки.
Раздаётся стук в дверь, и в классе появляется опоздавший ученик.
Ученик 1:
- Здравствуйте, извините за опоздание.
Ученик 2:
- Ты ЧЁ всегда опаздываешь?!
Учитель:
- Почему ты выкрикиваешь с места?
Ученик 1:
- Я опоздал, потому ЧТО меня обрызгала машина, ВСЛЕДСТВИЕ этого мне пришлось возвращаться домой.
Учитель:
- Ребята, какой ужас. Как некрасиво вы говорите. Садись и больше не опаздывай.
Учитель обращается к классу.
- А вы услышали, какие ошибки допустили мальчики? (Неправильно произнесли слова что, потому что и неуместно употребили слово вследствие)
Формулировка темы и задач урока.
- Давайте посмотрим, к каким частям речи относятся данные слова. Запишите их в тетрадь и определите часть речи, комментируя свой выбор.
(Что – частица, потому что – союз, вследствие – предлог)
- А какую ошибку допустили мальчики, используя эти слова? (Неправильно и неуместно их произнесли)
- Сформулируйте тему урока. (Произношение частиц, союзов, предлогов). Слайд 1
- Скажите, а если бы мальчики не допустили речевых ошибок, допустима ли была данная ситуация во время урока? (Нет)
- А кто из ребят был неправ? (Оба)
- А почему нельзя опаздывать на урок и выкрикивать с места? (Ответы детей)
- Обратите внимание, что сегодняшняя тема урока касается не только последней изученной части речи, но и двух других.
- Легко ли нам будет сразу приступить к изучению нового материала? (Нет)
- А что нам нужно сделать? (Повторить пройденный материал)
- Сформулируйте задачи на сегодняшний урок. (1. Повторить изученный материал. 2. Узнать, как правильно произносить предлоги, союзы, частицы)
Слайд 1
Повторение изученного материала.
- Нам нужно повторить достаточно большой объём информации, поэтому мы будем работать по рядам, чтобы затратить меньше времени.
- Каждый ряд будет работать с одной из записанных нами частями речи.
-Какой вид работы показывает все наши знания о части речи? (морфологический разбор)
- Итогом вашей групповой работы должен стать морфологический разбор той части речи, которую вы будете анализировать.
1 ряд – союз (потому что)
2 ряд – предлог (вследствие)
3 ряд – частица (что)
Каждому ряду выдаётся литок с изображение дерева.
- Ребята, вам надо написать на ветках своего дерева все признаки той части речи, с которой вы работаете, и которые понадобятся вам для составления морфологического разбора.
Один учащийся от каждой группы оформляет разбор на доске, остальные защищают свои кластеры.
- Итак, ребята, с какой из поставленных в начале урока задач мы справились?
- Можно переходить к выполнению следующей задачи?
Объяснение нового материала.
- Посмотрите на доску.
Слайд 2 первая строчка: От окна, добрый и весёлый, не слышно
- Спишите и расставьте ударения.
- Какие служебные части речи здесь записаны? В каком они положении? Сделайте вывод (Предлоги, союзы, частицы могут находиться в слабом положении)
Слайд 2 вторая строчка: Сквозь стекло, около дома
- Спишите и расставьте ударения.
- В каком положении здесь находятся служебные части речи? Сделайте вывод (Предлоги, союзы, частицы могут находиться в нейтральном положении)
Слайд 2 третья строчка: Без вести, без толку
- Спишите и расставьте ударения.
- В каком положении здесь находятся служебные части речи? Сделайте вывод (Предлоги, союзы, частицы могут находиться в сильном положении)
- Сделайте общий вывод (Предлоги, союзы, частицы могут находиться в слабом, нейтральном и сильном положении).
Устное выполнение упр. 477
- Мы в разговорной речи часто делаем служебные части речи ударными? (Нет)
- Зачем же поэты часто ставят их в сильное положение? (Чтобы получить рифму и ритм)
- Обратите внимание на третье сочетание слов в первой строчке (не слышно)
- Произнесите ещё другие сочетания с частицей НЕ.
- Что вы слышите на их месте? (Ни)
- Как понять, когда писать НЕ, а когда НИ мы уже знаем.
- Но есть в русском языке случаи, когда частицы НЕ и НИ находятся в сильном положении, «притягивают» ударения. Такие случаи надо запомнить.
Знакомство с теоретическим материалом на с. 225. Чтение с комментированием.
Ребята мы справились со второй, поставленной в начале урока задачей? (Да)
Закрепление изученного.
Работа с упр. 479.
Первую сточку разбираем вместе, один учащийся работает у доски. Записывает строчку, расставляет ударения с комментированием, подчёркивает лишнее.
Со второй и третьей строчкой ребята работают самостоятельно. После выполнения устная проверка, обязательно с комментированием.
Итоги урока.
- В каком положении могут находиться предлоги, союзы, частицы в предложении?
- В каких случаях частица НЕ «притягивает» к себе ударение?
- Когда частица НИ находится в сильном положении?
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Слайд 3. § 39 – учить всем.
Задание на выбор:
Упр. 480
Составить задания к § 39 (пример упр. 479)
9. Рефлексия.
- Перед тем, как уйти. Я попрошу вас, ребята. Оценить сегодняшний урок.
Учитель прикрепляет на доску четыре листочка:
Урок понравился, всё понял.
Урок понравился, ничего не понял.
Урок не понравился, все понял.
Урок не понравился, ничего не понял.
Учащиеся, покидая класс, оставляют магнитик под утверждением, которое подходит им.