Просмотр содержимого документа
«Морфемика и словообразование»
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема: Морфемика и словообразование.
Цель: закрепить знания о словообразовании, умения делать морфемный и словообразовательный разбор; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; прививать интерес к изучению предмета
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Ход урока
Орг.момент
Проверка домашнего задания
Выполнить фонетический разбор слов: паяльник, просьба, (Два человека выполняют задание на доске, остальные в тетрадях.)
Способы словообразования: приставочный (приехать); суффиксальный (лыжник);приставочно-суффиксальный (подоконник); сложение: слов (театр-студия), основ(милосердный), начальных букв (ГАИ, вуз), переход одной части речи в другую(столовая, нападающий).
Дополнительные вопросы:
Корень – это …
Приставка – это часть слова, …
Суффикс – это часть слова, …
Окончание – это …
Основа – это…
- Может ли суффикс стоять после окончания? (Может - это суффикс -ся (-сь) в глаголах: купаешься, тороплюсь, занимаются и т. д.)
- Что необходимо знать, чтобы правильно написать слово бессонный! Почему в этом слове две буквы «с» и две буквы «н»? (Надо знать состав слова, знать, как оно образовалось:
сон —► сонный — бессонный.)
Закрепление
Выполнение упражнений.
Задания к теме «Словообразование»
Анализ текста
Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои.
Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.
Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся – висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.
Задания
1. Выпишите слова, в которых корень и основа совпадают. Обозначьте корень и основу.
2. Выпишите слова с нулевым окончанием.
3.* Выпишите слова без окончания.
4. Выпишите слова, в которых есть приставка, но нет суффикса. Обозначьте приставку.
5. Выпишите слова, в которых есть суффикс, но нет приставки. Обозначьте суффикс.
6. Выпишите слова, в которых есть приставка и суффикс. Выделите их.
7. Разберите по составу 2 имени существительных, 2 имени прилагательных и 2 глагола.
5. Занимательная лингвистика. Из истории слов
Альбом
Это слово существует во многих европейских языках. Его источник - форма среднего рода от прилагательного albus - «белый». Словом album в Древнем Риме называли покрытые гипсом белые доски, на которых жрецы вели летопись.
В русский язык слово проникло из французского. Это случилось в XVIII веке, когда преобразования Петра Первого открыли России «окно в Европу», а вместе с этим хлынули в нашу страну новые явления, новые предметы, новые понятия, новые слова.
В первой половине XIX века альбомы, куда собирали новые стихи, автографы, рисунки, стали важным элементом русской культуры, своеобразным рукописным альманахом. Альбомы были в каждой образованной семье. Были даже так называемые «альбомные стихи», кочевавшие из одного альбома в другой. Были и настоящие шедевры: более десяти стихотворений Пушкина имеют в заголовкеуказания: «В альбом...».
Альбомные традиции сохранялись долгое время. Знаменит альбом Корнея Ивановича Чуковского, который носит интересное название - «Чукоккала». Если мы знаем, что дачное место под Петербургом, где жил писатель, называлось Куоккала, нам понятно, как образовалось шутливое слово «Чукоккала» - сложением частейфамилии и топонима (названия места).
Сейчас альбомом называют переплетенные листы для рисования, для размещения открыток, разных коллекций, фотоальбомы. Альбомами называют также иллюстрированные издания, содержащие репродукции картин, рисунков, фотографий.
6. Домашнее задание
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов: мореход, подорожник.
(Два человека выполняют задание на доске, остальные в тетрадях.)
Мореход i—море, ходить (производящие слова). Производящие основы - мор-, ходи-. Словообразовательные средства - соединительная гласная -е-, отсечение гласной основы. Способ словообразования - сложение основ.
Подорожник дорога. Производящая основа - дорог-. Словообразовательные средства - приставка по-, суффикс -ник-. Способ словообразования - приставочно-суффиксальный.
II.Проверка домашнего задания
Упражнение 26: синтаксический разбор 4-го предложения выполняет ученик у доски; в это время по цепочке называем условия выбора орфограмм, отвечаем на вопрос.
III. Закрепление темы «Словообразование и орфография»
1. Упражнение 25: выразительное чтение стихотворения; устный ответ на вопрос; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
2. Задание: придумать и записать примеры слов, образованных разными способами: