kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Морфемика и словообразование

Нажмите, чтобы узнать подробности

морфемика и словообразоание. для 7 класса. по русскому языку. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Морфемика и словообразование»


Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема: Морфемика и словообразование.

Цель: закрепить знания о словообразовании, умения делать морфемный и словообразовательный разбор; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; прививать интерес к изучению предмета

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, раздаточный материал


Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Проверка домашнего задания

Выполнить фонетический разбор слов: паяльник, просьба, (Два человека выполняют задание на доске, остальные в тет­радях.)

Взаимопроверка фонетического разбора слов: мёд, цветы, всем.

  1.  Повторение темы «Словообразование»

Лингвистическая разминка

Способы словообразования: приставочный (приехать); суф­фиксальный (лыжник);приставочно-суффиксальный (подоконник); сложение: слов (театр-студия), основ(милосердный), начальных букв (ГАИ, вуз), переход одной части речи в другую(столовая, нападающий).

Дополнительные вопросы:

Корень – это …

Приставка – это часть слова, …

Суффикс – это часть слова, …

Окончание – это …

Основа – это…

- Может ли суффикс стоять после окончания? (Может - это суффикс -ся (-сь) в глаголах: купаешься, тороплюсь, зани­маются и т. д.)

- Что необходимо знать, чтобы правильно написать слово бес­сонный! Почему в этом слове две буквы «с» и две буквы «н»? (Надо знать состав слова, знать, как оно образовалось:

сон —► сонный — бессонный.)

  1. Закрепление

 Выполнение упражнений.

Задания к теме «Словообразование»

Анализ текста

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои.

Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.

Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся – висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

Задания

1. Выпишите слова, в которых корень и основа совпадают. Обозначьте корень и основу.

2. Выпишите слова с нулевым окончанием.

3.* Выпишите слова без окончания.

4. Выпишите слова, в которых есть приставка, но нет суффикса. Обозначьте приставку.

5. Выпишите слова, в которых есть суффикс, но нет приставки. Обозначьте суффикс.

6. Выпишите слова, в которых есть приставка и суффикс. Выделите их.

7. Разберите по составу 2 имени существительных, 2 имени прилагательных и 2 глагола.

5. Занимательная лингвистика. Из истории слов

Альбом

Это слово существует во многих европейских языках. Его ис­точник - форма среднего рода от прилагательного albus - «белый». Словом album в Древнем Риме называли покрытые гипсом белые доски, на которых жрецы вели летопись.

В русский язык слово проникло из французского. Это случилось в XVIII веке, когда преобразования Петра Первого открыли России «окно в Европу», а вместе с этим хлынули в нашу страну новые явления, новые предметы, новые понятия, новые слова.

В первой половине XIX века альбомы, куда собирали новые стихи, автографы, рисунки, стали важным элементом русской куль­туры, своеобразным рукописным альманахом. Альбомы были в ка­ждой образованной семье. Были даже так называемые «альбомные стихи», кочевавшие из одного альбома в другой. Были и настоящие шедевры: более десяти стихотворений Пушкина имеют в заголовкеуказания: «В альбом...».

Альбомные традиции сохранялись долгое время. Знаменит альбом Корнея Ивановича Чуковского, который носит интересное название - «Чукоккала». Если мы знаем, что дачное место под Пе­тербургом, где жил писатель, называлось Куоккала, нам понятно, как образовалось шутливое слово «Чукоккала» - сложением частейфамилии и топонима (названия места).

Сейчас альбомом называют переплетенные листы для рисова­ния, для размещения открыток, разных коллекций, фотоальбомы. Альбомами называют также иллюстрированные издания, содержа­щие репродукции картин, рисунков, фотографий.

6. Домашнее задание




































Ход урока

I.   Лингвистическая разминка

Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов: мо­реход, подорожник.

(Два человека выполняют задание на доске, остальные в тет­радях.)

Мореход i—море, ходить (производящие слова). Производящие основы - мор-, ходи-. Словообразовательные средства - соедини­тельная гласная -е-, отсечение гласной основы. Способ словообра­зования - сложение основ.

Подорожник дорога. Производящая основа - дорог-. Слово­образовательные средства - приставка по-, суффикс -ник-. Способ словообразования - приставочно-суффиксальный.

II.    Проверка домашнего задания

Упражнение 26: синтаксический разбор 4-го предложения вы­полняет ученик у доски; в это время по цепочке называем условия выбора орфограмм, отвечаем на вопрос.

III.    Закрепление темы «Словообразование и орфография»

1. Упражнение 25: выразительное чтение стихотворения; устный ответ на вопрос; самостоятельная работа с последующей взаимо­проверкой.

2.    Задание: придумать и записать примеры слов, образованных разными способами:

1 -й вариант - приставочным;

2-й вариант - суффиксальным;

3-й вариант - приставочно-суффиксальным;

4-й вариант - сложением.

3.           Объяснительный диктант.

Выделить морфемы-орфограммы, объясняющие правописание слов:

Сшить, собирать, знаешь, приморский, черно-белый, исходить, разрушить, Греция, надпись, парчовый, запереть, премудрый, объ­яснить, небольшой, расчёска, бессовестный, опасный, ложка, ярко-синий, вуз, свинцовый, подрасти, прилагательное, поздний, скворцы, стараться, борется, разыскать, замочек, кто-ниб

4. Словообразовательный разбор слов. Ключик, подыграть, скворечник.

Домашнее задание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Морфемика и словообразование

Автор: Жантемирова Саулеш Жанузаковна

Дата: 01.06.2018

Номер свидетельства: 471870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок в 6 классе Тестирование по теме "Морфемика. Словообразование.Орфография""
    ["seo_title"] => string(83) "urok-v-6-klassie-tiestirovaniie-po-tiemie-morfiemika-slovoobrazovaniie-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "274585"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452424567"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Морфемика. Словообразование."
    ["seo_title"] => string(28) "morfiemika-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "278478"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453099688"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Конспект урока русского языка в 5 классе (ФГОС) "Повторение изученного в разделе "Морфемика. Словообразование и орфография"""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_5_klassie_fgos_povtorieniie_izuchiennogho_v_r"
    ["file_id"] => string(6) "373982"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482865364"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Презентация к уроку русского языка в 5 классе (ФГОС) "Повторение изученного в разделе "Морфемика. Словообразование и орфография"""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_v_5_klassie_fgos_povtorieniie_izuchienn"
    ["file_id"] => string(6) "373989"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1482865693"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Контрольная работа по русскому языку по теме"Морфемика, словообразование, орфография, орфоэпия"_5 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "kontrolnaia_rabota_po_russkomu_iazyku_po_teme_morfemika_slovoobrazovanie_orfogra"
    ["file_id"] => string(6) "487076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1542899537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства