Морфемика Словообразование
Автор работы : Цапенко Оксана Владимировна , учитель русского языка и литературы, МОУ «Зональная средняя школа», с. Зональное, Алтайский край
Цель урока :
повторить морфемы ,
их типы и функции,
морфемный и
словообразовательный анализ
Ознакомьтесь с демоверсией-2009 ЕГЭ по русскому языку
- http://www.fipi.ru/view/sections/197/docs/388.html
- В каких заданиях требуется знание морфемики и словообразования?
Подготовка к учебной деятельности Основные понятия темы урока
морфемы http://yandex.ru/yandsearch?rpt=rad&text=%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%BC%D1%8B
морфемный анализ
http://www.ucheba.ru/referats/6743.html
словообразовательный анализ
- http://www.traktat.com/language/book/morefmic/slovraz.php
1.Повторение теоретического материала
Заполните таблицу
Для чего они служат?
приставка
корень
суффикс
окончание
Проверь себя!
приставка
корень
Это значимая часть слова ,
которая
находится перед корнем и служит для образования слов
Это главная значимая часть слова , в которой заключено общее значение всех однокоренных слов
суффикс
окончание
Это значимая часть слова , которая находится после корня и обычно служит для образования слов
Это изменяемая часть слова , которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении
Однокоренные слова - это слова с одним и тем же корнем ( лес - лесник - лесничий-лесок - лесочек) При подборе однокоренных слов необходимо учитывать значение слова.
Морфемный и словообразовательный анализ тесно связаны , хотя цели их различны , например: троп-а– троп- инк -а ; пер-о—пер- ин -а—пер- ин - к -а; Различие в морфемной структуре данных слов убедительно доказывается анализом их словообразовательных связей
Сравните коз-а—коз- очк -а булк-а—булоч- к -а Чтобы найти слово , от которого образовано исходное необходимо посмотреть объясняется ли образованное слово исходным , например : светлеть - «становиться светлым », коллекционер , тот кто коллекционирует что-либо, без -воль- н- ый означает «со слабой волей» и соотносится со словом воля
Словообразовательные цепочки
выигрышно играть—выиграть—выигрыш—выигрышный -- выигрышно
Морфемный анализ ( выполнение развернутого анализа на ЕГЭ не требуется , но при выполнении отдельных заданий необходимо уметь установить состав слова) Порядок морфемного разбора 1.Определите часть речи; 2.У изменяемого слова найти окончание , формообразующий суффикс и определить их значение; 3.Укажите основу слова; 4.Выделите приставку , подберите слова с другим корнем , но с этими же приставками; 5.Выделите словообразовательные суффиксы , подберите другие слова с теми же суффиксами; 6.Выделите корень; 7.Запишитеграфическую схему слова. Болельщик болею боль
Морфемный анализ и фонетика Например , слово освобождение образовано от глагола освободить(д//жд),что позволяет выделить суффикс отглагольного существительного –ени i-( о-свобожд-ени i- е ) При морфемном анализе иногда необходимо вспомнить фонетику , т. к. в определенных позициях буквы е , ё , ю , я , и распадаются на два звука ,первый из которых [ Й ] Иногда эти звуки оказываются на стыке различных частей слова: пой –пою(по [ й у ] )
у
Словоформы , оканчивающиеся на – ей , ий
Может вызвать затруднение выделение основы слов , оканчивающихся на – ей , ий ( друзей , волчий , прохожий) Следует просклонять анализируемое слово и определить ,сохраняется ли звук [i] в других словоформах . Если не сохраняется ,то он входит в окончание: прохож ий- прохож -его- прохож -ему( основа прохож -ий) Если [ i] сохраняется, он входит в основу : друзей -друзь i я-друзь i ям---основа друзей волчий-волчь i его-волчь i ему---основа волчий волч— i-- а
Суффикс i Данный суффикс сложно увидеть ,так как выделяется он только с учетом фонетического состава слова. Суффикс i имеет несколько значений:
Чередование к // оч желудок—желудо- ч -ный карта—карт- очн -ый кадк(а)—кадоч- к -(а) кость()—кост- очк (а )
Различие омонимических морфем !!! Причиной ошибки при выделении морфем может стать омонимия морфем Необходимо определиить , какой частью речи является слово,потом только производить разбор слова,например: по нов ому мосту(ому окончание прилагательного); сделать по-нов ому ( ому суффикс наречия); Небо светл о и прекрасно(о окончание краткого прилагательного) Здесь светл о ( о суффикс слова состояния)
Основные способы словообразования
Приставочный
Суффиксаль
Антивирус
ный
соединение
Приставочно-суффиксальный
демобилизовать
подарить
Безафиксный
По-старому
досуха
путник
взлет
беспомощный
сушь
Усилие - усили i э
надпись
Переход из одной части речи в другую
Столовый прибор столовый –прилагательное столовый
Сложение как способ образования слов
Словообразовательный анализ 1.Дайте толкование лексического значения слова. 2.Найди слово, от которого образовано , выделить производящую основу. 3.Выявить морфему , с помощью которой оно образовано. 4.Построить словообразовательную цепочку. 5.Определить способ словообразования . Привести примеры слов . образованных тем же способом с помощью тех же морфем.
Пользуясь справочным материалом, подготовьте сообщения по темам:
- 2 группа- Морфемный разбор (разбор слова по составу)
- 3 группа-План морфемного анализа
- 4 группа-Словообразовательный разбор
Отработка умений и навыков Вопросы для закрепления материала 1.Почему приставка , корень , суффикс и окончание называются значимыми частями слова? 2.В какой части слова заключено лексическое значение? 3.Какиечасти речи не имеют окончания? 4.Докажите,что при подборе однокоренных слов необходимо учитывать значение слова? 5.Вспомните орфографические правила , которые опираются на умение выделять морфемы в слове? 6.Объясните:почему морфемный анализ начинается с определения части речи слова ? 7.Приведите примеры слов с суффиксом i .
Домашнее задание
Выполнить тест (адрес Интернет-источника : http://www.fipi.ru/os/openlogin.php?tstid
=ABBCBD94BB8BBF274A39E42F1720BAC5&course=c
465ffd1b980dc118a550007e9052e1c)
Практическая работа по теме: « Морфемика и Словообразование
Цапенко Оксана Владимировна , учитель русского языка и литературы, МОУ Зональная средняя школа ,
1.Какое слово состоит из пяти морфем? 1.свободный 2.превзошли 3.стремится 4.утомлен 2.Вкаком слове есть суффикс –ан-? 1.разбросаны 2.рваный 3.кожаный 4.ванная
Цапенко Оксана Владимировна , учитель русского языка и литературы, МОУ Зональная средняя школа ,
3.В каком слове есть суффикс –н-? 1.бессменный 2.лиственный 3.увеличен 4.львиный 4.Укажите лишнее слово среди однокоренных 1.прилечу 2.вылечить 3.летчик 4.перелетный
Цапенко Оксана Владимировна , учитель русского языка и литературы, МОУ Зональная средняя школа ,
5.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1.Переплывая 2.принесший 3.обещание 4.выпачканный 6.Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? 1.разглядеть 2.разговаривать 3.рассмотрение 4.связка
Цапенко Оксана Владимировна , учитель русского языка и литературы, МОУ Зональная средняя школа ,
7.В каком слове нет приставки над? 1.надпись 2.надеяться 3.надбровье 4.надкусить 8.Вкаком ряду все слова не имеют окончания? 1.досуха,стряпуха,старуха 2.олово,заново,одинаково 3.читая,листая,чистая 4.вглубь,встарь,вновь
Цапенко Оксана Владимировна , учитель русского языка и литературы, МОУ Зональная средняя школа ,
9.Каким способом образовано слово: 1.антивирус 1о.Каким способом образованы слова: взлет ,покос , сушь
Цапенко Оксана Владимировна , учитель русского языка и литературы, МОУ Зональная средняя школа ,
Проверь себя!!! 1.2 2.3 3.1 4.2 5.2 6.2 7.2 8.4 9.приставочным 10.бессуфиксным
Цапенко Оксана Владимировна , учитель русского языка и литературы, МОУ Зональная средняя школа ,
Рефлексия
Насколько эффективным для Вас было использование на уроке Интернет?
Литература 1. А.Г. Нарушевич , к.филол.н, доцента каф. ЛО ТТИ ЮФУ (ТРТУ), г.Таганрог Материалы курса «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку : планирование занятий , организация урока , система упражнений.»Педагогический университет»Первое сентября»,2007 2 . М.Т.Баранов,Т.А.Костяева,А.В.Прудникова «Русский язык» Справочные материалы 3. Библиотека материалов для подготовки к ЕГЭ Сообщества учителей русского языка и литературы портала «Сеть творческих учителей,: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=57028&tmpl=lib