kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Морфема как значимая часть слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое учебное занятие проведено в 1б группе Сенгилеевского педагогического техникума по теме: «Морфема как часть слова » в феврале 2013 года. Присутствовали-преподаватели СПО, администрация.

Учебное занятие проведено с применением личностно – ориентированной технологии обучения. Преподаватель, используя данную технологию, показал, что смысл и вектор образовательного движения на учебном занятии иной – не к ученику, а от него,  направлен на развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Студенты достаточно глубоко показали знания по морфемике.Коучинговый подход максимально соответствовал концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встроились в структуру занятия.

Преподаватель  раскрывает потенциал студентов через различные виды работы на уроке: графический диктант, морфемный анализ слов, упражнения на замену слов, прослеживается связь со словообразованием.  В ходе занятия студенты узнают о собственных возможностях, составляющих их скрытый потенциал. Использование технологии  позволяет личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.

Предложенный план занятия выполнен, цели реализованы, Студенты показали достаточный уровень знаний и умений в учебной деятельности.

Преподаватель продемонстрировал возможности использования личностно – ориентированной технологии обучения, как способа получения и закрепления знаний, показал высокий профессиональный уровень преподавания предмета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Морфема как значимая часть слова »

Конспект урока Давыдовой О.В.

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: морфема как значимая часть слова

Цели урока: сформировать универсальные учебные действия:

  • Предметные: знание понятий раздела, умение производить морфемный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.

  • Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.

  • Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

  • Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Основные виды деятельности учащихся: самостоятельное определение темы и целей урока, морфемный разбор, орфографический диктант, работа с текстом, поиск информации, систематизация, рефлексия.

Оборудование урока: листы самооценки, раздаточный материал с заданиями (приложение 1)

Использованная литература: ФГОС. Русский язык. Тематический контроль.

Ход урока:

  1. Орг.момент (1-2 мин)

  2. Актуализация знаний.Вступительное слово (5 мин): Послушайте слова известного филолога Асеева.

Чтение эпиграфа: Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки, заинтересовывается строением языка, положением слова в речи, предложении. Про такого человека говорят, что знает язык до корня. Н.Асеев. Слайд.

-Как вы понимаете смысл этой фразы?

-Мы с вами неоднократно говорили о значимости слова,особенно произнесенного, как чутко необходимо подбирать слова, знать значение слова и как легко и приятно общаться с человеком, если он умеет это делать. Действительно, такой человек знает язык до корня.

-Кто догадался, какова тема нашего урока? Запишите в рабочие листы. СЛАЙД.

-Посмотрите на тему и попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на уроке.

1.Углубить знания о значимых морфемах русского языка.

2.Вспомнить план морфемного разбора.

3.Развивать навык грамотного письма.

4. Совершенствовать речевую культуру.

5. Оценивать свою работу. СЛАЙД.

-Итак, мы поставили перед собой цели, чтобы их выполнить, нужно работать очень внимательно.


- Сегодня мы вспомним, по каким законам в русском языке работают слова, из чего они состоят, как образуются новые слова, поэтому приглашаю вас в мастерскую русского язык.

На этом уроке мы попытаемся увидеть, как интересно поэты используют морфемы в своём творчестве, попытаемся понять, как и для чего они создают новые слова, действительно ли так значимы морфемы.


3.Формирование новых знаний.Чтение. Беседа.

- Сейчас я прочту удивительное стихотворение М. Цветаевой, посвящённое поэту Б. Пастернаку. Вслушайтесь в его звучание.

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели. Распяв,

И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили – расслоили,

Расслоили …

стена да ров.

Расселили нас, как орлов –

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – рас теряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж – ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт!

- Каким чувством наполнено стихотворение?

-Трагическая разъединенность двух людей, горечь, безнадёжность.

- С помощью каких языковых средств передаётся это чувство разъединенности?

-С помощью существительных и глаголов с приставками раз-(рас-):

рас-ставили, рас-садили, рас-стояние, расклеили, распаяли.

-Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели, привлекает внимание к значению морфемы слова. Приставка усиливает ощущение разрыва, разъединения, движения в разные стороны.

- Посмотрите, как необычно записан поэтессой этот текст. Принято ли так членить в современном русском языке основу слова рас-стояние?

-Этим словом Цветаева передает бездну горя, страшную боль утраты.

И для того, чтобы подчеркнуть её, выразить и донести до читателя, она

обращается к графическому средству: отрывает приставку,

как бы показывая тем самым авторское неприятие той части слова,

которая несёт значение утраты, разъединения, деления на части,

движения в разные стороны.

- Графический отрыв приставки от слова подчеркивает, выделяет словообразовательное ( морфемное) значение рас- (раз-).

-Итак, первый путь создания индивидуально-авторского слова — нарочитое членение слов : рас-стояние, рас-ставили, рас-садили.( записать в тетради.

4.Работа в листах. Повторение основных понятий раздела. (5-7 мин)

  • Что такое морфемика?СЛАЙД.

  • Назовите основные понятия раздела.

  • Что такое окончание?

  • Что можно определить по окончанию?

  • Каким частям речи принадлежат эти окончания ешь, ут, ая?

  • Бывают ли части речи без окончания?

  • Как найти окончание?

  • Найдите окончание в слове ДОГОВОРИЛАСЬ (слово записано на доске)

  • Что такое основа слова?

  • Найдите основу слова НЕБОЛЬШОМУ.

  • Что такое корень слова?

  • Как найти корень слова?

  • Определите корень слова ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

  • Что такое суффикс?

  • Определите суффикс слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

  • Что обозначает этот суффикс?

  • Что такое приставка?

  • Определите приставку в слове ВЫБРАСЫВАТЬ.

  • Что обозначает приставка? (движение наружу).

  • Что такое постфикс?

  • Определите постфикс в слове НАСЛАЖДАЛИСЬ.

Подведение итога этапа урока: Достигли ли первой цели? Оцените свои знания в листке самооценки. (1 мин)

5.Морфемный разбор (15мин).

-Когда мы повторяли понятия, что еще мы повторили? (нахождение морфем).

Скажите, каков план морфемного разбора слова? (сначала указываем часть речи, затем окончание, основу, корень, все остальное).

Разбор слов по составу в рабочих листах:

  1. БЕСЦВЕТНЫЙ

  2. ВСКРИКНУТЬ

  3. ПРЕДЛАГАЛОСЬ

  4. ПОЛОЖЕНИЕ

  5. ВЫРАСТИТЬ

  6. РАЗРОСЛИСЬ

  7. КАСАТЬСЯ

  8. СКАЧОК

  9. ОЗАРЯЕШЬ

  10. ВОЗГОРАЮТСЯ

  11. НАШЕПТЫВАЮ

  12. СЕСТРИЦЫНА


Подведение итогов этапа (1-2мин): Достигли ли мы цель? Что еще мы повторили?(орфограммы) Оцените свои умения в листке самооценки.

6.Работа с текстом. (15мин).

ЗАДАНИЕ:

(1)Утренняя з…1ря снова засияла на небе. (2)От во…2ходящего со…3нца заг…4релись ж..5лтые хризантемы, заблестели их длинн..6ватые листья. (3)Все р..7стения, даже самый мал..8нький р…9сточек, радуются золотому солнцу. (4)Это и кудрявая малина, и шершавый крыж…10вник, и ч…11рная смородина. (5)Бе..12шумный в..13терок на ра..14свете, таинтственный ш..15пот травы, оч…16рование родной природы вызывают ж…17лание прик…18снуться к чуду, поклониться миру, который не ра..19крыл все з…20гадки и тайны.

Цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Буквы

а

с

л

о

ё

о

а

е

о

о

ё

с

е

с

ё

а

е

о

с

а

СЛАЙД.

  1. Прочитайте текст.

  2. Определите тему текста. (восход)

  3. Озаглавьте текст. (Восход)

  4. Определите стиль текста. (художественный)

  5. Определите тип речи. (описание)

  6. Какая часть речи помогла определить тип речи. (прилагательное)

  7. Какой художественный прием использован в тексте? (олицетворение)

  8. Среди предложений 1-4 найдите сложное, выпишите из него грамматические основы. Укажите тип сложного предложения. (2предл.)

  9. Заполните таблицу.

  10. Взаимная проверка.

  11. Из предложения 1 выпишите слово, в котором нет окончания. (снова)

  12. Из предложения 4 выпишите слово с нулевым окончанием. (крыжовник)

  13. Из текста выпишите слова исключения. (крыжовник, росточек)

  14. Из предложения 3 выпишите существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом. (росточек)

  15. Из предложени1-3 выпишите слово с суффиксом, имеющим значение «слегка», «не совсем» (длинноватые)

  16. Из предложения 2 выпишите слова с приставкой, обозначающей начало действия. (загорелись, заблестели)

  17. Из предложения 2 выпишите слово, состав которого соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание (заблестели).

  18. Разберите по составу слова бесшумный.

7.Итог урока (1мин): Ребята, давайте подведем итог уроку: все ли мы успели, что запланировали? Сделайте вывод нашему уроку:морфема – значимая часть слова!!!

Посмотрите внимательно на свой листок самооценки и определите, что вам нужно сделать к завтрашнему уроку, кроме домашнего задания.



СЛАЙД.





Рабочий лист студента Ф.И._________________________________

ТЕМА:_____________________________________________________

ЦЕЛИ:1.Углубить___________________________________________________

2.Вспомнить_______________________________________________________

3.Развивать________________________________________________________

4.Совершенствовать_________________________________________________

5.Оценить_________________________________________________________

1.Актуализация.Словотворчество(М.И.Цветаева)___________________________________

2.Работа с понятиями. 1 группа.(5 мин.)

1.Назовите основные понятия раздела.


2.Что такое окончание? Что можно определить по окончанию?


3.Каким частям речи принадлежат окончания- ешь,- ут, -ая?


4.Бывают ли части речи без окончания? Назовите.


5.Как найти окончание?


2 группа

6.Найдите окончание в слове ДОГОВОРИЛАСЬ


7.Что такое основа слова?


8.Найдите основу слова НЕБОЛЬШОМУ.


9.Что такое корень слова? Как найти корень слова?


10.Определите корень слова ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ


3 группа

11.Что такое суффикс? Определите суффикс слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.Что обозначает этот суффикс?


12.Что такое приставка?


13.Определите приставку в слове ВЫБРАСЫВАТЬ.


14.Что обозначает приставка?


15.Что такое постфикс? Приведите примеры:


3.Морфемный разбор.

1группа. БЕСЦВЕТНЫЙ ВСКРИКНУТЬ ПРЕДЛАГАЛОСЬ ПОЛОЖЕНИЕ


2группа. ВЫРАСТИТЬ РАЗРОСЛИСЬ КАСАТЬСЯ СКАЧОК


3 группа. ВОЗГОРАЮТСЯ НАШЕПТЫВАЮ СЕСТРИЦЫНА ОЗАРЯЕШЬ


4ЗАДАНИЕ:

(1)Утренняя з…1ря снова засияла на небе. (2)От во…2ходящего со…3нца заг…4релись ж..5лтые хризантемы, заблестели их длинн..6ватые листья. (3)Все р..7стения, даже самый мал..8нький р…9сточек, радуются золотому солнцу. (4)Это и кудрявая малина, и шершавый крыж…10вник, и ч…11рная смородина. (5)Бе..12шумный в..13терок на ра..14свете, таинтственный ш..15пот травы, оч…16рование родной природы вызывают ж…17лание прик…18снуться к чуду, поклониться миру, который не ра..19крыл все з…20гадки и тайны.


Цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Буквы





















  1. Заполните таблицу.

  2. Взаимная проверка.

  3. Из предложения 1 выпишите слово, в котором нет окончания.

  4. Из предложения 4 выпишите слово с нулевым окончанием.

  5. Из текста выпишите слова исключения.

  6. Из предложения 3 выпишите существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

  7. Из предложени1-3 выпишите слово с суффиксом, имеющим значение «слегка», «не совсем»

  8. Из предложения 2 выпишите слова с приставкой, обозначающей начало действия.

  9. Из предложения 2 выпишите слово, состав которого соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

  10. Разберите по составу словобесшумный.



















Лист оценки

Актуализация

опорных понятий(1 этап)

Работа с понятиями

Морфемный разбор

Упражнение-таблица

итого

баллы






Критерии оценки

Участвовал в обсуждениях-3б.

Имелись неточности-2б.

Отвечал с ошибками-1б.

5понятий-5б.

4понятия-4б.

3понятия-3б.

4слова-4б.

3слова-3б.

2слова-2б.

20верных орфограмм-20б.

19 -19б.

18 -18б.

17 -17б. и т.д.

32-28б.-«5»

27-21б.-«4»

20-15б.-«3»

менее15б.-«2»

Лист оценки

Актуализация

опорных понятий(1 этап)

Работа с понятиями

Морфемный разбор

Упражнение-таблица

итого

баллы






Критерии оценки

Участвовал в обсуждениях-3б.

Имелись неточности-2б.

Отвечал с ошибками-1б.

5понятий-5б.

4понятия-4б.

3понятия-3б.

4слова-4б.

3слова-3б.

2слова-2б.

20верных орфограмм-20б.

19 -19б.

18 -18б.

17 -17б. и т.д.

32-28б.-«5»

27-21б.-«4»

20-15б.-«3»

менее15б.-«2»























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Морфема как значимая часть слова

Автор: Давыдова Ольга Викторовна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241967

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Морфема как значимая часть слова. Презентация. "
    ["seo_title"] => string(51) "morfiema-kak-znachimaia-chast-slova-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "241972"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445351926"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Морфема – наименьшая значимая часть слова. изменение и образование слов"
    ["seo_title"] => string(78) "morfiema_naimien_shaia_znachimaia_chast_slova_izmienieniie_i_obrazovaniie_slov"
    ["file_id"] => string(6) "378393"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484210685"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Открытый урок по теме: "Морфема -минимальная значимая часть слова." (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyi_urok_po_tiemie_morfiema_minimal_naia_znachimaia_chast_slova_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "355608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478351611"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Состав слова. Морфема как значимая часть слова. Корень слова"
    ["seo_title"] => string(59) "sostav_slova_morfema_kak_znachimaia_chast_slova_koren_slova"
    ["file_id"] => string(6) "571425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611638249"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Суффикс- значимая часть слова"
    ["seo_title"] => string(30) "suffiks-znachimaia-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "250031"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447003957"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства