kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Морфема – наименьшая значимая часть слова. изменение и образование слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: подвести к пониманию морфемы как значимой части слова; сообщить, чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов.

Ход урока

I. Синтаксические минутки.

Схематический диктант с заданием: каждому предложению дать характеристику.

Прохладный осенний ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась.

II. Словарно-орфографическая работа.

Морфема – morf – ‘форма’ (греч.).

III. Знакомство с материалом § 70, с. 152.

1. Что такое морфемика?

2. Что такое морфема?

3. Можно ли слова морфема и морфемика назвать однокоренными?

Рассмотрите карточки и определите, какое предложение в них зашифровано. Запишите его.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(К. Паустовский.)

– Какие условия помогли определить порядок набора карточек? Почему на некоторых карточках нет условных обозначений?

IV. Выполнение упражнения 368.

V. Чтение материала § 71, с. 152–153.

VI. Закрепление умений отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова.

– Подумайте, являются ли данные слова однокоренными? Почему? Проведите разбор по составу.

Свет, светлица, светать, светлый, светло, подсветка.

В о п р о с ы:

1. Как называются слова, имеющие общее значение корня? (Однокоренные.)

2. Можно ли сказать, что у данных слов одинаковое лексическое значение? (Нет.)

3. Объясните, при помощи каких частей слова образуются новые значения?

4. Определите, к каким частям речи относятся эти слова. Какой вывод можно сделать?

– Просклоняйте слово свет. Одинаково ли значение слов? Чем они отличаются? (Окончаниями. Они выражают разные формы одного и того же слова. Формы слова возникают при его изменении.)

VII. Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 369.

VIII. Запись под диктовку.

•  Задание. Выпишите однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Родник родит реку, а река льется, течет через всю нашу матушку-землю, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. (К. Паустовский.)

Внимание!  (историч.) Родни?к (историч. род / н / ик)1.

 – однокоренные слова.

Домашнее задание: упражнение 370.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Морфема – наименьшая значимая часть слова. изменение и образование слов»

МОРФЕМА – НАИМЕНЬШАЯ ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА. ИЗМЕНЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ

Цели: подвести к пониманию морфемы как значимой части слова; сообщить, чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов.

Ход урока

I. Синтаксические минутки.

Схематический диктант с заданием: каждому предложению дать характеристику.

Прохладный осенний ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась.

II. Словарно-орфографическая работа.

Морфема – morf – ‘форма’ (греч.).

III. Знакомство с материалом § 70, с. 152.

1. Что такое морфемика?

2. Что такое морфема?

3. Можно ли слова морфема и морфемика назвать однокоренными?

Рассмотрите карточки и определите, какое предложение в них зашифровано. Запишите его.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(К. Паустовский.)

– Какие условия помогли определить порядок набора карточек? Почему на некоторых карточках нет условных обозначений?

IV. Выполнение упражнения 368.

V. Чтение материала § 71, с. 152–153.

VI. Закрепление умений отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова.

– Подумайте, являются ли данные слова однокоренными? Почему? Проведите разбор по составу.

Свет, светлица, светать, светлый, светло, подсветка.

В о п р о с ы:

1. Как называются слова, имеющие общее значение корня? (Однокоренные.)

2. Можно ли сказать, что у данных слов одинаковое лексическое значение? (Нет.)

3. Объясните, при помощи каких частей слова образуются новые значения?

4. Определите, к каким частям речи относятся эти слова. Какой вывод можно сделать?

– Просклоняйте слово свет. Одинаково ли значение слов? Чем они отличаются? (Окончаниями. Они выражают разные формы одного и того же слова. Формы слова возникают при его изменении.)

VII. Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 369.

VIII. Запись под диктовку.

• Задание. Выпишите однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Родник родит реку, а река льется, течет через всю нашу матушку-землю, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. (К. Паустовский.)

Внимание! (историч.) Родни?к (историч. род / н / ик)1.

– однокоренные слова.

Домашнее задание: упражнение 370.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Морфема – наименьшая значимая часть слова. изменение и образование слов

Автор: Кузембаева Гулжана

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378393

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Языковой анализ текста Аспект фонетики, орфоэпии, орфографии. Аспект орфографии, морфемики и словообразования"
    ["seo_title"] => string(80) "iazykovoi_analiz_tieksta_aspiekt_fonietiki_orfoepii_orfoghrafii_aspiekt_orfoghra"
    ["file_id"] => string(6) "372691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482479997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства