Просмотр содержимого документа
«Модульное обучение на уроках русского языка.»
Модульное обучение на уроках русского языкам
Конспект урока русского языка для 9 класса " Способы передачи чужой речи"
Л.П.Евсеева, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №2 г Котово Волгоградской области.
Учебный комплекс по русскому языку для 5-9 классов по редакцией В.В.Бабайцевой
Тема урока: " Способы передачи чужой речи"
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с основными способами передачи чужой речи;
- отработать навыки расстановки знаков препинания при передаче чужой речи;
Воспитательные:
- воспитывать в учениках доброжелательность, тактичное отношение к окружающим, учить помогать друг другу; воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
Развивающие:
- развивать пунктуационную зоркость;
- развивать навыки работы с текстом.
Задача урока: освоить в сопоставлении разные способы передачи чужой речи.
Технология : модульная
Использованные источники:
В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова Русский язык. Теория.5-9 классы
Русский язык .Практика.9 класс ( под ред.Ю.С.Пичугова)
Технологическая карта учащегося
Учебные элементы (УЭ)
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0
Цель: знакомство с задачей урока, с критериями полного усвоения темы.
Проговаривание учащимися индивидуальных задач и целей занятия.
Прочитайте целеполагающую часть технологической карты, определите, что необходимо освоить вам на занятии.
УЭ-1
Цель: познакомить с основными способами передачи чужой речи Чтение и запись предложений.
1) По словам М.Горького, русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с поражающей быстротой.
2) М.Горький писал, что русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с поражающей быстротой.
3) М.Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с поражающей быстротой".
4) М.Горький писал о русском языке как о неисчерпаемо богатом и все обогающемся с поражающей быстротой языке.
Порядок записи предложений:
1) Предложение с прямой речью.
2) Сложноподчиненное предложение с косвенной речью.
3) Предложение с вводным словом.
4) Простое предложение с дополнением.
Обобщение по вопросам:
1) О каких способах передачи чужой речи вы узнали?
2) Какой из этих способов наиболее точно и детально передает чужую речь?
3) Какой- наименее детально и полно?
4) Укажите степень полноты и точности каждого способа передачи чужой речи.
1) Прочитайте п.. 217 учебника "Русский язык. Теория.5-9 классы" под редакцией В.В.Бабайцевой ,Л.Д.Чесноковой.
2) Прочитайте предложения, в которых передается оценка М. Горького русского языка .
3) Запишите предложения в определенном порядке. Рядом укажите степень точности и полноты передачи высказывания:
чужая речь передана с изменениями;
называется только тема высказывания;
указывается источник сообщения;
чужая речь передана без изменений.
4) Обобщите свои наблюдения, отвечая на вопросы в режиме диалога.
УЭ-2
Цель: формировать умение передавать чужую речь разными способами.
" Величайшее богатство народа- его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта". ( М.А.Шолохов)
Передайте разными способами высказывание. Приготовьтесь представить свои варианты.
УЭ-3
Цель: формирование умения заменять прямую речь косвенной.
Выполните упр.257 учебника " Русский язык" 9 класс Практика. Под редакцией Ю.С. Пичугова
Замените прямую речь косвенной.
УЭ-4
Цель: формирование умения заменять прямую речь косвенной.
1)Лис обещает Маленькому принцу, что я открою тебе один секрет.
2) Бобчинский и Добчинский уверяют чиновников, что в городской гостинице мы обнаружили ревизора.
3) Князь Святослав упрекает Игоря и Всеволода, что рано вы начали себе славы искать.
4) С гордостью заявляет госпожа Простакова гостям, что мой сынок всем наукам выучился.
5) Риварес гневно кричит кардиналу Монтанелли, что ваш бог- обманщик.
1) Перепишите предложения, исправив ошибки, допущенные при замене прямой речи косвенной.
2) Приготовьтесь представить свои варианты.
УЭ- 5
Цель: формировать умение включать чужую речь в собственное высказывание, используя разные способы ее передачи.
... Чичиков и Молчалин преуспевают, живут в свое удовольствие, откладывают копеечки на черный день и в то же время обделывают свои дела так искусно и так осторожно, что черные дни никогда не являются. Но Чичиков и Молчалин, по своей благоразумной скромности, вовсе не желают обращать на себя, с какой бы то ни было стороны и по какому бы то ни было случаю, внимание своих современников и сограждан. Чичиков и Молчалин любят оставаться в тени и в неизвестности, потому что их мелкие предприятия требуют для своего процветания мрака и тишины. (Д. И. Писарев).
Прочитайте фрагмент статьи Д. И. Писарева. На основе отрывка составьте небольшой текст, используя различные способы передачи чужой речи. Чтобы избежать повторов, употребляйте слова: Д. И. Писарев, критик, автор, литератор. Приготовьтесь представить свою работу .
УЭ-6
Цель: оценить полноту освоения учебного материала.
Рефлексия в соответствии с задачами и целями.
Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту усвоения учебного материала.
УЭ-7
(домашнее задание)
Цель: совершенствовать умение использовать чужие высказывания в собственном тексте.
Выполните упр.258 учебника " Русский язык" 9 класс Практика. Под редакцией Ю.С. Пичугова