kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Брошюра "Модульная технология на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог – практик делится своим опытом по использованию модульной технологии на уроках русского языка. Модульная технология обучения явилась для учителя  эффективным средством для достижения высоких  результатов педагогической практики и помогала решать  задачи в условиях модернизации образования.

         Данная технология позволила  оптимизировать учебный процесс, обеспечить его результативность  в реализации целей обучения, создать максимально благоприятные условия для развития познавательной и личностной сферы учащегося, их способностей к самообразованию и эффективно организовывать работу с одаренными школьниками.

         Как обучать ребенка, чтобы он был способным самостоятельно  развиваться в дальнейшем без помощи учителя? Как раскрыть творческий потенциал личности учащегося? Как готовить школьников к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку? На эти и другие вопросы, важные для профессиональной деятельности, найдут ответы учителя – практики.

          С уроком  русского языка по теме «Жанры сочинений. Рецензия» (11 класс) педагог участвовал во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» (Москва, 2011 г.). Урок  получил высокую оценку, и было рекомендовано представить его на финале Всероссийского  конкурса.

         Методическое пособие рекомендовано учителям русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Брошюра "Модульная технология на уроках русского языка" »



АФ ГОУ Краснодарского края ККИДППО


МОБУ СОШ № 6 п. Прогресс






Е.П.Гадун




Модульная технология

на уроках русского языка










Армавир

2012 г.



Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом АФ ГОУ Краснодарского края ККИДППО


74.5

Г 12


Гадун Е.П. Модульная технология на уроках русского языка. – Армавир, 2012. - 54 С.


Рецезенты:

Хусайнова Ирина Борисовна, Отличник просвещения, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №16 п. Восход Новокубанского района;

Колесникова Наталья Алексеевна, ст. преподаватель кафедры гуманитарных предметов АФ КК ИДППО г. Армавира;

Толстошей Сергей Владимирович, ст. преподаватель кафедры гуманитарных предметов АФ КК ИДППО г. Армавира.



Педагог – практик делится своим опытом по использованию модульной технологии на уроках русского языка. Модульная технология обучения явилась для учителя эффективным средством для достижения высоких результатов педагогической практики и помогала решать задачи в условиях модернизации образования.

Данная технология позволила оптимизировать учебный процесс, обеспечить его результативность в реализации целей обучения, создать максимально благоприятные условия для развития познавательной и личностной сферы учащегося, их способностей к самообразованию и эффективно организовывать работу с одаренными школьниками.

Как обучать ребенка, чтобы он был способным самостоятельно развиваться в дальнейшем без помощи учителя? Как раскрыть творческий потенциал личности учащегося? Как готовить школьников к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку? На эти и другие вопросы, важные для профессиональной деятельности, найдут ответы учителя – практики.

С уроком русского языка по теме «Жанры сочинений. Рецензия» (11 класс) педагог участвовал во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» (Москва, 2011 г.). Урок получил высокую оценку, и было рекомендовано представить его на финале Всероссийского конкурса.


Методическое пособие рекомендовано учителям русского языка.




Учебные модули на уроках русского языка


Основная задача современной школы состоит в том, чтобы создать систему обучения, удовлетворяющую образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и потребностями.

Изменения в обществе, экономике, политике и культуре столь интенсивны, что консерватизм школьной практики часто оказывается тормозом социального развития, он ограничивает возможности выпускников школ в самореализации. Ведь обществу нужны активные, мобильные личности, умеющие делать выбор в ситуации неопределённости, ненасильственно решать проблемы, ставить цели собственной деятельности, планировать и организовывать деятельность, работать в команде, оценивать полученные результаты и т.д.. Этими компетенциями учащиеся овладевают на учебных занятиях, построенных на основе принципов личностно-ориентированного обучения, которое реализуется в рамках различных образовательных технологий, в частности модульной. Опыт моей педагогической практики показывает, что модульная технология обучения является наиболее эффективным средством развития «самостей» учащихся: способности к саморазвитии, самоанализу, самосовершенствованию и т.д., дает возможность учителю результативно организовать работу с высоко мотивированными детьми и предопределить успешность дальнейшего профессионального становления личности.

Среди личностно-ориентированных технологий особое место занимает модульная, описанная в работах П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой, Д.Г.Левитеса и других. Нельзя не согласиться с Д.Г.Левитесом, что «отнесение этой технологии к личностно-ориентированным носит достаточно условный характер в силу того, что её целью является усвоение учеником системы знаний и специальных умений по конкретной учебной теме. Сама же организация процесса обучения представляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счёт планомерной деятельности самообразования и самообучения».

Мой опыт работы по модульной технологии ещё не очень большой, но я поделюсь тем, что знаю и применяю в своей практике.




В чем сущность модульной технологии?


Основной целью модульного обучения, является содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.


Как понимаю «модуль»?


Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого дает Т.М.Шамова - «функциональный узел».

Модуль - это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.

Модуль – это информационный блок, в который входит целевой план действий, содержание учебного материала и руководство по его усвоению.

В состав модуля входят целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.


Значит, модуль выступает средством модульного обучения. Это – программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся.

Для успешной работы по технологии модульного обучения продумываю систему своих действий.


Какие принципы учитываю при построении

модульных программ?


Опираясь на теоретические положения Третьякова П.И., придерживаюсь принципов:

Принцип предметного подхода к построению содержания обучения. При отборе содержания главный ориентир – дерево целей. Слишком узкая интегрированная цель обучения кроет в себе опасность фрагментарных знаний, а слишком обширная вызовет затруднения при реализации принципа модульности (модуль – законченный блок информации)

Принцип фундаментальности учебного материала означает, что в модуле особое внимание уделяется фундаментальным знаниям.

Принцип модульности. В соответствии с ним обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям.

Принцип относительной самостоятельности элементов дополняет принцип модульности. Он указывает, что степень самостоятельности элементов зависит от самостоятельности дидактических целей.

Принцип реализации обратной связи:

- входной контроль;

- текущий контроль (самоконтроль);

- обобщающий контроль (выходной, итоговый).

Принцип разносторонности консультирования обеспечивается:

- через учебный материал представляется в модулях с личностными особенностями методических приёмов, облегчающих усвоение материала;

- предлагаются вариативные способы овладения материалом, либо ученик предлагает собственный способ;

- в модулях осуществляется методическое консультирование по реализации процесса обучения.

Принцип паритетности требует субъектных отношений:

- модуль должен обеспечить самостоятельность усвоения знаний до определённого предела;

- модульная технология обучения должна освобождать педагога от чисто информационной функции и создать условия для консультационно-координирующей;

- функцию управления педагог частично передаёт учащемуся, при этом она переходит в самоуправление.

Принцип полноты учебного материала в модуле:

- излагаются основные моменты учебного материала, его суть;

- даются пояснения к этому материалу (возможно на нескольких уровнях);

- указываются возможности получения материала через ТСО, МО или рекомендуются конкретные источники информации;

- предоставляются практические задачи и пояснения к их решению.


Как формирую содержание модуля?


  1. Внимательно изучаю программу и планирование.

2. Определяю общую цель для всего раздела и частные темы для каждого урока и отдельных его элементов. Цели учения, обозначенные в модуле, должны соответствовать следующим критериям:

- адекватность целей КДЦ, ИДЦ и ЧДЦ;

- двухъярусная направленность целей учения: на организацию познавательной деятельности и на перспективу использования результатов учения, например, «усвоив модуль, вы сможете…»;

- конкретность, чёткость, однозначность понимания целей. Здесь важно определиться по уровням знаний;

- соответствие целей содержанию модуля.

3. Разрабатываю обычные планы уроков, а затем перевожу их в модули, наполняя необходимым содержанием, придерживаясь следующих критериев:

- неразрывность межпредметных связей. Если излагается весь предметный материал, то берутся сведения из других предметов;

- материал выстраивается в соответствии с логикой усвоения: восприятие, осмысление, запоминание, применение, перенос, Предполагается разноуровневая подача материала, в том числе творческие задания;

- форма предоставления учебного материала диалоговая.

4. Продумываю осуществление управления учебным процессом в модуле. В модуле предусмотрено изучение объектов управления за счёт входного контроля, когда проверяется готовность ученика к восприятию материла. В модуле должны быть чёткие указания ученику по стратегии усвоения знаний: «прочти текст два раза», «подумай», «исследуй» и т.д. На каждом этапе урока – коррекция знаний, контроль (само-, взаимо- и обычный).

5. Модуль также позволяет использовать элементы традиционного урока: фронтальная работа с классом и у доски, устный опрос и др…

6. Определяю дифференцированное домашнее задание: обязательное, исследовательского и олимпиадного характера.

7. Продумываю возможность консультирования для тех учащихся, у которых могут возникнуть вопросы.

Из опыта работы пришла к выводу, если модуль составлен верно, то он отвечает следующим требованиям:

  • имеются интегрированные и частные дидактические цели;

  • сумма частных ДЦ соответствует интегрированной цели. Это отображено в структуре модуля;

  • после учения указаны контролируемые характеристики;

  • содержание материала соответствует дидактическим целям, целям учения и контролируемым характеристикам;

  • управление учебными действиями ученика оптимально;

  • используются различные формы и методы обучения, предусматривается практическая деятельность;

  • имеется качественная система контроля;

  • модуль подходит для данной категории обучаемых.

Процесс корректировки и совершенствования уроков-модулей проходит постоянно. Этот достаточно трудоемкий процесс, так как требует соответствующей методической подготовки, умения отслеживать и анализировать результаты педагогической практики. Чем больше их составляешь, тем быстрее и качественнее это получается.


Что включаю в систему своих действий на уроке?


Главное – это разработка модульной программы. Надо видеть все уроки в перспективе, т.е. составить планы уроков по теме на четверть или полугодие.

Модульная программа – «совокупность модулей по теме или разделу. При составлении модулей могут вноситься коррективы в структуру модуля, в его содержание, по-своему выстраивать систему целей и контроля в зависимости методического багажа, уровня подготовки детей, режима работы школы и т.д. Главное, чтобы при этом у каждого ребёнка осталась реальная возможность учиться в своём темпе, иметь выбор содержания и способов освоения учебного материала. Ведь именно это и составляет суть личностно-ориентированного обучения» (Шамова Т.И., Давыденко Т.М.).

При планировании изучения той или иной темы прорабатываю весь учебный материал, формулирую комплексную дидактическую цель (КДЦ). Из нее выделяю интегрирующую дидактическую цель (ИДЦ) для каждого отдельного урока (модуля). Однако в модули входят крупные блоки содержания учебного предмета, поэтому каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент.

Особое внимание обращаю на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учеников, которые должны предполагать разные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно, письменно), заполнение таблиц, тестовые задания. Задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность, они ориентируют учеников на работу с различными источниками знаний: текстами и словарями, таблицами и схемами, алгоритмами.


Для получения положительных результатов при использовании модульных программ соблюдаю следующие правила.

1) Начиная работать с новым модулем, провожу входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости провожу соответствующую коррекцию знаний.

2) Важно проведение текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (чаще всего использую мягкий контроль – самоконтроль, взаимопроверка, сверка с образцом и т.д.).

3) После завершения работы с модулем осуществляю выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль показывает уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку. Выходному контролю обязательно предшествует резюме учителя (краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, анализ их и совместное решение). При обобщении использую самые разнообразные формы и методы.

4) Осуществляю дифференциацию учебного содержания, выделяя уровень обязательной подготовки и уровень выше обязательного.

Хочется предостеречь учителей от возможной ошибки при использовании модулей. В модуль нецелесообразно включать большой объём содержательной деятельности, т.к. у школьников ещё плохо развито чувство времени. Учителю нужно постоянно задавать необходимый темп работы учащихся.


Программа составлена. Что делаю дальше?


Размножаю программу и обеспечиваю ею каждого ученика. Начинаю модульное занятие с целеполагания (определение целей деятельности учащихся — чему они научатся за урок). А дальше ученик работает с модулем самостоятельно, то есть новую тему он усваивает сам, пользуясь учебником, словарем и т.д. В процессе усвоения материала он получает консультации у учителя, товарища по классу, свободно общается с ним, не нарушая дисциплины в классе.


Как оцениваю работу учащихся?


В модульной технологии оцениваю выполнение каждого учебного элемента. Усвоив материал, ученик сам себе выставляет оценку. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д., главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели. Оценки накапливаются в тетради или в листе оценок, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Если ученик слабый и не успел выполнить всю работу, то можно оценить ту часть, которую он добросовестно выполнил. Для него это тоже успех.

Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание представляю таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.


По-новому выполняю роль учителя:


1) управляю познавательной деятельностью ученика, т.е. перехожу с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;

2) мотивирую познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добиваюсь положительного отношения к предмету;

3) использую коллективные способы обучения, включаю всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организую взаимопомощь;

4) организую помощь ученику в процессе деятельности, проявляю внимание к результатам его самостоятельной деятельности;

5) создаю ситуацию успеха, т.е. разрабатываю методику и предлагаю задания, посильные каждому ученику;

6) создаю положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

7) организую самоанализ собственной деятельности ученика и формирую его адекватную самооценку.

Технология модульного обучения ещё не получила широкого одобрения среди языковедов. Многие учителя используют традиционную систему с элементами модульного обучения. Но в старших классах (9-11), по мнению специалистов, можно переходить на модульное обучение по русскому языку, что позволит сократить время учебного курса на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс “конструирования” модулей позволяет “отсечь” все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая не только способствует, а чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.

Важным условием перехода на модульное обучение считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех классах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Только в тех классах, где учителя большое внимание уделяли формированию навыков самостоятельной работы, учащиеся полностью справляются с модулями. Некоторые учащиеся не успевают выполнить все задания из-за того, что просто не умеют самостоятельно работать. Поэтому работаю с модулями не во всех классах, а только в тех, где дети умеют самостоятельно работать. В остальных же классах можно использовать элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым навыки самостоятельной работы. Первые уроки по модульной технологии лучше проводить на уроках систематизации и обобщения. Если эта работа понравится и пойдёт гладко, можно использовать модули и при изучении нового материала.


Преимущество модульное технологии

перед другими педагогическими технологиями


Левитес Д. Г. в своем труде «Современные образовательные технологии» четко обозначил преимущества модульной технологии. Практический опыт по внедрению технологии подтвердил эти выводы:

1) 3адачи формулируются в деятельностном аспекте и предъявляются учащимся перед началом обучения.

2) Модули позволяют сочетать разнообразную учебную и преподавательскую деятельность. Акцентируется учебная деятельность школьника, индивидуализированное учение с обязательным результатом - научением.

3) Преподаватель выполняет роль диагноста, консультанта-советника, мотиватора и предоставляющего информационные источники.
4) Педагогическая техника не определяется свойствами личности, а лишь опосредуется ими.

5) Модули обеспечивают активное участие обучающегося, который усваивает информацию в деятельности, в активной работе с учебным материалом.

6) Модули могут быть индивидуализированными. Каждый обучающийся может использовать какое-нибудь одно средство или все имеющиеся. Чаще всего самому обучающемуся предоставляется право выбирать подходящий для него способ учения (индивидуальная работа, работа в группе, паре и т.д.).

7) Каждый обучающийся может учиться в собственном темпе. Он может усваивать даже отдельные части модуля, если сумеет доказать, что решил поставленные перед ним задачи. Обучающийся может также по своему усмотрению повторять усвоение конкретной части модуля столько раз, сколько ему кажется необходимым.

8) Каждый обучающийся тратит столько времени, сколько ему нужно для усвоения конкретной темы. Время, необходимое для усвоения, обычно имеет тенденцию к корреляции в соответствии с интеллектом.

9) Модулями можно пользоваться без всякого труда в любой момент и в любом месте - дома, в санатории и т.п. Каждый ученик может изучать любой материал в подходящее время и в удобном месте, пользуясь методическими указаниями, имеющимися в модуле.

10) Модуль считается плохим, если большому количеству обучающихся не удается решить поставленных перед ними задач. Если ученик заинтересован в более глубоком усвоении конкретной темы, он может легко получить необходимый дополнительный материал и учиться, не мешая группе. Ученик, которому трудно дается усвоение материала может получить индивидуальную помощь от преподавателя, не мешая всей группе изучать тему.

11) Небольшой объем модуля обеспечивает немедленный контроль и коррекцию уровня усвоения.

12) Обучающимся указываются задачи, они знакомятся с критериями оценки их достижений. Контрольные задачи составляются с целью изучения уровня усвоения. Ученик получит соответствующий балл, если его ответы покажут определенный уровень усвоения, хотя он и не достиг максимального усвоения. Контрольные вопросы позволяют оценить усвоенные знания, умения и навыки, закрепить усвоение, диагностировать трудности.

13) Недостаточное усвоение можно заметить на каждом шаге обучения, поэтому курс усваивается законченными порциями. В случае неудачи на конкретных шагах обучения ученик должен повторно изучить конкретный модуль, а не всю тему.

14) Имея проектную цель и план оценки курса, преподаватель может корректировать учебный материал и определять, когда ему удается подготовить хороший модуль.

15) Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.

16) Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

17) На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости: сорок пять минут напряжённой работы.

18) Модульный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.

19) Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.

20) Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.


Опыт использования модульной технологии даёт основание для определения данной технологии, как технологии создающий максимально благоприятные условия для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, его индивидуализации и дифференциации.

Реализация системного подхода в использовании технологии позволяет дать высокий процент качества знаний, как в группе, так и при индивидуальной работе. Показателями интеллектуального развития учащихся являются победы в конкурсах и олимпиадах.

Проводимое мониторинговое исследование степени удовлетворенности учащимися организацией процесса обучения по модульной технологии показывает, что ученикам нравится работать по данной технологии: одним - за то, что превалирует самостоятельная работа, работать можно в своём темпе; другим по душе само- и взаимопроверка; для третьих - держать в руках алгоритм работы, иметь возможность сравнивать свою деятельность с работой учёного-исследователя, ведущего свои записи.

Уверена, что модульное обучение даст хорошие результаты, при систематическом использовании данной методики на уроках физики, химии, биологии, при выполнении лабораторных работ, при работе с одаренными детьми. Положительный опыт внедрения модульной технологии в мою педагогическую практику позволяет дать некоторые рекомендации учителям, начинающим работать по данной технологии.


Выводы

на основе практического внедрения модульной технологии


- Применять модульную технологию или использовать элементы её можно на любых уроках.

- Модульное обучение позволяет изучать материал крупными блоками, освобождает время для повторения.

- При повторении модульная технология даёт наибольший эффект.

- Модульное обучение так формирует работу на уроке, что ученик учится сам, а учитель организует и управляет его учением. В результате ученик учится учиться, повышается его уровень обучаемости.

- Модули позволяют развивать индивидуальные способности учащихся, дают возможность каждому ученику работать в своём темпе, дифференцируют домашнее задание.

- Модульное обучение предполагает включение ученика в процесс проверки знаний. На каждом этапе используется само- и взаимопроверка, само- или взаимокоррекция, самоанализ достигнутого. Таким образом, каждый ученик вместе осуществляет управление учением.

- Используя в модуле такие фразы, как "Молодец!", "Умница!", "Великолепно!", "Желаю успеха!", "Спасибо за работу!", подбадрит ученика, ориентирует его на успех на каждом этапе модуля, что не всегда возможно сделать при устном ответе.

- Модульное обучение даёт возможность ученику в большей степени самореализоваться, чем на обычных уроках, и это способствует мотивации учения.

- Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение базы, стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.

- Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности человека, как самостоятельность и коллективизм.

- Детям нравится, что на уроках они работают самостоятельно, всё время можно себя контролировать.

- Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, чёткое определение форм и методов учения требует от учителя хорошего знания своих учеников. Поэтому процесс овладения теорией и практикой модульного обучения - это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность для его самореализации.

Любая образовательная технология помогает достигать планируемого результата с максимальной степенью приближённости. Но многое зависит от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция, контактность - всё это условия успешности применения любой образовательной технологии.


Результативность опыта


В рамках деятельности по внедрению модульной технологии в образовательный процесс проведен анализ уровней обученности в классах. Получен следующий результат:


Русский язык.



Литература.

Результаты ЕГЭ:



«5»

«4»

«3»

«2»

2011-2012

-

9

12

-

2012-2013

1

5

3

-


Количество учащихся-медалистов


Учебный год

выпускников

«золото»

«серебро»

2011-2012

21

2

1

2012-2013

9

1

3


Участие в предметных олимпиадах, конкурсах по русскому языку, литературе, журналистике.


год

2010-2011гг.

2011-2012 гг.

2012-2013гг.

2013-2014гг.

журналистика

1м.- Нос Т. 10кл.

2м. – Казюра В. 10 кл.

3м. – Белозерова А. 6 кл.

3м.- Черненко Ж. 11 кл.

1м. – Головинова Ю. 5 кл.

Пергунова Л. 7 кл.

2м. – Шульц Д. 7 кл.

3 м. –Оленченко М. 11 кл.

Русский язык

3м. – Ковалева к. 6 кл.

3м. –Пергунова Л.

7 кл.

3м. – Пергунова Л. 8 кл.

3м. - Горбунова М.

Мигулина А. -1м. 9 кл.

Пергунова Л. 2м. -10 кл.


Сравнительный анализ качества обучения





















В 2010-2011 уч.г. В 2012-2013 уч.г.

«5» - 0%; «5» - 11, 1%;

«4» - 28,6%; «4» - 55,6%;

«3» - 71,4%; «3» - 33, 3 %;

«2» - 0%. «2» - 0%.

Золотая медали: Золотая медаль:

Фисенко Андрей, Горбунова Маргарита.

Казюра Виталий.

Серебряная медаль: Серебряная медаль:

Нос Татьяна. Горбунова Евгения,

Прилепа Юлия,

Васильева Эльвира.

Проведенная оценка результатов обучения с использованием модульной системы организации образовательного процесса свидетельствует об эффективности проводимой работы.

Показателем, подтверждающим развитие творческого потенциала учащихся при использовании модульной технологии, является и увеличение числа участников и призеров олимпиад.

Модульная технология обучения апробирована мною в разных классах. Наиболее эффективна работа по данной технологии в профильных классах, где мотивация учебной деятельности высока, и в параллелях старшего звена, когда у учащихся достаточно сформированы познавательные мотивы, самоконтроль, умение сосредоточиться.

Сложностью в применении модульной технологии является отсутствие соответствующего дидактического обеспечения, необходимость подбора, составления однотипных прямых и обратных задач разных уровней сложности, изготовление раздаточного материала, тестовых заданий, разработка модулей к отдельным урокам. Это требует больших затрат времени. Положительный результат виден сразу. Работать интереснее, но значительно сложнее.

Не вызывает сомнения воспитывающий и развивающий фактор. Учащиеся достигают определенного уровня осознанного отношения к учению, трудолюбия, самодисциплины. Комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграция различных ее видов способствуют достижению высокого уровня конечных результатов.

Обязательным условием успешного применения модульной технологии является личный собственный опыт творческой деятельности по ее реализации. Причем только неоднократное повторение одной и той же технологии в различных педагогических ситуациях, рефлексия состоявшегося взаимодействия позволяют выявить возможности данной технологии в развитии учащихся, конструктивно использовать эти возможности, творчески преобразовывать технологию в соответствии с личностными качествами.

Технология модульного обучения является адаптивной, природосообразной, способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения. Она научно актуальна: в ней сочетаются новые подходы к обучению и традициям, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт ее применения неизбежно приводит к росту компетентности учащихся и учителей.


Использованная литература


  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

  2. Гальперин П.Я. Методы обучения умственное развитие ребенка. - М., 1985.

  3. Гареев В.М. и др. Принципы модульного обучения. - //Вестник высшей школы, 1987, №8.

  4. Головатенко А. Модульная технология на уроках истории. - //История, 1996, №23.

  5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии -М., 1996.

  6. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса -Мн., Университетское, 2002.

  7. Киселева А.В., Слесарь И.Э. Модульная технология обучения на уроках русского языка в 9 кл. - Мн., БГУ, 2000.

  8. Кларин И.П. Инновационные модели обучения в зарубежных педа­гогических поисках - М.: Арена, 1994.

10.Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анна

лиз зарубежного опыта. - М.:Наука, 1997.

  1. Левитес Д.П. Современные образовательные технологии - Новоси­бирск, 1999.

  2. Ожегов СИ. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1997.

  3. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

  5. Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения.- М., 1995.

  6. Сенновский И.Б. Система управленческой деятельности учителя в модульной педагогической технологии. - //Школьные технологии, № 2, 1997;

  7. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе - Мн.:Новая школа, 2001.

  8. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. /Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 1997.

  9. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996.

  10. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шыбанова Г.М. Управление образовательными технологиями.- М.: Академия, 2005.




































Мультимедийный рок русского языка

с использованием модульного обучения.

11 класс


Пояснительная записка


Данная работа может быть использована на уроках обобщения знаний учителями русского языка с целью активизации познавательной и речевой деятельности учащихся, развития общеучебных умений (слушать и слышать, адекватно воспроизводить принятую информацию; критически относиться к полученной информации, давать ей оценку; высказывать свое мнение, подтверждая его примерами).

Духовное становление личности, формирование её нравственных позиций, эстетический вкус, совершенное владение речью. Учитель должен быть чутким посредником между детьми и окружающей их действительностью. Каждый знает, как много значит удачно найденный, интересный для учеников вид урока, интересны способы учебной работы.

Но для успешного урока, по мнению психологов, нужно, чтобы у учеников возникла потребность в коммуникации. Нестандартные способы организации уроков пробуждают интерес и живое участие школьников. Методическим средством организации, на мой взгляд, может стать использование мультимедийных презентаций, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями – общению. Т. к. мультимедийные презентации – это яркие, зримые образы, дикторские тексты, что существенно обновляет методику проведения уроков.

На уроке особо востребован прием яркого образного начала, для развития эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости учащихся. Яркое слово учителя, поэтические строки - делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на учение.

Представленный урок русского языка в 11 классе по теме «Жанры сочинений. Рецензия» (обобщение изученного с использованием модульного обучения (межпредметная связь – работа с текстом А.Платонова «Маленький солдат») включает демонстрацию слайдов, таблиц, карточек, памяток.

На уроке используется дополнительный информационный материал, оформляются в тетрадях записи с учетом выполнения заданий, проецируемых на экран слайдов.

Презентация составлена с учетом возрастных особенностей учащихся. Первый слайд, второй и третий определяют тему урока, задачи и цели, что позволяет сразу же привлечь внимание учащихся и сосредоточить его на работе. Наказ к уроку (слайд № 4) является эмоциональным напутствием привести в систему знания - «разложить все по полочкам».


Конспект урока


Мультимедийная поддержка. Слайд №1. Тема урока.




Тема урока: «Жанры сочинений. Рецензия»

(2 часа)


Тип урока: контрольно-обобщающий с использованием модульного

обучения (межпредметная связь – работа с текстом

А.Платонова «Маленький солдат».)



Мультимедийная поддержка. Слайд №2. Задачи урока.




  • Задачи урока:

1. воспитательные:

  • развитие самостоятельности в использовании сведений урока;

  • привитие любви к родному языку;

  • активизация познавательного интереса к русскому языку.

2. развивающие:

  • развивать умения и навыки анализа языковых единиц;

  • развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к образцам текста.

3. обучающие:

  • овладение исследовательскими навыками при работе с текстом;

углубление теоретических знаний в ходе практического использования.



Мультимедийная поддержка. Слайд №3. Цели модулей.




Цели урока: М - О.


Дидактическая цель.

  • Осмысление специфики содержания жанров сочинения на литературную тему. Усвоение композиционных и стилистических особенностей разных жанров сочинений на литературную тему.

  • Обработка умений аргументировать свои мысли литературными фактами, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, научиться соотносить свое мнение с позицией автора. Результатом использования модульной программы должен быть сформированный навык написания сочинения-рецензии.

М-1. Интегрирующая цель.

  • Изучить специфическую форму сочинения - рецензию, усвоить композиционные и стилистические особенности жанра; уметь использовать эти знания для написания сочинения.

  • Совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах, в условиях различных форм само- и взаимопомощи, самооценки, коммуникативный навык.

М-2. Обучение написанию сочинения-рецензии (ЕГЭ «С»).

М-3. Рефлексия.

Методы:

      • постановка проблемного вопроса;

      • организация обсуждения материала;

      • индивидуальная работа.

Оборудование:

  • тест;

  • памятка 1-3;

  • карточка 1-3;

  • текст А.Платонова «Маленький солдат»;

  • таблица - схема (задание «С»);

  • дополнительный информационный материал;

  • перечень вопросов и примеров ответа при рефлексии;

  • образец текста рецензии на рассказ А.Платонова «Маленький солдат», сделанный учителем.


Ход урока


1. Организация класса.

2. Сообщение темы урока и его цели.

Учитель:

Мультимедийная поддержка. Слайд №4. Наказ к уроку.




Сегодня у нас контрольно-обобщающий урок модульного типа по теме: «Жанры сочинений. Рецензия», т. е мы с вами должны привести в систему наши знания, иначе говоря «разложить все по полочкам». Выразить это мне хочется словами В.Марченко, которые станут наказом к нашему уроку.

Разложить все по полочкам,

Все расставить по клеточкам,

Направление по струнке задать,

Без качания, без хаоса,

Без излишнего пафоса,

Без свободы надуманной

Путь умей продолжать.

Итак, в путь за знаниями

На расстояние в 40 минут!

Успеха! Удачи!


3. М-О (вводный контроль).

  • На первом этапе урока нам необходимо осмыслить и повторить различные жанры сочинений и их особенности;

  • Уметь аргументировать свои мысли, факты, все это обобщить и соотнести свое мнение с позицией автора;

Результатом нашей работы должен стать сформированный навык написания сочинения-рецензии.


М-1:

  • Сочинение-рецензия имеет свои особенности и структуру.

  • Совершенствовать навык самостоятельной работы, что обязательно при выполнении задания «С» в ЕГЭ.

  • Уметь работать в группах.


Мультимедийная поддержка. Слайд №№5-6.





4. Повторение и обобщение знаний.


Цель:

  • Актуализация знаний о разных жанрах сочинений: аннотация, отзыв, эссе.

  • Особенности типов текста.


Входной контроль.

Учащимся предлагается тест.

1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста те, что относятся к типу речи рассуждение:

а) словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков;

б) рассказ о каком-то событии в его временной последовательности;

в) в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод;

г) имеет коммуникативное намерение - доказать.


2. Выберите то определение, которое подходит к понятию эссе:

а) один из основных жанров публицистического вида, характеризующийся постановкой проблемы, разработкой широкого значения выводов на основе анализа явлений одного или нескольких произведений, взятых в неограниченном масштабе, на основе теоретических посылок и обобщённых данных;

б) небольшое литературно-публицистическое произведение, близкое к рассказу, но отличающееся от него художественным воплощением таких лиц, эпизодов, явлений, событий, которые были в действительности и которые автор воссоздаёт на основе личного наблюдения;

в) прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с ней.


3. Выберите термин, соответствующий данному определению.

Краткая характеристика книги, статьи, излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку":

а) отзыв;

б) эссе;

в) статья в газете;

г) аннотация.


Учитель:

Скажите, какова связь этого задания с темой нашего урока?

Достигнуты ли поставленные нами цели?


Мультимедийная поддержка. Слайд №7.



Актуализация знаний об аннотации, отзыве, эссе.

1.повторить жанровые особенности аннотации, отзыва, эссе (обращаемся к справочной литературе);

2. выбрать для повторения жанр (работа в парах).

3.составить вопросы для проверки усвоения вашей информации, поделиться ею с товарищем по паре.














Мультимедийная поддержка. Слайд №8.




Исследование особенностей жанра рецензии.

  • Рецензировать – критиковать, оценивать, разбирать, ценить достоинства.

  • Рецензия: отзыв, оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение.

  • Какова цель рецензии? Зачем пишу? (Эмоциональный отклик – анализ: о чем? Как? Что я об этом думаю).


Итак: прочитали à удивились – задумались – пишем …












Мультимедийная поддержка. Слайд №9.




Обратимся к памятке № 1.



5.Анализ композиции рецензии. М-2


Учитель:

Дома вы должны были выполнить задание – выписать предложения о своих впечатлениях о прочитанном произведении (учащиеся зачитывают по группам и записывают в «банк данных»).


С удовольствием, убедительно, редкие свойства, удивление, воздействие, заставил почувствовать, понять, актуально, страшно, урок мудрости, близость темы…


Что больше всего вызывает затруднение при написании - «начать» и «закончить».


Рассмотрим и обсудим несколько вариантов начала и финала рецензии (См. приложение (образцы).


6. Работа в группах.

  • Проверьте умения применять на практике знания по написанию рецензии;

  • Напишите этюд, поделитесь полученной информацией.

  • Оцените уровень усвоения полученных знаний.


- на столы раздаются тексты А.Платонова «Маленький солдат»;

- текст перечитывается в парах, записываются впечатления, обмениваются ими;

- в группах обсуждают, что должно быть предметом исследования;

- свои наблюдения заносят таблицу-схему.

(обращаются к Карточке № 1, где представлен ряд вопросов по произведению)

- группы меняются таблицами, читают, изменяют, дополняют;

- в ходе написания можно использовать справочный материал, образцы, клише.


Мультимедийная поддержка. Слайд №№ 10- 16.


Смотри карточки № 2-3; памятки 2-3; образцы.









- учитель предлагает свой вариант рецензии, который также обсуждается.


7. М-3.

Итог урока.


РЕЗЮМЕ.


1.Обобщение полученных знаний.

2.Обобщение знаний путем тестового задания.

3.Оценка работы в группе.


Мультимедийная поддержка. Слайд №17.


РЕФЛЕКСИЯ.


  • Оцените степень практической пользы урока;

  • Оцените степень личного участия и степень комфортности на уроке;

  • Какой вид деятельности был труден и почему?

  • Что явилось новым?

  • Что помогло прийти к самостоятельной работе?

Учитель:

На нашем уроке мы работали над художественными текстами, пользовались модульное обучение, способствующее развитию критического мышления и составлению связанных текстов.

Возможные трудности, которые могли испытываться вами, были предупреждены раздаточным, справочным, теоретическим материалом.

Подобная работа поможет вам успешно выполнить часть «С» задания ЕГЭ.

Дополнительный информационный материал

для учителя

Рецензия

на рассказ А. Платонова «Маленький солдат»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая...

Б. Окуджава

Рассказ «Маленький солдат» был написан А. Платоновым во время Великой Отечественной войны. Судя по названию, можно подумать, что речь идет о маленьком человеке. Но оказывается, главный герой — десятилетний мальчик. В рас­сказе рядом слова «ребенок» и «война». Платонов, для ко­торого дитя наряду с Землей, Солнцем, Матерью — символ жизни, увидел в этом особую трагедию.

Сюжет рассказа — порождение военного времени. На же­лезнодорожном вокзале майор, отправляясь на задание, пе­редает ребенка-сироту другому человеку, Бахичеву, чтобы тот «поберег» его. Мальчик, Сережа Лабков, тяжело переносит расставание с майором Савельевым, к которому он привык. Все это наблюдает случайный попутчик — повествователь. Когда ребенок засыпает, майор Бахичев рассказывает пове­ствователю его историю. Вскоре засыпают и взрослые. А про­снувшись, обнаруживают, что Сережа исчез...

На первых страницах автор употребляет слова «ребенок» или «мальчик» практически в каждом предложении, что не­характерно для писателя, умеющего справляться с повтора­ми. Когда Сережа слышит удары зениток и шум самолета, в нем проявляется «возбужденный интерес». С этого момен­та появляются словосочетания «маленький солдат» и «ма­ленький боец», постепенно заменяющие прежнее обозначение ребенка. Оказывается, что мальчик понимает происходящие вокруг него военные события. Он даже получил медаль за то, что был разведчиком.

Однако уважение, которое вызывает в повествователе и в читателе ребенок,— это не главное чувство к нему. Пла­тонов подчеркивает парадоксальное, странное противоречие между возрастом мальчика и тем, что ему приходится пере­носить в жизни. Его речь напоминает речь маленькой Насти из «Котлована». Другой герой, о кото­ром вспоминаем, читая рассказ,— Петруша из рассказа «Воз­вращение», написанного позднее. Интонации Сережи Лабкова прорастут в речи Петруши. Читая эти рассказы, мы задумываемся о тяготах войны, корежащих детские судьбы. Повествова­тель говорит, что на вид Сереже лет семь, а потом мы узнаем, что ему десять. И возраст детей, и отношение к жизни, жесто­ко искажены обстоятельствами.

«Я тогда обождал»,— сказал Сережа о своем решении не умирать. Но как будто остался жить не для того, чтобы заменить отца на земле, а чтобы стать солдатом. Как же должна быть изранена детская душа, если он решил «обождать» умирать?

«...Сумрачное лицо, ...свет глаз, за которыми происходила тайная мучительная борьба с горем тоски по ушедшему че­ловеку», такое состояние мальчика — важнейшая тема для Платонова. Вспоминаются еще два произведения о детях, ставших по вине войны сиротами: повести В. Катаева «Сын полка» и В. Богомолова «Иван», где герой погибает. Катаев же писал оптимистически радостно, по-видимому, в расчете на детское чтение. Для Вани Солнцева полк стал новой семь­ей. А Платонов пишет больше об утратах. Майор Савельев, ставший мальчику «всем человеком», покидает его, пусть даже для того, чтобы сберечь ему жизнь. Не совершает ли майор при этом непоправимую ошибку, ведь сердце Сережи «боялось, что, оставшись одно, оно умрет»?

Слово «сердце» — мотив, звучащий на протяжении всего рассказа, «...слабость детского человеческого сердца, таящая за собой постоянное неизменное чувство, связываю­щее людей в единое родство,— эта слабость означала силу ребенка...»

В рассказе оказываются два повествователя. На какое-то время им становится и сам мальчик. Из его речи мы узнаем, что он был разведчиком, что погибли его родители. Вторым повествователем является майор Бахичев. Часть сведений, рассказанных им, передана в третьем лице. Рассказывает же майор удивительную историю. Мальчик услышал однажды разговор отца с офицером о том, что боезапас их полка нахо­дится у немцев и что, уходя, они обязательно взорвут его. Тогда Сережа прополз ночью до склада, перерезал взрывной, замыкающий провод и оставался там еще какое-то время для того, чтобы перерезать вновь, если немцы исправят повреж­дение. Позднее он снова пробрался в тыл противника, разве­дал расположение командного пункта и трех батарей, а по­том все точно указал на карте отцу-артиллеристу. Майор Бахичев рассказывает о мальчике с восхищением, а читатели видят, что история «маленького солдата» ужасна. Ребенок на войне — это великое горе.

Мальчик не случайно убежит. Он не только будет стре­миться к близким людям. Сережа ощущает себя уже солдатом. Этому его научила сама война и взрослые люди вокруг. Но никто не заметит «маленького солда­та» в «многолюдстве войны». Это словосочетание в конце рассказа звучит почти трагически. Мальчик, может быть, вернется, а может быть, потеряется или погибнет. Эта неиз­вестность заставляет содрогнуться.

«Маленький солдат» звучит как укор миру взрослых, которые не могут уберечь ребенка.

Платонов показал преступность войны..

В параллель рассказу Платонова можно поставить «Судь­бу человека» М. Шолохова. Там показан сирота Ванюша, ко­торый все-таки обрел нового отца. Платонов, по сравнению с Шолоховым, писал менее подробно и в ту пору, когда еще нельзя было провидеть жизненный путь мальчика-сироты. Хотя у Шолохова рассказ тоже заканчивается не радостно, а тревожно...

Мне кажется, самое страшное из того, что рассказал о Се­реже майор Бахичев своему случайному попутчику,— это то, как мальчик уговорил приставленного к нему отцом орди­нарца, «и вдвоем они убили немца,— неизвестно, кто из них, а позицию нашел Сергей». Ребенок привыкает к смерти, к то­му, что можно и нужно убивать. Юный разведчик, изображен­ный здесь, вызывает странное, смешанное чувство у читате­ля. Ведь история, которая таится за этими двумя строчками, ужасна, хотя она объясняется временем написания рассказа.

Саму эпоху и поведение людей проверяет Андрей Плато­нов судьбой ребенка. Ведь главное желание русских писате­лей — чтобы не плакали больше дети.

КАРТОЧКА № 1

Академическое начало

Рассказ «Возвращение» написан Андреем Платоновым в 1946 году. Отчасти поэтому, наверное, в нем будто чувству­ется запах войны, а картина послевоенной жизни людей представляется особенно тяжелой. Неверное, с точки зрения властей, описание того, как возвращается с войны русский человек, привело к тому, что рассказ подвергся уничтожаю­щей критике и долго не издавался...


Эмоциональное (или романтическое), образное начало.

Например, в начале рецензии, уже прочитанной се­годня, раньше рассуждений появляется картина-воспо­минание. Она может быть создана цитированием или пересказом элементов текста.

«Они поднимались все выше и выше, и все скоро внизу стало просто разноцветными квадратиками и пятнами. Шес­типалый повернул голову к Затворнику.

- Куда? — прокричал он.

- На юг,— коротко ответил Затворник.

- А что это? — спросил Шестипалый.

- Не знаю,— ответил Затворник,— но это вон там». Финальный полет Затворника и Шестипалого к солнцу — самый яркий эпизод повести Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый». Напряжение в конце достигает апогея, и кажется, что трагический конец неизбежен, глаза по строч­кам скользят все медленнее, чтобы как можно дольше сохра­нить неведение. Но вдруг…


Неожиданное начало

(Иногда парадоксальное, вводящее читателя рецен­зии в гущу вопросов, волнующих рецензента.)

...Но где же голос автора, его точка зрения? Читая повесть В. С. Маканина «Где небо сходилось с холмами», все время думаешь об этом. Впрочем, почти всегда этот писатель озада­чивает, читаешь ли ранние его произведения или более позд­ние...

Сначала показалось, что точка зрения автора «пря­чется» в выделенных курсивом словах...


КАРТОЧКА № 2


РЕЦЕНЗИЯ № 1

...Я надеюсь, что живых больше, чем мертвых.

Э. Лимонов

(НАЧАЛО)

Лимонов — писатель плохой, но талантливый. Доказательством талантливости служит запоминаемость его текстов — прочтешь, а из головы не вытрясешь: и детство в железобетонном Харькове, и муки ранней сексуальности, и юную жену с фиалковыми глазами, превращающуюся в толстую седую шизофреничку. (...) А почему плохой — так потому, что изо всего этого (и многого другого, о чем ниже) у него в голове полная каша. В частности, идеологическая. Обида на весь мир соединяется с обидой на всех других — но никаких счетов к самому себе: сам герой выше всех, лучше всех, одареннее всех, умнее всех...

(ФИНАЛ)

Есть ли нечто способное привести Лимонова в восхищение? В экстаз?

Это «нечто» должно непременно припахивать — кровью, дерьмом, скандалом, извращением — например, Дмитрий Шостакович-внук, сочиняющий «Походный марш» для на­ционал-большевистской партии. Конечно, Лимонов считает, что в крови с дерьмом большее жизни, чем в регламентиро­ванной покойницкой. Но слишком он шустрит, отправляя в личную анатомичку не таких уж простых и понятных смертных. Боюсь, что апломба в Лимонове все-таки больше, чем таланта.

Очень грустная книга.


РЕЦЕНЗИЯ №2

(НАЧАЛО)

Татьяну Толстую у нас не любят. Не любят не только «патриоты» за ее издевательства над святынями. Не очень любят, честно говоря, и либералы: где пропадала, пока мы боролись? почему не поклонилась, когда приехала? зачем обо всем прямо судит, высказывается? почему в Америке преподает письмо художественное? В тусовку не ходит. Глаз крупный, черный, блескучий. Рот большой, зубов много, голос громкий, волосы могучие. Ведь и пожалеть такую нель­зя. Можно только посторониться, чтоб место освободить. А мест у нас мало, и освобождать никто ничего не хочет. Новую книгу Татьяны Толстой ждали так долго, что уже и глаза прищуривали, и носами поморщивали, и ушами качали: мол, нет у нее никакой рукописи! все врет; стыдно признаться, что не пишется. Да и то: все обещала, обещала, вот и в «Знамя» определила анонсом название, короткое, непонятное,— «Кысь». «Знамя» роман объявило, а вдруг он и выйди отдельным изданием! Медлила-медлила, а то и зато­ропилась, да так, что растерявшиеся критики не успели про­честь и вставить в какие нужно премиально-упоминательные листы. Нерасчетливо поступила писательница Толстая. А что за книжка! Боги мои, что за издание! Бумага — газет­ный срыв. Обложка картонная, такая в советское время шла на школьные учебники.


(ФИНАЛ) ...

Поэтика романа Толстой исключает правдо­подобие и психологизм, а не следует им. Чем буйнее фанта­зия, тем лучше. Правым-левым рукавом махнет — чудеса и посыпались. Несмотря на то, что история очень невеселая, книга получилась искусная, нарядная, артистичная. Вот это напряжение — между скорбью и гневом внутреннего посла­ния и узорочьем исполнения — и делает

роман Толстой осо­бенным словом в новой русской прозе. Да и не только в но­вой.

__________________________________________________________

КАРТОЧКА № 3


1. Почему мальчик стал «маленьким солдатом» и где при­знаки этого превращения?

2. Что открывает автор в героях, изображая сцену проща­ния?

3. Как «память о горе делает сердце человеку»?

4. Как изменяется психология ребенка в страшных услови­ях? Каковы возможные последствия таких изменений?

  1. Каков смысл авторских метафор?

6. Как оценить рассказ А. Платонова на фоне повестей В. Катаева «Сын полка» и В. Богомолова «Иван» (ср. фильм А. Тарковского «Иваново детство»)?

7. В чем неожиданность финала для взрослых героев? А для читателя?

8. Как соотносится рассказ «Маленький солдат» с другими произведениями А. Платонова (в том числе — военной поры)?

__________________________________________________________

Рефлексия

  1. Что оказалось значительным, а без чего на уроке можно было обойтись?

  2. Какой вид деятельности был труден и почему? Что оказалось ново?

  3. Что помогло прийти к самостоятельным выводам? Было ли что-либо неожиданное на занятии? Какие вопросы остались?


Из высказываний учеников, работавших на уроке:

1. К самостоятельным выводам помогает прийти коллектив­ная

работа, общение.

2. После занятия хочется прийти домой и начать писать.

3.Удачно построено занятие, потому что понятия прораба-­

тываются поэтапно.

  1. Почувствовала, что мастерская — зарядка для ума.

  2. Думаю, что есть смысл работать со сложными, но талант­ливо написанными рецензиями.

  3. Оказалось, что и выслушивать, и дописывать имеет смысл.

  4. Несмотря на то, что материалов о рецензии сама собрала много, в сознании сложилась новая глубокая картина.



Памятка № 1

Задача рецензента – оценить достоинство книги. Причём достоинство здесь следует понимать как положительные качества произведения. Очевидно, рецензировать стоит только те книги, которые действительно заслуживают того, чтобы с ними познакомился как можно более широкий круг людей. Соответственно, с одной стороны, тот, кто оценивает достоинства книги, свободен в своей оценке, а с другой стороны, зачем разбирать произведение, которое не достойно того, чтобы быть рекомендованным широкому кругу читателей?

Кому адресована ваша рецензия? Попытаемся внимательнее вглядеться в облик предполагаемого адресата. Существуют два вида рецензии: рецензия для тех, кто читал текст, и для тех, кто этот текст не читал. К возможному читателю, как и к рецензируемому тексту, нужно отнестись уважительно, а не панибратски. Доброжелательный рецензент вступает в уважительный диалог с автором. Вместе с автором читатель пытается размышлять над проблемами художественного произведения.

Рецензент должен представить, что ему предстоит обсудить прочитанную книгу с уважаемым человеком, который эту книгу не прочитал. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них. Хорошо сформулированные вопросы заставляют задумываться, учиться прогнозировать ситуацию, отслеживать причинно-следственные связи, оценивать отношения между предметами и явлениями.

Памятка № 2

Как работать над рецензией на книгу (произведение).

I. Внимательно прочитайте или перечитайте книгу.

II. Подумайте над вопросами.

  • Как книга читалась? Как будет она восприниматься другими читателями?

  • Какова тема произведения? Какова его главная мысль? В чём убеждает нас автор?

  • Как писатель приводит нас именно к этим выводам?

  • Кто герои книги? Каковы их стремления, дела, характеры?

  • В чём художественное своеобразие книги? Как она построена?

  • Каков язык книги? Что в языке вам показалось необычным, ярким?

  • Какова ваша общая оценка книги? Что в этом произведении особенно ценного, нового? А что, может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно?

Памятка № 3

Примерный план рецензии.

  1. Краткие библиографические сведения о книге.

  2. Смысл названия. Личные впечатления о прочитанном.

  3. Особенности сюжета и композиции.

  4. Актуальность проблематики.

  5. Язык и стиль произведения.

  6. Мастерство автора в изображении характеров героев.

  7. Основная мысль рецензии.

ТЕСТ


1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста

те, что относятся к типу речи рассуждение:


а) словесное изображение какого-либо явления действительности

путём перечисления его характерных признаков;

б) рассказ о каком-то событии в его временной последовательности;

в) в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод;

г) имеет коммуникативное намерение - доказать.


2. Выберите то определение, которое подходит к понятию эссе:

а) один из основных жанров публицистического вида, характеризующийся постановкой проблемы, разработкой широкого значения выводов на основе анализа явлений одного или нескольких произведений, взятых в неограниченном масштабе, на основе теоретических посылок и обобщённых данных;

б) небольшое литературно-публицистическое произведение, близкое к рассказу, но отличающееся от него художественным воплощением таких лиц, эпизодов, явлений, событий, которые были в действительности и которые автор воссоздаёт на основе личного наблюдения;

в) прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с ней.


3. Выберите термин, соответствующий данному определению.

Краткая характеристика книги, статьи, излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.

а) отзыв; б) эссе; в) статья в газете; г) аннотация.




Творческие работы учащихся

победителей районных олимпиад по журналистике


Моё представление о демократии и будущем страны


Свобода ведет к ответственности.

Не­свобода все делает безответственным.

Н. Бердяев


В моем представлении понятия «завтра моей Родины» и «демо­кратия» неразделимы. Если бы меня спросили, как кратко опреде­лить, что такое демократия, я бы сказал: «Демократия - это когда закон не только охраняет мое здоровье и жизнь, но когда он счита­ется со мной как с личностью, с моими желаниями и потребностями».

И в то же время свобода - это отсутствие иждивенчества. Вот я - здоровый молодой человек. Я не хочу просить ничего у общест­ва. Хочу много работать и всего добиться сам, да еще государство получит кое-что от заработанного мною. Я думаю, что свобода и демократия - это не только права, но и обязанность жить своим трудом. Наше будущее в том, чтобы люди перестали надеяться на кого-то, а поверили только в свои силы. Многие еще не готовы к такому образу жизни, и им будет трудно. Они по-прежнему ждут, когда им кто-то все преподнесет на блюдечке. Нет, государство должно заботиться только о больных, старых, тех, кто уже не спо­собен сам о себе позаботиться. А нормальные люди обязаны все добывать своим трудом, талантом, упорством и, думая о завтраш­нем дне, зарабатывать себе пенсии сегодня. Но тогда необходимо, чтобы им никто не чинил препятствий. И очень важно, чтобы госу­дарство сделало все возможное, чтобы люди могли копить деньги, сохранять их. А что произошло в начале реформ Гайдара и других? Все накопления исчезли. И потом опять в 1998 году...

Но теперь, как я слышал по телевизору, приняли закон, кото­рый позволяет легче получить длительный кредит на покупку квар­тиры. Это здорово! Значит, я могу надеяться, что буду жить в соб­ственной квартире, а не ютиться с родителями, хотя мне и придется за нее поработать. И я думаю, этот закон - результат развития де­мократии в стране, когда президент и парламент сумели понять нужды общества. Это закон не только о надежде на достойную жизнь, но и об ответственности. Ведь если ты не сумеешь опла­тить кредит, квартиру отберут. Стали же выселять тех, кто не хочет платить за коммунальные услуги. Это может быть жестоко, но пра­вильно. Никто не должен жить за чужой счет.

О жилищных законах идут споры. Некоторые говорят, что только 20 процентов населения сумеют этим долгосрочным креди­том воспользоваться. Возможно. Но ведь и эти 20 процентов - цифра немалая. А благодаря примеру этой части населения, захотят попробовать и другие. Совсем недавно считалось, что компьютер и мобильник могут позволить себе только богатые, а сегодня их имеют очень многие. Так будет и с квартирами.

Для того чтобы сделать жизнь каждого из нас и всей страны лучше, нужна демократия. Но не такая, как теперь, когда на выбо­рах один претендент на пост хуже другого или люди голосуют за кандидата только потому, что он красивый, прикольный, известный артист или наобещал с три короба. Мы должны голосовать за того, кто честнее, умнее и ответственнее. А партии и мэры должны все­рьез отвечать перед народом и идти во власть, чтобы сделать жизнь лучше, а не чтобы набить карманы.

Нам еще долго двигаться к настоящей свободе, к свободе, ко­торая включает в себя ответственность и чувство долга перед людьми, страной и самим собой. Но чем свободнее будет жизнь, тем лучше.

I место.

Казюра Виталий,

ученик 10 класса.


Без Бога жить нельзя!

Как же без Бога?..

Как без того, кто все связывает?

С. Т. Шацкий


Я никогда не забуду день, когда впервые попала в церковь. Бы­ло это года три назад, Стояло лето. Удивительно голубое и ласко­вое небо как бы приглашало меня войти, а солнышко, освещая своими лучами золотистые купола храма, словно говорило: «Смот­ри, смотри, какая красота! А ты столько лет ходишь мимо». Лю­бовная кладка стен, продолговатые высокие окна с витражами, за­гадочный крест на куполе - все делало этот дом таинственным и манящим. С детства имевшаяся у меня какая-то странная боязнь церкви как чего-то запретного и нехорошего долго удерживала ме­ня.

Наконец, я робко вошла в храм. Никто не гнал меня, я за­стенчиво встала в уголке и огляделась.

Какое-то волнение охватило меня, когда я стала всматриваться в лица святых, строгие и одухотворенные, добрые и милосердные, так не похожие на лица озабоченных или озлобленных прохожих. Сверху огромными синими глазами смотрел на меня Христос, словно все понимая и одобряя, проникая своим взглядом в душу. Я давно чувствовала, что не могу быть совершенно одна на свете, что должен быть «кто-то еще другой, важный и все понимающий так, как никто не может понять», с ним можно говорить обо всем. Теперь я поняла вдруг, что другой - это Господь наш. Мыс­ленно стала исповедоваться ему в своих делах.

Я стала ходить в церковь. Службы, пение хора, особый аромат горящих свечей, истово молящиеся люди - все это трогало меня несказанно. Замечала, что после каждого посещения настроение становилось радостнее, а на душе чище.

Старалась читать о религии. Те книги, которые мне попада­лись, уверяли, что религия - опиум и обман. Но почему же меня так тянет в Храм? Почему очень умные люди верят в Бога? Почему в век науки религия не утратила своих позиций? И я поняла, что обманщики именно те, кто уверяет, что религия - обман.

Недавно я крестилась. Может быть, и хорошо, что это не сдела­ли в детстве. Знаменательный для меня день был очень счастли­вым. Удивительно доброе лицо отца Николая, особый смысл мо­литвенных слов, большой душевный подъем...

С этого момента я твердо поняла, что сделала верный выбор. Я купила Евангелие и теперь часто читаю эту удивительную книгу. Кажется, что мудрость в ней нескончаемая.

Чтение священных книг, передачи, в которых выступают дея­тели церкви, выступления очень умных людей, которые искренне верят, - все это укрепляет меня. Я многого еще не знаю, не все по­нимаю в прочитанном. Но основное усвоила крепко: мы должны быть добрыми к родным, близким, всем людям, помогать им, чем можем. Если у меня есть немного денег, я раздаю их нищим, жерт­вую на восстановление храмов. Когда я стану зарабатывать сама, буду дарить больше. Но, конечно, главное богатство человека-щедрость его души.

Я счастлива, что обрела веру, что Бог теперь в моей душе, и я твердо знаю, как жить в наше трудное время.


II место.

Пергунова Людмила,

ученица 10 класса.




Моё отношение к религии


Марксизм... связывает будущее с исчезновении

ем.... представлений о боге с устранением

социальных антагонизмов и построением

классового коммунистического общества.

Из энциклопедии


Что нам делать с книгами, рассказывающими об истории нашей страны, капитализме, других странах, о многих-многих вещах, на­конец, о религии? Неужели все их придется выкинуть или сдать в архив? В самом деле, ведь смешно сейчас читать фразы вроде эпи­графа! Но когда появятся, в таком случае, новые книги, которым можно будет верить? И неужели сейчас до всего придется доходить своим умом?

На протяжении всех лет Советской власти религию в нашей стране притесняли и унижали. Известно сейчас, что Ленин давал секретную директиву о репрессиях против духовенства и ограбле­нии храмов и т. п. При Сталине десятки тысяч церковнослужи­телей были уничтожены, а при Хрущеве церквам было запрещено распоряжаться своими деньгами.

Мне семнадцать сегодня. Я пришла к возрасту, когда нормаль­ный человек начинает задумываться о главном в своей жизни, о вере. Как жить, ради чего жить, чему верить, кому поклоняться? Эти и множество других вопросов постоянно крутятся в голове.

Семьдесят три года в нашей стране насаждали марксизм-ленинизм, пытались превратить его в новую религию. За нее при­зывали отдавать жизни, как некогда на Руси старообрядцев призы­вали сжигать себя (знаю по роману А. Н. Толстого «Петр Пер­вый»). Новая вера скоро изжила себя, уже давно над ней потеша­лись, а сегодня с удивлением молодежь спрашивает родителей и дедов: «Как вы могли в это верить?» Почему же эта идея стала мертвой? Может быть, потому, что была построена на обмане и насилии? В то же время, несмотря на гонения, религии в нашей стране выжили. Мне сложно понять это, но чувствую, что здесь скрыта какая-то тайна притягательности веры в Бога для людей, несмотря на то, что говорит наука.

Во что же верить сегодня нам? Многие обращаются к религии. Они считают, что все несчастья нашей страны в том, что люди забы­ли Бога в семнадцатом году, верят в то, что церковь поможет нашему обществу стать гуманнее, цивилизованнее, культурнее, добрее.

Еще недавно я посмеялась бы над всем этим. Так велико было убеждение, вколоченное с детства, в том, что верить в Бога все равно, что в сказки, что делают это от отсталости и невежества, что церковь всегда угнетала и обманывала народ. Теперь я все чаще задумываюсь над ролью религии в жизни людей вообще и в нашей сегодняшней, особенно. Стараюсь читать побольше об этом.

Если верить тому, о чем мы говорили на уроках физики, химии, биологии, тому, что читал в книгах (а сегодня боишься, что нас кругом обманули), то даже мне в мои семнадцать видно множество противоречий в том, чему учит религия. Как мог Бог создать мир в шесть дней, из ничего сотворить жизнь, из глины сделать первых людей: Адама и Еву? Почему так много религий в мире, кто прав из них? Почему верующие так жестоко преследовали друг друга, хотя Бог их учил терпению и прощению обид?

Но если вопрос так прост, то почему же умнейшие люди ис­кренне верят в Бога? Не только Ньютон, но и, кажется, даже Эйн­штейн? Или взять Льва Толстого. А разве Иван Павлов не посе­щал церковь? Почему сегодня в развитых странах, где огромны достижения науки, церковь по-прежнему играет такую большую роль? Даже в судах свидетели, если я не ошибаюсь, клянутся на Библии.

С моими знаниями не ответить на эти вопросы. Они не такие простые, как нам представляли. И все же пока мой разум не может принять веру в Бога, загробную жизнь, необходимость молитвы и прочего.

Во что же верить тогда? Я думаю, надо верить в то, что люди смогут сделать свою жизнь лучше, достойнее, разумнее. И не ко­гда-то там при коммунизме, и не после смерти, а сегодня, сейчас. Надо только, чтобы каждый понял, что следует уважать права дру­гих, стараться поменьше взять, а побольше дать. Нужно, чтобы че­ловек считал своим долгом развивать на благо себе и другим те способности, что заложены в нем, чтобы больше ценил свою се­мью, близких, землю, где живет.

Честные люди, верующие и неверующие, по-моему, в главном верят в одно: стараться быть лучше каждый день, делать добро другим, жить по совести.

Я не верю в Бога. Но если когда-нибудь придет день, и я ис­кренне скажу: «Верую, Господи!», пусть будет так.


Ш место.

Нос Татьяна,

ученица 10 класса.






























Презентация «Модульная технология»






































Презентация

контрольно-обобщающего урока

с использованием модульного обучения


Жанры сочинений. Рецензия.


11 класс.




































Содержание


  1. Учебные модули на уроках русского языка…………………….3


  1. Мультимедийный урок русского языка. 11 класс. Тема: «Жанры

сочинений. Рецензия»…………………………………………….21


  1. Дополнительный информационный материал для учителя……37


  1. Творческие работы учащихся – победителей районной олимпи-ады по журналистике:

-Казюра Виталий 10 класс. «Моё представление о демократии и

будущем страны»…………………………………………………46

- Пергунова Людмила. 10 кл. «Без Бога жить нельзя»………….47

- Нос Татьяна 10 кл. «Моё отношение к религии»…. ………… 49

  1. Презентация «Модульная технология»………………………….52


  1. Презентация «Контрольно-обобщающий урок с использованием

модульного обучения. Жанры сочинений. Рецензия. 11 кл.»…53






























































































58




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Брошюра "Модульная технология на уроках русского языка"

Автор: Гадун Елена Петровна

Дата: 22.06.2015

Номер свидетельства: 220935


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства