Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка
Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка
Цель курсовой работы: изучение и раскрытие теоретических аспектов модульного обучения на уроках русского языка и литературы.
Задачи: изучить и проанализировать методическую литературу по теме; раскрыть сущность модульной технологии; разработать систему занятий по русскому языку: укрупнённый блок – модуль теоретического материала, его структуру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка»
Введение……………………………………………………………..
1.Теоретическая часть исследования
1.1 Концептуальные основы модульной технологии …………….
1.2 Сущностные характеристики модульной технологии………..
2. Практическая часть исследования
2.1. Укрупнённый блок – модуль теоретического материала по
теме «Односоставные предложения»………………………………
2.2. Структура модуля…………………………………………………
2.3.Конспект урока по теме «Односоставные предложения»,
разработанный по модульной технологии…………………………..
3. Заключение…………………………………………………………..
4. Библиография…………………………………………………………….
Введение
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в достижении нового качества образования в школе. Новые ориентиры в общем образовании определяются переходом:
▪ от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
▪ от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий ;
▪ от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения ;
▪ от внешней мотивации учения – к внутренней нравственно– волевой регуляции.
Именно поэтому, сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения.
Передовой опыт практической деятельности многих учебных заведений в целом подтверждает стремление педагогических коллективов к активному поиску более эффективных форм, подходов и технологий в работе с учащимися.
Педагогическая (образовательная) технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательным процессом, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.
в) процессуальная часть — технологический процесс:
• организация учебного процесса;
• методы и формы учебной деятельности школьников;
• методы и формы работы учителя;
• деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
• диагностика учебного процесса.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным
методологическим требованиям (Г. К. Селевко):
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть
присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность.Педагогическая технология должна обладать всеми
признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей,
целостностью.
Управляемостьпредполагает возможность диагностического
целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые обеспечивали бы повышение качества учебного процесса, способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей, готовили бы к самостоятельному овладению необходимой информацией.
Именно такой является технология модульного обучения, описанная в работах П.И.Третьякова, И.Б.Сенновского и других.
При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.
Основные преимущества использования модульной технологии, на мой взгляд, заключаются в наличии системы индивидуальной работы с учащимися с разным уровнем знаний, практические модули ориентированы именно на такую работу. В учебном процессе учащийся может выбирать траекторию движения по разным уровням, этому способствуют:
▪ возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока);
▪ возможность перехода по желанию на более высокий уровень трудности, который оценивается более высоким баллом;
▪ возможность заранее готовиться к контрольным итоговым заданиям и получать за них более высокие оценки;
▪ восполнять пропущенный по болезни материал самостоятельно;
▪ возможность простраивать собственную траекторию обучения и двигаться по ней с отставанием или опережением.
На уроках литературы, где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов, особенно эффективно использование технологии блочно-модульного обучения.
Поэтому использование этой технологии мне кажется очень интересным и перспективным.
Цель курсовой работы: изучение и раскрытие теоретических аспектов модульного обучения на уроках русского языка и литературы.
Задачи: изучить и проанализировать методическую литературу по теме; раскрыть сущность модульной технологии; разработать систему занятий по русскому языку: укрупнённый блок – модуль теоретического материала, его структуру.
Теоретическая часть исследования
1.1 Концептуальные основы модульной технологии
Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая её суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими . Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы модульности (по Ю. Цявичене):
- выделения из содержания обучения обособленных элементов;
- динамичности;
-действенности и оперативности знаний и их системы;
-гибкости;
-осознанной перспективы;
-разносторонности методического консультирования;
-паритетности .
Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.
Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила:
1)учебный материал нужно конструировать таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей;
2)он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания бучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;
3) В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.
Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, т.е. модуль имеет четкую структуру.
При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый элементом модуля.
Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педагогических правил:
в интегрированной дидактической цели надо выделять структуру частных целей;
достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;
совокупность отдельных частных целей, одной интегрированной дидактической цели должна составлять один модуль.
Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей, с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса заставляют заново взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями жизни общества.
Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно перерабатываться и обновляться. Один из путей выхода из сложного положения состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела. Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:
содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться;
конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;
модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.
Принцип действенности и оперативности знаний и их системы. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения. Оперативные знания приобретаются успешнее при условии, если обучаемые в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. О системе действенных и оперативных знаний можно говорить только при их неразрывном единении с умениями. Имеется в виду система общенаучных, общетехнических и специальных знаний и умений, которую обучающийся может свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.
Принцип гибкости обеспечивает определение зоны актуального и ближайшего развития, предоставление права свободного выбора задания, постепенное усложнение учебного материала и своевременное проведение коррекционной работы.
Принцип паритетности построен на сотрудничестве, деловом общении. На учебном занятии два субъекта одного процесса действуют вместе, параллельно и сообща, являются партнерами в учебной деятельности, составляют тесный союз учителя и ученика и не один из них не должен стоять над другим, они сотрудничают в процессе учебной деятельности.
1.2 Сущностные характеристики модульной технологии
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
В состав модуля входит:
1) план действий с указанием конкретных целей;
2) банк информации (учебное содержание, доступное для эффективного усвоения учеником);
3) методическое руководство по достижению дидактических целей.
Структура модуля – совокупность учебных элементов.
Учебный элемент (УЭ) – это цикл обучения, «порция» содержания учебного материала, который осваивается путем определенной последовательности действий учителя и ученика. В модуле столько учебных элементов, сколько задач (этапов) в достижении цели модуля (темы).
Структура учебного элемента – это план (алгоритм) по достижению цели конкретного этапа:
▪ перевод учителя из режима информирования в режим консультирования и управления учебной деятельностью ученика.
Модульное обучение русскому языку – это работа с блоком теоретического материала посредством программы его освоения.
Работа по данной технологии начинается с разработки модульной программы, которая открывается пояснительной запиской, где рассказывается по какому учебнику составлена программа, расчет часов в неделю, какие блоки-модули являются ее основными разделами.
Далее следует распределить весь учебный материал курса на блоки - модули с указанием темы модуля и количества часов на данный модуль-раздел.
Краткая характеристика содержания блоков-модулей и обязательные знания и умения, которые учащиеся должны получить к концу обучения по данной программе.
Каждому блоку-модулю дается своя тема и формулируется комплексно-дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики; знания, умения.
Далее следует название модулей по теме, часы, тип учебного занятия, педтехнология, вид контроля, сроки. Все эти данные вносятся в таблицу.
После того, как составлена программа, начинается работа по составлению технологической карты темы.
Технологическая карта помогает учителю правильно формировать знания и умения по данной теме, определять, как учащиеся усвоили данную тему, на каком уровне обучения они находятся, так как умения ранжированы на трех уровнях. Технологическая карта служит для самоконтроля и самопроверки знаний учащихся. Ученик, используя технологическую карту, проставляет себе прогностическую оценку (+ ?), а учитель, проверяя обучаемость и уровень обученности, исходя из заложенных знаний и умений в технологической карте, ведет отслеживание результатов обучения по данной теме и сверяет свой результат с прогнозом учащихся. Для проверки знаний используется развивающая карточка. В технологической карте закладывается и формирование учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные технологические карты позволяют четко спланировать деятельность учителя и ученика по каждой теме в течение года.
Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль. Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм:
1) определение места модульного урока в теме;
2) формулировка темы урока;
3) определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;
4) подбор необходимого фактического материала;
5) отбор методов и форм преподавания и контроля;
6) определение способов учебной деятельности учащихся;
7) разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них;
8) Составление модуля данного урока, его распечатка.
Следует помнить, что осуществляя переход от одного учебного элемента к другому, надо усложнять учебный материал, переводить деятельность учащихся с репродуктивной к творческой, поэтому на модульном занятии следует предусмотреть все виды деятельности учащихся.
Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:
▪ УЭ, направленный на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения;
▪ УЭ, включающий задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.;
▪ УЭ, являющийся отработкой учебного материала;
▪ УЭ, включающий выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), дифференциация домашнего задания (с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).
В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.
На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждый из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей.
При организации блочно – модульного обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам , концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельной деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно – познавательных способностей.
Понятие «блок» и «модуль» практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала.
Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:
1 модуль (1-2 урока) – урок изучения новых знаний (лекция, экскурсия, лабораторная работа, вводный урок, учебный практикум - имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний);
2 модуль (2-4 урока) – урок закрепления знаний (практикум, собеседование, консультация, отработка материала - имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку умений по их применению);
3 модуль (1-2 урока) – урок комплексного применения знаний (цель - вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия);
4 модуль (1-2 урока) – урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция - имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему);
5 модуль (1 – 2 урока) -- урок контроля, оценки и коррекции знаний (проверочная работа, контрольная работа, тест, общественный смотр знаний, зачет - имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку своей деятельности каждым учеником, ее результатов и себя в ней).
Как видим, данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно - модульного обучения базируется на единстве принципов, системе, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и система контроля и оценки учебных достижений.
Основной целью блочно – модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.
Блочно – модульная технология обучения “обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, представляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции своих учебных достижениях (максимальная индивидуализация продвижения в обучении)”.
Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально.
Практическая часть исследования
2.1 Укрупненный блок – модуль теоретического материала по теме «Односоставные предложения» (8 класс)
По наличию главных членов простые предложения делятся двусоставные и односоставные.
Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, например: Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром. (С.Есенин.)
У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают именными и глагольными.
Основные группы односоставных предложений.
Простое предложение, состоящее из одного главного члена (и относящихся к нему второстепенных), называется односоставным. Односоставные предложения делятся на две основные группы: 1) предложения с одним главным членом – сказуемым (глагольные); 2) предложения с одним главным членом – подлежащим (именные). Предложения с одним сказуемым делятся ещё на две группы: 1) личные; 2) безличные. В свою очередь личные предложения делятся на две группы: 1) определённо-личные; 2) неопределённо-личные и обобщённо-личные.
Назывные предложения.
Назывными называются односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным. Назывные предложения очень лаконичны.
Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют. Например: Декабрь. Три часа ночи.
Предложения определённо-личные.
Определённо – личные предложения называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником.
В таких предложениях глагол своей формой указывает на вполне определенное лицо.
Главный член односоставного определённо – личного предложения выражается глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица глаголами повелительного наклонения.Эти глаголы-сказуемые своими окончаниями ясно указывают на определённое лицо - подлежащее(я, ты, мы, вы), например: 1)Жду от тебя посылки. (Ч.) 2) Придёшь завтра ко мне? 3)Уходим завтра в поход. 4)Чему смеётесь? Над собой смеётесь. (Г.)Такие предложения более лаконичны по сравнению с двусоставными. Определённо – личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям, поэтому они нередко используются для избежания повторения одного и того же слова.
Предложения неопределённо-личные и обобщённо-личные.
Эти два вида односоставных предложений близки друг к другу. Неопределённо – личные предложения называют действие, совершаемое каким-то неопределенным лицом. В таких предложениях важно само действие, а не те лица, которые его производят.
Главный член неопределённо-личного предложения выражен глаголом 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении. Например: 1) В дверь постучали.В данном предложении пропущено подлежащее: соседи, гости, друзья. 2) От добра добра не ищут.
Обобщённо - личное предложение - это простое односоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое действие, которое выполняет широкий, обобщённый круг лиц. Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении имеет форму 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени, например: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Посл.) 2) Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.(Пауст.)
Обобщённо-личные предложения употребляются в тех случаях, когда важно назвать само действие, а не лиц, которые его производят. Поэтому они широко представлены, например, в пословицах и поговорках: Что посеешь, то и пожнешь. Тише едешь - дальше будешь.
Безличные предложения.
Безличные - такие односоставные предложения, в которых нет подлежащего и быть не может.
Главный член этих предложений выражается:
безличным глаголом: Мне с детства очень повезло.
личным глаголом в безличном значении: Завыло, запело вдали густо, пронзительно.
инфинитивом: Слов не понять.
категорией состояния: На душе было легко и грустно.
кратким страдательным причастием в форме среднего рода: В номере было накурено.
существительным в родительном падеже с ни или не: В небе ни одного облачка.
отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание: Нет сна, есть видимость его.
2.2 Структура модуля
Модуль 1(2 урока).
Тип урока: – урок изучения новых знаний (лекция).
ИДЦ :
▪ знать структурные особенности односоставных предложений;
▪ уметь различать односоставные и двусоставные предложения;
▪ знать виды односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности;
▪ уметь опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения.
УЭ 0. Мотивационно – целевой .
В этом учебном элементе выстраивается система мотивационных установок для каждого ученика, учитель работает над формированием личной потребности ребёнка в получении нового знания.
Ставится учебная задача, формулируется проблемный вопрос или задание, при выполнении которых ученик сам обозначает проблему и задание. Задача учителя – создать эффект удивления, желание узнать новое, столкнуть ребёнка с трудностью, преодолеть которую можно только с помощью нового задания.
Чаще предлагается такое задание, которое им явно не под силу, так как отсутствуют базовые знания. Анализируем различные варианты решения, учащиеся приходят к выводу, что необходимы новые теоретические знания, чтобы дать верное решение. Возникает внутренняя мотивация, потребность в получении знания. Вот здесь предлагается ребятам сформулировать цель своей работы на данном уроке с помощью опорных слов, записанных на доске: узнать…,научиться…, различать…, отличать…, выделять…, находить… цель ставится «от ученика»: к ней необходимо вернутся в конце урока.
Постановка цели урока – идеальное предвосхищение его конечных результатов. Цель должна быть диагностичной, то есть проверяемой. Задача педагога – научить ребят ставить перед собой цель в соответствии с задачами урока.
Эффективен приём сравнения целей урока, сформулированных учителем и учащимися, выделение в них общего и различного.
УЭ 1. «Презентация » нового материала. Изучение теории.
На данном этапе ребята должны получить недостающую информацию для выполнения задания, решения проблемного вопроса. Осмыслить общие закономерности темы.
Учитель информирует учеников, даёт укрупнённый блок теоретического материала в форме лекции, рассказа, мультимедийной презентации или организует самостоятельную работу с учебным материалом (текстом учебника, видеофильмом, словарями и справочниками и т.п.). Учащиеся ищут пути решения учебной задачи, сопоставляют новые факты с уже имеющимися понятиями (этапами осмысления).
По ходу лекции обучающимся предлагается фиксировать материал в виде схемы, таблицы, фрагментарных записей или тезисов, примеров.
Задача преподавателя – уйти от сообщения готовых истин, которые следует лишь запомнить и заучить.
В конце работы с теорией учащимся предлагается сравнить составленные ими схемы, таблицы, опорные записи с эталоном.
УЭ 2. Первичная диагностика усвоения нового материала.
Цель – проверка уровня восприятия теории учениками . Возможные формы проведения:
- тест на узнавание (выбери правильный ответ из нескольких вариантов);
- узнавание определения (даны точные и изменённые формулировки с сохранением основного смысла, данного в лекции. Необходимо выбрать верную и полную формулировку);
- воспроизведение фрагментов лекции в предложенном порядке: 1,2,3 и т.д.;
- тесты разных типов.
Самопроверка тестов организуется по эталону или ключу к тесту. Возможна взаимопроверка. Иногда предлагается учащимся оценить самим свою работу по 6 – бальной или 10 – бальной шкале (в зависимости от числа заданий).
УЭ 3. Дифференциация. Индивидуализация.
Через анализ результатов учебного элемента 3 (первичная диагностика) ученик осознаёт свой уровень овладения теорией и выбирает уровень дальнейшей работы. Показатель завершённости УЭ4 – выбор уровня ребёнком:
1 уровень – базовый основной (использование основных понятий программы, объяснение и применение полученных теоретических знаний);
2 уровень – прикладной (умение решать проблемные задания в рамках смежных курсов через самостоятельную постановку целей, выбор программы действия).
Например. Ученику, допустившему большое количество ошибок в УЭ3, предлагается задание ещё раз поработать с учебником , ответить на ряд вопросов, сформулированных по материалам параграфа учебника, и выполнить несложное упражнение.
Ученики, допустившие несколько ошибок в УЭ3, выполняют другое задание, направленное на решение проблемы. Это может быть как индивидуальная, так и групповая формы работы.
Дети, справившиеся с УЭ3 без ошибок, получают самое сложное задание творческого уровня. Это может быть один из видов анализа текста, составление текста с опорой на словосочетания с изученной орфограммой, пунктуационная работа, какое – либо творческое задание сочинить, составить, придумать).
УЭ 4. Первичное применение знаний. Практика.
На этом этапе учитель организует работу по решению задач, выполнению упражнений, практических работ, составление таблиц, схем в соответствии с алгоритмическим предписанием, используя учебные пособия. Ученики работают индивидуально, парами или группами. Учитель управляет работой, консультирует, координирует действия каждого. Задания имеют конкретную обучающую (что делать?) и развивающую (каким способом сделать?), а также чёткие критерии оценки результатов.
Ученикам, выбравшим репродуктивный уровень, задаются вопросы, учитель координирует работу учеников.
Ученикам, выбравшим конструктивный и творческий уровни, оказывается помощь в организации самостоятельной работы.
Формы работы: выборочный диктант, работа по выделению в тексте слов с изученной орфограммой, разбор предложений, анализ пунктограмм, анализ текста и т.д.
УЭ 5. Анализ результатов практической работы. Коррекция.
На этом этапе сопоставляется цель, поставленная учеником в начале урока, в УЭ 1, с результатом, достигнутым в УЭ 5, выясняются причины несоответствия. Задаются вопросы на сопоставление тем учащимся, которые выбрали первый уровень, организуется индивидуальный поуровневый анализ (сверка с образцом) для тех, кто работал на втором и третьем уровнях.
Формы проверки: сравнение с образцом, эталоном, выступление групп, пары.
Показатель завершенности этапа – определение ребенком причин соответствия результатом своему (избранному) уровню.
УЭ 6. Домашнее задание (по уровням).
Учащиеся выбирают задания по уровню, осознают объем домашней работы и степень самостоятельности выполнения.
Уровень задания определяет ученик по итогам своей работы на уроке и по рекомендациям учителя:
2) конструктивный (были затруднения в работе, ошибки, результаты средние) – изучить дома некоторые разделы учебника, выполнить упражнения определенного типа;
3) репродуктивный (было допущено много ошибок, работалось трудно, результаты низкие) – изучить материал учебника, записать в тетради, выписать основные понятия темы, выполнить упражнение.
Модуль 2 (2 урока).
Тип урока: урок закрепления знаний (практикум).
ИДЦ :
▪ определить уровень знаний по теме «Односоставные предложения»;
▪ выработать умение определять виды односоставных предложений;
▪ выработать умение отличать предложения с однородными членами от сложных предложений, в состав которых входят односоставные предложения;
▪ употреблять односоставные предложения в устной и письменной речи.
УЭ – 1(10 мин.)
Цель: определить уровень знаний учащихся по теме «Односоставные предложения».
1.Запишите в тетради дату, тему «Односоставные предложения».
Восстановите алгоритм «Как определить вид односоставного предложения с главным членом сказуемым.»
Самостоятельно проверьте, сверяясь с образцом:
2.
Задание 1.
Самостоятельная работа в тетради.
Работа с учебником.
Взаимопроверка по ключу.
Составьте таблицу «Односоставные предложения».
Заполните таблицу предложенными примерами.
Хорошо в зимнем лесу! Не плачь попусту. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло. Морозное январское утро. Тротуары заливают асфальтом. Пашню пашут – руками не машут.
3.Расскажите, используя таблицу, что вы знаете об односоставных предложениях.
Работа в парах (устно).
Ключи:
Определённо-личное
Не плачь попусту.
Неопределённо-личное
Тротуары заливают асфальтом.
Обобщ
нно-личное
Пашню пашут – руками не машут.
Безличное
Хорошо в зимнем лесу!
Назывное
Морозное январское утро.
Критерии оценки (таблица)
Количество правильных ответов
Баллы
5
3-4
1-2
3
2
1
Устный ответ оценивается 0-2 балла.
УЭ –2(20 мин.)
Цель:
▪ развивать умения различать односоставные и двусоставные предложения;
▪ выработать навыки определения видов односоставных предложений.
Задание 2. Практическая работа.
Самостоятельная работа в тетради.
Выпишите только односоставные предложения, подчеркните в них грамматическую основу.
Я помню время золотое.
Жалею потерянное время.
В окно кто-то постучал.
В окно постучали.
Водой затопило котлован.
Вода затопила котлован.
Водой затопили котлован.
Есть время подумать.
Нет времени на раздумья.
У меня нет ни одной свободной минуты.
Ни одна минута не проходила без дела.
Не теряйте ни минуты.
Некогда раздумывать.
У меня было время для размышлений.
У меня не было времени для размышлений.
Раннее утро.
Утро раннее.
Ключи
Самопроверка
с использованием ключа.
Жалею потерянное время.
В окно постучали.
Водой затопило котлован.
Водой затопили котлован.
Нет времени на раздумья.
У меня нет ни одной свободной минуты.
Не теряйте ни минуты.
Некогда раздумывать.
У меня не было времени для размышлений.
Раннее утро.
Критерии оценки
Поставьте оценку в «Оценочный лист» (УЭ-2
Задание 2).
Количество правильных ответов
Оценка
9-10
7-8
5-6
3-4
1-2
5
4
3
2
1
Задание 3. Практическая работа.
Определите вид односоставных предложений. Запишите № предложений в соответствующую графу таблицы.
Самостоятельная работа в тетради.
1. Принимайте гостей!
2. Ломали старый деревянный дом.
3. Бездонную бочку водой не наполнишь.
4. Нельзя мне жить без друга.
5. Вопли чаек, плеск разбивающихся волн.
6. Рисую солнечное утро.
7. От реки тянет свежестью.
8. Холодная весна. Холодный резкий ветер.
9. За опоздание будете наказаны.
10. От добра добра не ищут.
11. На небе зажгли лампу в пятьдесят свечей.
12. Всё небо заволокло облаками.
13. Без волненья, без заботы не жди радости от работы.
14. Что новенького в газетах пишут?
15. Чему смеётесь? Над собой смеётесь!
16. Пашню пашут – руками не машут.
17. Мне по ночам не спится.
18. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.
19. На балконе соседней дачи зажгли свет.
20. Вот парадный подъезд.
Ключи
Коллективная проверка с объяснением + взаимопроверка.
о/л
н/л
об/л
б/л
назывн.
1, 6, 9
15
2, 11, 14,
19
3, 10
13, 16
4, 7, 12,
7
5, 8, 18, 20
Критерии оценки
Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-2Задание 3).
Количество правильных ответов
Оценка
19-20
15-18
11-14
7-10
1-6
5
4
3
2
1
УЭ – 3(10 мин.)
Цель:
▪ развивать умение находить односоставные предложения в составе сложных;
▪ отрабатывать навыки постановки запятой перед союзом И в подобных предложениях.
Задание 4. Практическая работа.
Самостоятельная работа в тетради.
Прочитайте предложения. Выпишите грамматические основы сложных предложений, в состав которых входят односоставные, расставьте знаки препинания. Нарисуйте схему (выберите из указанных ниже).
Мне было жутко в холодном и сыром лесу и я поспешил домой.
Вспыхнул костёр и все стали сушиться.
Деревья шумят и колышут ветвями на ветру.
В окно постучали и я выглянул на улицу
Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому.
Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
Ребята вышли из леса и направились к дому.
Безветрие и всё небо залито краской.
Пароход причалил к пристани и мы сошли на берег.
Схемы: а) [ назывное ], и [двусоставное].
б) [ безличное ], и [двусоставное].
в) [ безличное ], и [ безличное].
г) [ двусоставное ], и [ безличное ].
д) [ неопределённо-личное ], и [ двусоставное].
Ключи
Взаимопроверка.
1. Было жутко, и я поспешил.
б) [ безличное ], и [двусоставное].
4. Постучали, и я выглянул.
д) [ неопределённо-личное ], и [ двусоставное].
5. Молчаливы леса, и звенеть.
г) [ двусоставное ], и [ безличное ].
6. Смеркалось, и надо было возвращаться.
в) [ безличное ], и [ безличное]
8. Безветрие, и небозалито.
а) [ назывное ], и [двусоставное].
Критерии оценки.
Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-3Задание 4).
Количество правильных ответов
Оценка
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
УЭ-4(20 мин.)
Цель: проверить уровень усвоения учащимися знаний об односоставном предложении.
Задание 5.
Итоговый тест.
Прочитайте вопрос. Запишите его номер и укажите вариант правильного ответа.
Внимательно читайте задания!
Самостоятельная работа на листочках.
1. Укажите неверное утверждение.
A) Односоставное предложение может быть распространенным.
Б) Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.
B) Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.
Г) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.
2.Укажите верное утверждение.
Односоставное предложение - это предложение, в котором:
А)опущено подлежащее,
Б) опущено сказуемое,
В)нет второстепенных членов предложения,
Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.
3.В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:
A) существительным в именительном падеже Б) глаголом в форме 1 -го или 2-го лица
B) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени
Г) глаголом-инфинитивом.
4. Дайте характеристику предложения.
Радостно видеть дружные всходы.
A) двусоставное
Б) односоставное безличное
B) определённо-личное
Г) неполное
5. Найдите определённо-личное предложение.
А)Как чувствуешь себя?
Б) Умную голову почитают смолоду.
В)Зима.
Г) Светает.
6. Найдите неопределённо-личное предложение.
А)На бога надейся, а сам не плошай.
Б) Цыплят по осени считают.
В)Мне грустно.
Г) Во дворе строят детскую площадку.
7. Найдите обобщённо-личное предложение.
А)Слушай меня внимательно.
Б) Какое счастье!
В)По рогоже золотом не шьют.
Г) Хочется петь от радости!
8. Найдите односоставное безличное предложение.
А)Вот и мама!
Б) У соседа ума не займёшь.
В)А судьи кто?
Г) В саду темно.
9. В этом безличном предложении сообщается о состоянии природы.
А)Было душно. К придорожъю мёдом веяло с гречих.
Б) Страшно, что сил не хватит выдержать до утра
В)Кому-то не спится в прекрасном далеке.
Г) С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.
10. Найдите односоставное назывное предложение.
Ф)Дрожит как лист на осине.
Б) Сильнее кошки зверя нет.
В)По росту одежду кроят.
Г) Какое дивное утро!
11. Это назывное предложение имеет указательное значение.
А)Вот старый глухарь с облинялым крылом в лесу завозился.
Б) Вот мельница. Она уже развалилась.
В)Вот капля дождя, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий дождик запрыгал.
Г) Вот и домик виден на горе высокой.
12. В составе этого сложного предложения есть односоставное безличное.
А)Хрустел под ногами снег, и в воздухе звенели колокольчики.
Б) Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.
В)Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
Г) Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нём сатирика.
Ключи.
Проверка учителем.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
б
г
в
б
а
г
в
г
а
г
б
в
Критерии оценки
Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-3
Задание 4).
Количество правильных ответов
Оценка
11-12
9-10
7-8
5-6
Менее 5
5
4
3
2
1
УЭ -5(15 мин.)
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Используя односоставные предложения, составьте небольшой текст (8-10 предложений), который бы начинался так (на выбор):
Первое зимнее утро. Вся земля укрыта белым пушистым покрывалом. (Г.Скребицкий)
Мороз. Хрустит под валенками снег. (Н.Островский)
Душная ночь. Будет гроза… Вот и блеснуло бледно и тревожно. (М.Булгаков)
Самостоятельная работа.
Чтение работ учащимися по желанию.
УЭ-6(5 мин.)
Цель:
▪ подведение итогов урока;
▪ выбор домашнего задания.
Прочитайте цели урока (УЭ-0).
Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока? Что вы узнали, повторили?
Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?
Я всё понял, могу этот материал объяснить другому.
Я сам всё понял, но другому объяснить не берусь.
Для полного понимания мне нужно повторить тему.
Я ничего не понял.
Поставьте оценку (соответствующую букву) в графу УЭ-6 «Самооценка».
Домашнее задание
Сумма баллов за урок
Домашнее задание
24-25
18-23
Менее 18
–
Выполнить работу над ошибками (подобрать свои примеры к заданиям, в которых были допущены ошибки).
Повторить правила.
Выполнить работу на карточке.
Модуль 3 (2-3 урока).
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
ИДЦ :
▪ определить уровень знаний по теме «Односоставные предложения»;
▪ закрепить навык различения односоставных и двусоставных предложений;
▪ закрепить умение определять виды односоставных предложений;
▪ уметь определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых;
▪ использовать синонимию двусоставных и односоставных предложений;
▪ употреблять односоставные предложения в обобщенном значении и в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях;
▪ составлять диалоги с употреблением определённо – личных предложений, включать неопределённо – личные предложения в сюжетные тексты,
УЭ- 1. Проверяется выполнение творческого домашнего задания (создание по группам компьютерной презентации).
УЭ- 2. Определение уровня знаний по теме. Его можно провести в виде тестов или дать задание восстановить алгоритм, самостоятельно проверить себя по эталону.
УЭ- 3. Комплексное применение знаний по теме. В данном УЭ (работа с текстом, в состав которого входят все виды односоставных предложений) определяются умения производить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении путём определения особенностей грамматических основ, уметь определять способы выражения главных членов в односоставных предложениях, различать разные типы сказуемых.
УЭ- 4. Определяется умение использовать двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы, анализировать в сопоставлении разновидности односоставных предложений.
УЭ- 5. Определяется умение составлять диалоги с употреблением определённо – личных предложений, включать неопределённо – личные предложения в сюжетные тексты, а безличные предложения в миниатюрные зарисовки явлений природы, употреблять односоставные предложения в обобщенном значении и в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях
УЭ- 6. Анализ результатов практической работы.
УЭ- 7. Рефлексия.
Как Вам сегодня работалось? 2. Закончите предложения: Сегодня на занятии мне удалось…. Самым интересным для меня было…. Особенно трудным мне показалось….
УЭ- 8. Разноуровневое домашнее задание.
Домашнее задание:
А. Составить памятку «Как правильно вести диалог» (использовать односоставные предложения).
Б. Написать миниатюрные зарисовки явлений природы.
В. Упр. в учебнике.
Модуль 4 (2 урока).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
УЭ-0
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами Вы должны:
▪повторить и обобщить изученный материал об односоставных предложениях;
систематизировать полученные знания;
▪ закрепить навык различения односоставных и двусоставных предложений;
▪ закрепить умение правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные;
▪ закрепить умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи.
УЭ-1
Цель: определить уровень знаний по теме «Односоставные предложения».
Самостоятельная работа в тетради.
Запишите в рабочей тетради дату, тему урока.
Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите его в той форме, которую требует от Вас вопрос.
2. Проверочная работа по теме «Односоставные предложения»
Тест.
I. Найдите среди данных предложений односоставное. Запишите только букву, которая на него указывает.
а) Не плачь ты попусту.
б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
г) Тротуары заливают асфальтом.
II. Определите тип предложения.
Только букву!
Ночь как год.
а) Односоставное.
б) Двусоставное.
III. Какое из данных утверждений является неверным?
Определённо-личное предложение – это …
а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.
IV. Найдите безличное предложение.
Только букву!
а) Ее не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу!
в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.
V. Определите тип предложения.
Тропинки в лесу замело снегом.
а) двусоставное;
б) определённо-личное;
в) безличное;
г) неопределённо-личное.
VI. Какая схема соответствует предложению?
Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.
а) [двусост.], и [двусост.];
б) [двусост.], и [определённо-личн.];
в) [двусост.], и [неопределённо-личн.].
VII. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусост.], и [безличн.].
! (Знаки препинания не проставлены)
Внимание!
а) Ещё молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
в) Небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи.
г) Ещё мгновенье и лодка вошла под темные своды деревьев.
VIII. Найдите предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка.
Только букву!
а) Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.
г) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
3. Проверьте свою работу, пользуясь ключом.
Самопроверка.
(Ключ дан в приложении к уроку).
!
4.Оцените свою работу, пользуясь критериями оценки.
Самооценка.
Критерии оценки:
Выполненные задания / Оценка
Оценку поставьте в тетрадь УЭ-1
8 (восемь)
«5»
7 (семь) или 6 (шесть)
«4»
5 (пять)
«3»
4 (четыре)
«2»
5. Обсудите результаты работы в классе.
Работа с классом.
УЭ-2
Цель: закрепить умение определять типы односоставных предложений, составлять схемы и ставить знаки препинания.
1. Выполните письменную работу.
В тетради.
Прочитайте предложения; расставляя знаки препинания. Определите типы односоставных предложений. (Напишите в скобках). Схемы пронумеруйте!
Самостоятельно! Только схемы.
1. Вечер и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты.
2. Увидишь в багрец одетую осину и сердце встрепенётся.
3. Тише дождь и посветлело на улице.
4. Жаркий летний день и густо пахнет мёдом полевыми травами.
5. Утро и кончился наш привал.
6. Тянуло грибной прелью мхами и умытой хвоей и лесные запахи смешивались с медовыми и чайными запахами лугов.
7. Неизъяснимо радостно и молодо на душе и хочется петь.
8. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
9. Настоящую нежность не спутаешь и она тиха.
10. В окружающей осенней природе было уныло и грустно в этот час.
2. Поменяйтесь тетрадями, проверьте по ключу (Ключ в приложении).
Взаимопроверка.
3. Оцените, пользуясь критериями.
Оценку поставьте в тетрадь УЭ-2.
Критерии:
10 схем + правильно определён тип предл.
«5»
8–9 схем + правильно определён тип предл.
«4»
5–7 схем + правильно определён тип предл.
«3»
УЭ-3
Цель: закрепить умение определять роль односоставных предложений в разных стилях речи и употреблять их с определённой целью.
1. Выполните (устно) работу.
Работайте с классом.
Устно!
Прочитайте. Определите тип односоставных предложений и роль их в тексте. Стиль?
а) На душе у меня стало так хорошо, так радостно! Сердце громко стучит и рвётся на простор, и хочется куда-то мчаться или лететь… (Н. Носов)
б) Когда пьёте чай или кофе, надо чашку держать за ручку, не вкладывая в неё всех пальцев, не поднимая мизинца.
После перемешивания сахара ложку надо положить на блюдце.
Не следует пить с помощью ложки.
С классом!
в)
Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме. (К. Ваншенкин)
г) Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (В. Луговской)
д) Выхожу в лес – и мигом всё прячется, настораживается: человек пришёл в лес! Знаю, что из всех тайничков следят за мной чьи-то встревоженные глаза.
Теперь хочешь увидеть – стань невидим; хочешь услышать – стань неслшим;, хочешь понять – замри. (По Н. Сладкову)
2. Подведите итог, работая с классом.
Работайте с классом.
УЭ-4
Цель: закрепить умение использовать односоставные предложения, составляя текст.
Самостоятельно в тетради.
1. Письменная работа .
Составьте и запишите текст, используя все типы односоставных предложений, выбрав любую тему.
Темы :
«Дождь идет»;
«Осень»;
«Первый снег»;
«Зимнее утро»;
и др.
Работа с классом
2. Зачитайте свои миниатюры.
3. Оценку поставьте в тетрадь (УЭ-4).
Оценка учителя.
УЭ-5
Цель: обобщить изученное об односоставных предложениях.
1. Выполните письменную работу, расставляя знаки препинания.
В тетради.
…Утро. Выглядываю в кусочек окна не запушенный морозом и не узнаю лèса. Какое великолепие и спокойствие!
Такие радостные краски бывают у нас только по утрам. Сегодня особенно хорошо. Солнце ещё за лесом просека в глубокой тени. Тень выглядит совершенно синей. А на вершинах сосен уже играет золотистый солнечный свет… (По И. Бунину)
2. Проверьте свою работу, пользуясь ключом (ключ в приложении).
Самопроверка.
3. Оценку поставьте в тетради (УЭ-5), пользуясь критериями.
Всё верно – «5»
1–2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4. Определите (устно) стиль текста, тип ?
Работа с классом.
Какая картина предстает перед вами?
Определите роль односост. предл. в данном тексте.
УЭ-6
Цель: подведение итогов урока.
Работа с классом
Выбор д\з.
1. Прочитайте цели урока (УЭ-0).
2. Как Вы считаете, достигнуты ли цели урока Вами?
3. Как бы Вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему?
Сумма баллов
20 - -
15–19 - Повторить всё по лекционным тетрадям. Взять м\у домой.
Творческое задание (по желанию).
Сочинение-миниатюра на свободную тему.
Приложение
Ключи к заданиям.
УЭ-1. Тест
I. г/. II.б/. III. в/. IУ. б/. У. в/. УI.в/. УII. а/, в/. УIII. в/.
УЭ-2
назывн.
1. [ — ], [ == — ].
обобщ.
2. [ == ], [— == ].
безл.
3. [ == — ], и [ == ].
назывн. безл.
4. [ — ], [ == Ө, Ө ].
назывн.
5 [ — ], и [ == — ].
безл.
6. [ == Ө, Ө и Ө ], и [— == ].
безл. безл.
7. [ Ө и Ө ], [== ].
безл.
8. [ == — ], и [== ].
об. - л.
9. [ == ], и [— == ].
безл.
10. [ Ө и Ө ].
УЭ-5 … Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Такие радостные краски бывают у нас только по утрам. Сегодня особенно хорошо. Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. Тень выглядит совершенно синей.
А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет…
Модуль 5 (2 урока).
Тип урока: - урок контроля, оценки и коррекции знаний (контрольная работа).
ИДЦ:
▪ определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками по теме «Односоставные предложения»;
▪уметь различать виды односоставных предложений;
▪ определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых;
▪уметь правильно расставлять знаки препинания.
Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.
3. Заключение
В своей курсовой работе на основе изученной литературы по теме я раскрыла сущность модульной технологии, рассказала об особенностях построения уроков – модулей.
В практической части я показала структуру модуля по теме «Односоставные предложения» (УЭ), разработала урок в соответствии с данной технологией.
Выводы:
Основные преимущества использования модульной технологии, на мой взгляд, заключаются в наличии системы индивидуальной работы с учащимися с разным уровнем знаний, практические модули ориентированы именно на такую работу. В учебном процессе учащийся может выбирать траекторию движения по разным уровням, этому способствуют:
▪ возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока);
▪ возможность перехода по желанию на более высокий уровень трудности, который оценивается более высоким баллом;
▪ возможность заранее готовиться к контрольным итоговым заданиям и получать за них более высокие оценки;
▪ восполнять пропущенный по болезни материал самостоятельно;
▪ возможность простраивать собственную траекторию обучения и двигаться по ней с отставанием или опережением.
Работа по модульной технологии дает возможность развивать у учащихся навыки внимательного чтения, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное, вычленять противоречия, формулировать проблемы, аргументировать, доказывать, исследовать, участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику, обращаться со словарем, справочником и другими источниками информации, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и система контроля и оценки учебных достижений.
Работа по модульной технологии дает возможность развивать у учащихся навыки внимательного чтения, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное, вычленять противоречия, формулировать проблемы, аргументировать, доказывать, исследовать, участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику, обращаться со словарем, справочником и другими источниками информации, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
4. Библиография
1.Купренас, И.А. Технология модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский) на уроках русского языка// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: материалы первой областной научно – практической конференции /Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под.ред. Л.Н. Савиной. М.: Планета, 2010. – с. 96 -105.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 – х томах. – Т.1. М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – с. 442 – 449.
3.Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 2001.