Модель современного урока "Имя прилагательное как часть речи" 6 класс
Модель современного урока "Имя прилагательное как часть речи" 6 класс
Цели урока: образовательная – повторить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, о его значении, морфологических признаках и роли в предложении, формировать умение опознавать и употреблять прилагательные в речи; развивающая - совершенствовать орфографические умения и навыки, развивать устную речь, творческое воображение, логическое мышление, языковую, коммуникативную компетентности; воспитательная - формировать умение сотрудничать, воспитывать внимание и уважение к слову, любовь к природе.
Задачи: повторить и обобщить знания учащихся о прилагательном как части речи, сформировать умение находить прилагательное в тексте и употреблять его в собственных высказываниях, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель современного урока "Имя прилагательное как часть речи" 6 класс»
Кивалина К. В. Русский язык. 6 класс. Имя прилагательное (формальная часть)
Тема урока:Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи.
Цель урока: образовательная – повторить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, о его значении, морфологических признаках и роли в предложении, формировать умение опознавать и употреблять прилагательные в речи; развивающая - совершенствовать орфографические умения и навыки, развивать устную речь, творческое воображение, логическое мышление, языковую, коммуникативную компетентности; воспитательная - формировать умение сотрудничать, воспитывать внимание и уважение к слову, любовь к природе.
Задачи: повторить и обобщить знания учащихся о прилагательном как части речи, сформировать умение находить прилагательное в тексте и употреблять его в собственных высказываниях, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учеников.
Тип урока: совершенствование умений и навыков учеников.
учащиеся могут дать определение понятию «прилагательное»,
найти данную часть речи в тексте,
определить род, число, падеж прилагательного и его синтаксическую роль в предложении,
ученики умеют употреблять прилагательные в своей речи с учётом речевой ситуации.
Ход урока (содержательная часть)
Организационный момент (2 минуты).
Актуализация опорных знаний (9 минут).
Фронтальная работа. Детям предложен отрывок из текста К. Г. Паустовского «Мой дом» (на слайде), в тексте отсутствуют прилагательные.
Мой дом
Особенно хорошо в беседке в … … ночи, когда в саду шумит вполголоса … … дождь. … воздух едва качает язычок свечи. … тени от … листьев лежат на потолке беседки. … бабочка садится на красивую книгу и оставляет на странице … … пыль. Пахнет дождём - … и вместе с тем … запахом влаги, … … дорожек.
Задание: прочитайте отрывок и дайте ответ на вопрос: «Достаточно ли ярко автор описывает осень? Чего не хватает в данном тексте, на Ваш взгляд?» Дети приходят к выводу, что в тексте не хватает прилагательных.Работа в парах (устно). Задание: используя предложенные прилагательные (на слайде: тихие, осенние, неторопливый, отвесный, прохладный, угловатые, виноградных, ночная, красивую, тончайшую, блестящую, нежным, острым, сырых, садовых), восстановите текст и дайте ответ на вопрос: «Какова же роль имён прилагательных в речи?» Ученики приходят к выводу, что прилагательные описывают, характеризуют предмет, значит, делают речь ярче, объемнее, выразительнее, богаче.
Подводим итог. Работа с таблицей «Понятие об имени прилагательном» (на слайде). Используя таблицу, сформулировать определение имени прилагательного.
Понятие об имени прилагательном
Что обозначает
На какой вопрос отвечает
Как изменяется
Синтаксическая роль
Признак предмета: тёмное небо, бабушкин платок.
Какой?
Чей?
По падежам, числам, родам (в ед.ч.): золотому кольцу – Д.п., ед.ч., ср.род.
Определение или сказуемое: Дом был светлым. В саду росли красные розы.
Мотивация учебной деятельности (1 минута).
Вопрос учителя к детям: Какой была бы наша речь, если бы в ней не было имён прилагательных? Предполагаемый ответ: Прилагательные помогают нарисовать живую, яркую картину действительности, в полной мере представить предметы и детали событий.
Сообщение темы, цели и задач урока (на слайде) (2 минуты).
Практикум (24 минуты).
Работа с текстом.
Детям для работы на уроке предлагается текст «Соловей».
Чтение текста вслух учителем (1 минута).
Соловей
Соловей – красивая и грациозная птица. Он стройный, у него высокие лапки, тонкий клюв и большие глаза. Хвост достаточно длинный, рыжий. Спинка рыжевато-бурая, шейка и грудка светло-серые с едва заметными зелёными пятнышками, животик белый. Перья мягкие, плотно прилегают к телу. Соловей очень быстрый, проворный, передвигается по земле прыжками.
Тренинг аудиативных умений (2 минуты). Дети по цепочке (по предложению) пересказывают текст с помощью учителя.
Физкультминутка (3 минуты).
Играем в игру «Радуга». Дети становятся в круг. Учитель «диктует задания» (задания такого типа: поднять правую руку вверх тем, у кого в одежде есть красный цвет; покачать головой тем, у кого в одежде есть синий цвет и т. д.) В конце учитель задаёт вопрос: «Дети, мы вспомнили с Вами все цвета радуги. Скажите, а цвета к какой части речи относятся?» (К прилагательным).
Анализ текста (3 минуты). Вопросы и задания.
Какое настроение передаёт текст?
О чём/ком этот текст? Какова тема текста?
Если бы вы были художником, какие краски/цвета вы бы использовали для картины «Соловей»?
Прокомментируйте написание следующих слов: соловей, длинный, светло-серые, животик, передвигается (на слайде).
Подберите антонимы к таким словам: высокие (лапки) - …, тонкий (клюв) - …, длинный (хвост) - …, мягкие (перья) - …, большие (глаза) - … (на слайде).
Каких частей речи больше всего в этом тексте? Почему?
Интерактивное упражнение (8 минут) (дети объединяются в малые группы по 5-6 человек). Задание: выписать из текста прилагательные со словами, от которых они зависят, определить род, число, падеж, синтаксическую роль прилагательных. Сделать вывод.
Вывод: дети должны сказать, что прилагательное зависит в предложении от существительного или местоимения. Род, число и падеж прилагательного будут такими же, как и у существительного/местоимения, от которого зависит прилагательное.
Творческое устное задание (5 минут) (работа в малых группах). Детям предлагается составить небольшое продолжение текста о соловье, местах его обитания, о его пении, используя следующие словосочетания (на слайде): сырые заросли кустарников, ивовые насаждения, тенистые сады, человека не избегает, пение в городском саду, питание – насекомые, перелётная птица, Восточная Африка, гнёзда на земле, из травянистых стеблей, поёт от вечерней до утренней зари, самозабвенное пение. Отвечает представитель от каждой группы.
- Представьте, что Ваша мама больше всего любит полевые цветы. Вам нужно купить ей букет на День рождения. Как Вы будете описывать продавцу цветы, которые бы хотели подарить маме? Для ответа можно использовать словарик-подсказку (на слайде).
Контрольное тестирование.(2 минуты) На слайде 5 тестовых вопросов, ученики записывают в тетради буквы-ответы. Самые внимательные найдут в ответах прилагательное «белый». Следующий слайд – ключ к тесту для самопроверки.
Тест
Имя прилагательное означает:
А) действие предмета
Б) признак предмета
В) количество предметов.
2. В предложении имя прилагательное может выступать:
Г) только определением
Д) только сказуемым
Е) и определением, и сказуемым.
3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:
Л) какой? чей?
К) сколько?
М) кто? что?
4. Найти имя прилагательное:
П) говорить
Р) пятнадцать
Ы) весёлый.
5. В каком предложении есть прилагательное:
Й) Мне купили красивое платье.
У) Идёт дождь.
Я) Мне весело с друзьями.
Ключ к тесту для самопроверки: 1-б, 2-е, 3-л, 4-ы, 5-й.
VII. Рефлексия (1 минута).
- Ребята, оцените себя (детям разрешается оценивать себя по 5-балльной шкале или написать небольшой комментарий по поводу работы на уроке).
Карточка самооценивания
«Я»
Как работал на уроке. Допускал ли ошибки?
Ответ:
«Мы»
Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?
Ответ:
«Мои знания»
Понял ли я материал? Узнал ли я больше?
Ответ:
VIII. Итоги урока. Оценивание учащихся (1 минута).
IX. Домашнее задание (1 минута). Выполнить одно задание (на выбор ученика): 1. Из учебника литературы выписать 5 предложений с прилагательными, определить род, число, падеж, синтаксическую роль. 2. Подобрать 15 прилагательных для словарного диктанта. 3. Составить небольшой рассказ на тему «Осеннее приключение», используя прилагательные: весёлый, дождливый, солнечный, хмурый, осенний, красивый, умный, мокрый, холодный, сонный. Можно также использовать и другие прилагательные.