- воспитывать умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.
Оборудование: карточки, кроссворд, картинки, учебник, презентация, «Лесенка успеха», методика № 11, план города Кокшетау.
Ход урока
Слайд 1.
Организационный момент.
Психологический настрой
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».
Слайд 2.
Пропедевтическая практика.
На слайде фотография школы.
- Дети, что вы видите на слайде? (Школу)
Прием «Да - нетка»
Учитель задает вопрос, дети отвечают да или нет.
- Слово «школа»– отвечает на вопрос ЧТО? (Да)
- Относится к имени существительному? (Да)
- Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет) А, что обозначает? (предмет)
Слайд 3.
На слайде – «город кокшетау».
-Ребята, обратите внимание, все ли здесь правильно? (нет, неправильно. Кокшетау пишется с большой буквы, потому что относится к имени собственному)
- Имена существительные изменяются по числам и падежам? (Да)
- Множественное число имен существительных в именительном падеже имеют окончания –а, -и, -ы, -я? (Да)
- Молодцы!
Ориентация.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами на прогулку. А куда? Мы с вами узнаем, разгадав кроссворд.
п
р
о
г
у
л
к
а
о
с
т
а
н
о
в
к
а
Ю
б
и
л
е
й
н
ы
й
г
о
р
о
д
у
ч
е
н
и
к
и
Куда мы с вами отправляемся? (На прогулку)
Что находится рядом с нашей школой? (Остановка)
Как называется район в котором находится наша школа? (Юбилейный)
Кокшетау – это…. (Город)
Кто учится в школе? (Ученики)
- Какое слово получилось, прочитайте? (Район)
- Да, мы с вами отправимся на прогулку по району в котором находится наша школа. Во время прогулки мы с вами закрепим знания о множественном числе имен существительных. Мы будем вести с вами записи, наблюдать, запоминать все то, что увидим. Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
Чистописание.
Перед тем как записать строчку по чистописанию, давайте помассажируем пальчики рук:
Чтобы нам добыть огонь( хлопки)
Трём ладонью об ладонь
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится
Зарядим себя положительной энергией.
- Ребята, догадайтесь, какую букву мы с вами будем прописывать.
Учитель в воздухе прописывает букву Р.
Р Рр Ррр Рррр …..
Слайд 4.
- Запишите словарные слова и подчеркните буквы, написание которых вам надо запомнить:
Город, район, прогулка.
Район – на казахский язык переводится аудан.
Район – это современные жилые застройки города.
- Первую запись, которую необходимо вам сделать – это ЗБА слова «город».
Слайд 5.
На слайде ЗБА «Город»
- Выполнили задание? Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Поставьте +. Молодцы!
Презентация.
Слайд 6.
- Ребята, мы сделали с вами первую важную запись в тетради. И теперь мы с вами отправляемся на прогулку. Выйдя из школы, что мы с вами увидели? (Мы увидели остановку).
- Для чего нужна остановка? (На остановке останавливаются автобусы).
Слайд 7.
- А кто управляет автобусом? (Автобусом управляет водитель). Водитель хочет проверить, какие вы умные и он приготовил для вас задание:
Методика № 10. Упражнение «Вспомни пару»
На доске слова в два столбика. (1 ребенок у доски, а остальные на местах)
Остановка водители
Автобус остановки
Водитель автобусы
Пассажир билеты
Билет пассажиры
- Прочитайте пары слов, которые у вас получились.
- К какой части речи относятся эти слова? (К существительному)
- На какие вопросы отвечают? (КТО? ЧТО?)
- Чем отличаются слова в первом столбике от слов во втором столбике? (В 1 столбике слова в единственном числе, а во втором столбике во множественном числе).
- Прочитайте слова во множественном числе.
- Какие у них окончания? (-и, -ы)
- Мы можем сказать, что существительные во множественном числе отличаются от существительных в единственном числе окончаниями.
- Молодцы, вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
Практика на примерах.
Слайд 8.
- Куда мы с вами пришли? (Мы пришли в магазин)
- Как называется магазин? (Магазин называется «Мираж»)
- Скажите, а в нашем районе один магазин? (Нет, много)
- Измените слово «магазин» в форму множественного числа, запишите, подчеркните окончание.
- Что нужно для магазина? (Нам нужны деньги)
- Составьте предложение.
Я взял деньги и пошел в магазин.
- А что можно купить в этом магазине? (Продукты)
- Какие продукты вы хотели бы купить в магазине?
Дети выходят к доске и прикрепляют картинки с продуктами на доску, комментируя:
- Я хочу купить фрукты.
- Я хочу купить овощи.
- Я хочу купить соки.
- Я хочу купить зеленые яблоки.
- Молодцы! А теперь, давайте составим предложение с этими словами.
В магазине я купил фрукты, овощи, соки.
- Подчеркните в этом предложении существительные множественного числа.
- Молодцы, посмотрите, сколько вы купили продуктов! И теперь мы отправимся дальше.
Слайд 9.
Гимнастика для глаз. По углам висят окончания –и, -ы, -а, -я.
- Ребята, я называю окончания, а вы отыскиваете их глазами.
Управляемая практика.
Слайд 10.
- Ребята, а куда мы теперь пришли? (В аптеку)
- Как вы думаете, что продают в аптеке? (В аптеке продают лекарства).
1 – 2 уровень: - Ребята, я на спине каждому из вас пишу букву, а вы должны записать названия картинок, оканчивающихся на эту букву.
3 уровень – по карточкам: вставить окончания и подчеркнуть.
Проверка: дети зачитывают слова, которые выписали и выделяют окончания.
- Какое окончание я написала тебе на спине?
- Какие слова ты записал?
- Все справились с заданием, молодцы!
- Но мы с вами не будем болеть и нам не надо покупать лекарства. А чтобы мы не болели, сделаем физминутку.
Физминутка.
Если я называю имена существительные в единственном числе - хлопаете ,во множественном числе - топаете.
Магазин, аптеки, школа, остановки, автобус, таблетки, продавец, овощи, хлеб.
Самостоятельная практика.
Слайд 12.
- Как вы думаете что это? ( Это - детский сад)
- Кто ходит в детские сады? (В детский сад ходят маленькие дети)
- А что любят дети больше всего? (Дети любят читать сказки). А где пишут сказки? (Сказки пишут в книгах). А какая у вас книга на столе? ( У нас на столе учебник). Учебник – это настольная книга ученика. И сейчас мы поработаем по учебнику.
Слайд 13.
Откройте страницу
3 уровень: с. 110 упр. 177 (2). Вам надо списать имена существительные и подчеркнуть окончания в существительных множественного числа.
1 – 2 уровень: с. 109 упр. 176. Вы должны данные существительные поставить во множественном числе.
- Все выполнили задание? А теперь, давайте проверим как вы выполнили задание. (Дети зачитывают слова, которые изменили. Называют окончания, которые подчеркнули).
- Следующее задание, которое вам необходимо выполнить: 1 вас на партах лежат конверты со слогами, составьте слова.
- Выполнили? А я приготовила для вас еще задание: на доске рассыпанное предложение. Соберите предложение, запишите в тетрадь и подчеркните главные члены предложения
- Молодцы! Вы все справились с заданием и дети с детского сада передали вам сюрпризы (Kinder сюрприз).
Закрепление.
Слайд 14.
Вот и подходит к концу наша прогулка. Вы все хорошо поработали и нам пора возвращаться в школу.
Методика № 11. Упражнение «Чертеж»
- Ребята, обратите внимание, что вы видите на доске? (Это план города Кокшетау).
- А давайте найдем тот район в котором находится наша школа. И составим мини – план нашего района (прикрепляют картинку школы).
- У меня на столе лежат объекты, давайте расставим их.
- А что вы еще видели? (Дети по очереди выходят и прикрепляют картинки объектов), комментируя:
- Мы видели остановки (картинка остановки)
- Мы видели магазины (картинка магазина)
- Мы видели аптеки (картинка аптеки)
- У нас есть детские сады(картинка детского сада)
- На каждой улице растут деревья. (картинка деревьев). Летом эти деревья становятся зелеными и красивыми.
- Посмотрите, какой у нас получился план нашего района. Вам нравится?
Итог:
- Урок подошел к концу, и мы подведем с вами итог урока:
- Как изменяются имена существительные? (по числам).
Слайд 15.
На слайде прием «Лови ошибку».
-а, -у, -ы, -и, -я, -о.
- Какие окончания имеют имена существительные множественного числа в именительном падеже? (Имена существительные во множественном числе имеют -а, -и, -ы, -я)
Рефлексия.
- Ребята, вы сегодня все хорошо поработали, но я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.
- На доске висит «лесенка успеха».
- Оцените собственные результаты по изученной теме. У вас на партах лежат магниты – смайлики, возьмите и прикрепите смайлик на ту ступень, по которой вы оценили свою работу.
Слайд 16.
Домашнее задание: повторить все правила «Имя существительное».