kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме: "Нормы словоизменения имён существительных в именительном падеже множественного числа" (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык.

Класс: 6.

Тема: Нормы словоизменения имён существительных в именительном падеже множественного числа

Тип урока: комбинированный урок (изучение нового материала с первичным закреплением).

Цели урока: формировать умение правильно писать и употреблять имена существительные множественного числа.

Задачи:

1.     Познакомить с особенностями написания и употребления форм множественного числа имен существительных в именительном падеже;

2.     Коррекция и развитие познавательных процессов, выработка у учащихся потребности в контроле и оценивании своей учебной деятельности, развитие связной речи;

3.     Воспитывать положительное отношение к процессу познания.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать у детей знания о нормах словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа, умение определять их в речи и в тексте.

Метапредметные:

  • познавательные – умение находить ответы на вопросы, используя словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • регулятивные – умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;
  • коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме, выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению, умение работать в группе.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности обучающихся, проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: доска

Материалы и инструменты: карточки трех цветов (красный, желтый, зеленый), рабочие листы, карточки для игры «Поединок знатоков»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: "Нормы словоизменения имён существительных в именительном падеже множественного числа" (6 класс)»

Урок русского языка в 6 классе


Предмет: русский язык.

Класс: 6.

Тема: Нормы словоизменения имён существительных в именительном падеже множественного числа

Тип урока: комбинированный урок (изучение нового материала с первичным закреплением).

Цели урока: формировать умение правильно писать и употреблять имена существительные множественного числа.

Задачи:

1.     Познакомить с особенностями написания и употребления форм множественного числа имен существительных в именительном падеже;

2.     Коррекция и развитие познавательных процессов, выработка у учащихся потребности в контроле и оценивании своей учебной деятельности, развитие связной речи;

3.     Воспитывать положительное отношение к процессу познания.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать у детей знания о нормах словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа, умение определять их в речи и в тексте.

Метапредметные:

  • познавательные – умение находить ответы на вопросы, используя словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • регулятивные – умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;

  • коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме, выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению, умение работать в группе.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности обучающихся, проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: доска

Материалы и инструменты: карточки трех цветов (красный, желтый, зеленый), рабочие листы, карточки для игры «Поединок знатоков»












Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация учебной деятельности

Приветствует учащихся

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте сегодня начнем наш урок.

У вас на столах лежат карточки трех цветов, каждая из которых обозначает определенное настроение. Красный – плохое настроение, желтый – нейтральное, зеленый – хорошее. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

Надеюсь, в конце нашего урока ваше настроение улучшится!

Приветствуют учителя

Садятся.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД

Знать и применять правила общения.

2

Актуализация знаний

Язык — это то, что отличает человека от животных. В нём собраны лучшие мысли людей. Язык — это своего рода одежда человека. Его визитная карточка. По одной сказанной фразе сразу можно узнать многое о человеке.

Как вы понимаете данное высказывание?

Речь человека должна быть грамотной, и помочь в этом может изучение русского языка, его норм произношения, словоупотребления, словообразования.

Давайте вспомним:

1.      Что такое имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет или явление, отвечающая на вопрос кто? что?)

2.      Какая форма слова для имени существительного является начальной? (Именительный падеж, единственное число)

3.      Сколько падежей в русском языке? (6 падеже: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

4. Какие непостоянные признаки есть у имени существительного? (падеж, число)

Отвечают на вопросы

Метапредметные УУД

Участвовать в диалоге.

Контролировать свою речь в процессе общения.

Личностные УУД

Знать и применять правила общения.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Осознавать свои возможности в учении.

3

Целеполагание, постановка проблемы

Вы уже не раз сталкивались с заданием, в котором нужно было из существительного единственного числа сделать форму существительного множественном числе. Давайте и сейчас выполним подобное задание. В ваших рабочих листах это первое задание.

Договор, доктор, паспорт, хлеб.

Возникают вопросы – как же будет правильно: директоры или директора, докторы или доктора, паспорты или паспорта, хлебы или хлеба.

А что нужно сделать, чтобы узнать правильное употребление этих слов? Можно ли посмотреть в словаре или существует какое-то правило?

Итак, какая же тема сегодняшнего урока?                                                                        

«Нормы словоизменения имён существительных в именительном падеже множественного числа»

Тема открывается на доске.

Какие цели мы поставим сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена существительные по числам, выясним, какие же окончания имеют имена существительные во множественном числе в именительном падеже. Так же будем учиться слушать своих товарищей и высказывать свое мнение.

Обратимся к рабочим листам.

Рассмотрите таблицу.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы.

Метапредметные УУД

Участвовать в диалоге.

Контролировать свою речь в процессе общения.

Прогнозировать результаты.

Личностные УУД

Знать и применять правила общения.

Осознавать свои возможности в учении.

Предметные УУД

Сформировать знания о профессионализмах.

4

Объяснение нового материала

а-я

ы-и

слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: вечер - вечера, паспорт - паспорта, голос – голоса. Исключения:  месяц - месяцы.


слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: аптекарь - аптекари, библиотекарь - библиотекари, компьютер - компьютеры, инженер - инженеры.

Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и: актёр - актёры, шофёр - шофёры, режиссёр - режиссёры, дирижёр - дирижёры и др. Это слова французского происхождения.

Слова латинского происхождения с элементом -тор - неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлекторы, детекторы, рефрижераторы, конденсаторы. 

Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание авторы, лекторы, ректоры, конструкторы и окончание -а: доктора, директора, профессора.

Различие в значение слов. В ряде случаев окончания -ы и -а служат для различения смысла слова:

образы (художественные) - образа (иконы);

проводы (при отъезде) - провода (электрические);

цветы (растения) - цвета (окраска);

пропуски (недосмотры) - пропуска (документы);

поясы (географические) - пояса (одежды) и др.

В каких случаях в окончаниях будет писать а-я?

А в каких ы-и?

Обратите внимание, что бывают случаи, в которых могут быть оба варианта окнчания.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы.


Предметные УУД

Сформировать знания о профессионализмах.

Умение определять профессионализмы в повседневной жизни.

Личностные УУД

Знать и применять правила общения.

Осознавать свои возможности в учении.

Оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала.

5

Отработка нового материала

Игра "Поединок знатоков".

Содержание игры. Соревнуются два ученика. Один из них получает карточку с существительными в единственном числе, другой – с существительными во множественном числе. Поединок ведется устно. Первый читает существительное в единственном числе, а второй изменяет число и называет это же существительное во множественном числе. Затем второй читает существительные во множественном числе, а первый игрок должен произнести их в единственном числе. Класс оценивает работу игроков.

Материал для игры:

1) утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рог, пень, зеркало, сосед;

2) цыплята, стулья, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, дни, звенья.



Физминутка.

Встают из-за парт. Учитель называет слово в единственном числе. Если во множественном числе - А, то приседают мальчики. Если - Ы, то приседают девочки. Во время выполнения движений проговаривают хором слова.

Адрес (адреса), офицер (офицеры), доктор (доктора), сторож (сторожа),

Шофер (шоферы), торт (торты), директор (директора), слесарь (слесари).

Предлагаю вам просмотреть небольшой видеофрагмент.

Существуют сложные случаи образования формы имен существительных именительного падежа множественного числа, которые нужно запомнить. Давайте запишем в таблицу эти слова.

А-Я

Ы-И

Адреса, директора, доктора, катера, купола, паспорта, повара, профессора, погреба, сорта, сторожа, тополя, фельдшера

Бухгалтеры, возрасты, диспетчеры, договоры, драйверы, инженеры, инструкторы, контейнеры, месяцы, плееры, полисы, почерки, проекторы, редакторы, свитеры, склады, слесари, столяры, торты, шофёры.

Придумайте повествовательный текст, рассказывающий об истории из жизни вашего города. В тексте должно быть 5 предложений.

Посмотрите на следующие слова:

курица — куры;

небо — небеса;

чудо — чудеса;

судно — суда;

человек — люди;

ребёнок — дети

Что меняется при переходе из единственного числа во множественное? Какой вывод мы можем сделать?

У ряда существительных при образовании формы именительного падежа множественного числа происходит изменение основы.                                          

На основе этого вывода давайте выполним следующее задание.

Запишите данные имена существительные во множественном числе, выделите окончания.

Адрес - адреса, письмо – письма, друг - друзья, слесарь - слесари, шофёр - шофёры, метель - метели, торт - торты, трактор - тракторы, швея - швеи, дождь - дожди, ребёнок –дети, небо -небеса.

Выполняют задания в рабочих листах.

Отвечают на вопросы.

Предметные УУД

Сформировать знания о профессионализмах.

Умение определять профессионализмы в повседневной жизни.

Личностные УУД

Знать и применять правила общения.

Осознавать свои возможности в учении.

Оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала.

Метапредметные УУД

Участвовать в диалоге.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Сформировать знания о психологических терминах.

6

Обсуждение домашнего задания

В качестве домашнего задания вам предлагается выполнить ИДЕАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

  • Составьте рассказ о своей семье (5-10 предложений). Подчеркните существительные во множественном числе.

  • Составьте кроссворд по теме: «Имя существительное».

  • Составьте красочную памятку по теме сегодняшнего урока: «Нормы словоизменения имён существительных в именительном падеже множественного числа»

Личностные УУД

Знать и применять правила общения.

Осознавать свои возможности в учении.

Метапредметные УУД

Участвовать в диалоге.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

7

Рефлексия учебной деятельности

Молодцы, ребята! Давайте подведем итоги.

Скажите, по какой теме мы сегодня работали?

Верно. А какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Смогли ли мы её достичь?

Что вам больше всего понравилось на нашем уроке?

В ваших рабочих листах в конце есть место для оценки. Вы большие молодцы сегодня! Свои оценки за урок вы получите после проверки ваших листов и с учетом активности на уроке.

Давайте снова вернемся к нашим карточкам настроений. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению в данный момент. Отлично, вижу, что у многих настроение хорошее!

Спасибо вам за урок! До свидания.

Отвечают на вопросы.


Метапредметные УУД

Участвовать в диалоге.

Контролировать свою речь в процессе общения.

Личностные УУД

Знать и применять правила общения.

Оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алексеева Анастасия Юрьевна

Дата: 06.02.2025

Номер свидетельства: 664810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""Общие сведения о языке. Культура речи. "
    ["seo_title"] => string(47) "obshchiie-sviedieniia-o-iazykie-kul-tura-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "223627"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437979476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства