Формирование коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Предметные:
закрепление понятия «множественное число имен существительных»
закрепление умения ставить вопросы к проблемным темам
формирование орфографической и культурологической зоркости
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная
Запишем наши дополнения в произвольной форме в тетрадь:
Множественное число имен существительных, или говори правильно.
Думай правильно.
Общайся правильно.
Подумаем (учитель- желающий ученик-беседа)
Если познакомимся с нормами, изучим, будем общаться, говорить, думать правильно, то каким человеком мы будем?
Дополним устно тему, может, вашими выводами?
Будь грамотным. Будь культурным человеком. Будь человеком!
Подумаем (учитель- желающий ученик)
Что такое культура? Культура речи? Зачем она нам?
Есть ли такие слова («культурные маркеры»), по которым мы делаем вывод о речевой культуре человека? Грамотный ли он?
Запишем на доске понятие «культурные маркеры». Попытаемся объяснить, что это . Попробуем найти эти «культурные маркеры» в речи.
Для этого смоделируем ситуации. Учитель предлагает ситуации, а учащиеся дополняют (маршрутка, кафе, офис, кухня дома, магазин). Работаем устно.
Да. Все верно: будьте добры, черный кофе, договоры, помидоров. Обратим внимание на последние два слова.
Именно правильное употребление множественного числа – это и есть еще один «культурный маркер», с которым мы сегодня и познакомимся на уроке.
Цель нашего урока:
1.Запомнить с помощью ассоциаций- рисунков как можно больше «культурных маркеров».
2.Научиться употреблять грамотно их в речи и в речевых ситуациях.
3.Научиться употреблять сущ. в Р.п. мн.ч., которые тоже отнесем к «культурным маркерам» .
4.Научиться находить информацию о «культурных маркерах». Куда обратиться?
Вернемся к теме урока, чтобы определить понятия, с которыми мы продолжаем работать.
Имя сущ. И мн.ч.
Параграф 98- устно- ищем сущ. Во мн. Ч.(ученики работают самостоятельно с текстом учебника)
Учитель-ученики:
Что предлагается в задании учебника еще определить?
Падеж.
Вызывает ли сложности правописание данных сущ .мн.ч? Можно ли считать данные слова «культурными маркерами»?
Нет.
А в ситуации со словом договор?
Да. Это слово- «культурный маркер».
Проговорим речевую ситуацию, смоделируем ее, когда мы обратимся к этому слову? (поработайте в парах).
В какой форме оно может стоять? Какая возникает проблема с этим словом?
Да. Договор-а
-ы-?
Возникает проблема- говори правильно и пиши правильно.
Учитель-ученики:
Что нужно сделать, чтобы узнать, как правильно говорить и писать?
Ваши действия по добыче информации? (ученики предлагают)
1.учебник.
Где в учебнике? Форзац? Словарь учебника? Смотрим.
2.Словарь.
Домашний или в библиотеке .Какие бывают словари?
3.Запомнить.
Как лучше? Нарисовать? Объединить в группы? Начертить?
Итак, сделаем вывод по слову договоры. Запишем в тетрадь это слово.
Посмотрим на упр. 550., чтобы понять, какой принцип можно выбрать для запоминания.
Упр. это для выполнения или запоминания? Почему?
Да. Для запоминания.
Может, распределим слова из упр. по тематическим группам?
Какие группы вы выделяете? («Кто работает в школе», «Профессии»)
Может, выписывать слова будем вместе с рисунком? ( рисунки школы с комментариями, рисунки схематичного человечка с комментариями)
Как вам легче запомнить? (рисунки и подписи)
Цель выполнения упр. Рисуем и записываем, чтобы создать ассоциативную картинку для удачного запоминания. Рисуем на доске и в тетради. Можно использовать цвет.
Опорные вопросы-беседы для ассоциаций: кто работает в школе, есть ли адрес у школы, профессора пишут учебники для школы, повара готовят , мастера ремонтируют, доктор есть и т д)
1 памятка « Кто работает в школе»
Мастера адреса -а
профессора директора
доктора
2 памятка « Профессии».
Опорные вопросы-беседа для ассоциаций: шофер-рука-руль (создайте рисунок-ассоциацию)
Офицер-сердце-родина(создайте рисунок-ассоциацию)
Тренер-ноги-бег и т д. (создайте рисунок-ассоциацию)
Шоферы инженеры(создайте рисунок-ассоциацию)
Офицеры столяры(создайте рисунок-ассоциацию)
Договоры маляры(создайте рисунок-ассоциацию)
Тренеры -ы
Цель данной работы. Сделаем выводы, как с помощью наших опорных картинок-ассоциаций вам легче будет запомнить произношение и написание, когда и в каких словах пишется окончание –а и –ы.
Но иногда, чтобы грамотно выбрать написание и произношение, нужно не только запоминать, но и использовать алгоритм действий. Для этого обратимся к понятиям, которые заявлены в теме урока.
Учитель-ученик
1.Это сущ.?
2.мн.ч?
3.ударение нужно? Не всегда.
4.а если падеж родительный?
Где и на каком этапе алгоритма возникают трудности?
Да. Это 4 этап. Чтобы это доказать, возьмем пример из упр 554 . Слово апельсин.
Воспользуемся алгоритмом:
1.это сущ.
2.мн.ч
3.ударение не вызывает сложностей
4.А родит. П? Как написать? Апельсинов или апельсин?
Выполним по алгоритму первую часть этого упр.письменно и самостоятельно, чтобы увидеть неоднозначность употребления родит. Падежа мн.ч.
Может, можно тоже составить рисунок- ассоциацию, можно объединить остальные слова по группам из упр554 для эффективного запоминания?
Поработайте группами и предложите систему для запоминания, опираясь на упр.
Представьте на доску. Запишем наиболее эффективную:
Опорные вопросы для ассоциаций: магазин нарисуйте и назовите, продукты распределим на двух стеллажах: «Иностранные» продукты и «русские» излюбленные продукты. И тд. Можно нарисовать .
Запишем и зарисуем в тетрадь и выделим окончания. Сделаем вывод об окончаниях.
Продумаем речевую ситуацию «Мы в магазине». Поработаем в парах. Где мы пользуемся этими словами-маркерами? Проверим выполнение наших целе : запомнили мы эти слова? Удачна ли наша схема- рисунок?
В упр 554 есть еще одна группа слов.
Цель обращения к упр. Я предлагаю для этой группы слов игру «Длинное-короткое», чтобы представить, как запомнить. Как грамотно употребить и написать.
Что будем считать длинным? (Чулки , ботинки , валенки )
запишем и нарисуем на доске и в тетради
Что будем считать коротким? ( носки)
Запишем и нарисуем. Проведем черту. Нарисуем стрелки.
Чулки ботинки валенки носки длинное
Короткое
А сейчас обратимся к грамматике: длинные предметы- это «короткие» слова ( «без окончаний»- нулевые), а короткое слово-это « длинное» в грамматическом смысле ( с окончанием –ов).
Запишем и зарисуем грамматические формы, чтобы лучше запомнить.
Итог урока: выполнили мы поставленные цели?
если нужно написать или произнести слово-маркер, а вы забыли, что делать?
Обратиться к словарю, учебнику.
Обратиться к ассоциативной схеме или создать свою.
Говори и пиши грамотно слова-маркеры- о тебе судят люди.
Запомни эти слова с помощью схем-ассоциаций.
Домашнее задание: выучи рисунки-ассоциации и подготовься к проверочной работе по теме.
Продумай, как поправить мягко собеседника, если он допустил ошибку в словах-маркерах? Создай этикетную ситуацию. (устно).