2. Постановка пробле-мы | Метод: Беседа -Ребята, открываем учебник на стр.100. - Рассмотрите картинки и подумайте, какие слова из стихотворения использованы в необычных значениях. - Послушайте отрывок из стихотворения: Есть у булавки головка, но без волос, увы! Есть у чайника носик, однако без головы. Есть ушко у иголки, но не слышит оно. Есть язычок у туфель, но туфли молчат всё равно. Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук. Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг. Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на уроке? - Перечитайте первую строчку стихотворения. - Почему головка булавки называется головкой? На что она похожа? - Как вы думаете, слово головка в словосочетаниях головка булавки и головка ребёнка – это разные слова или одно слово, у которого разные значения? Почему? | Открывают учебник. Слушают отрывок из стихотворения. Ответы учащихся. Перечитывают первую строчку. Она такая же круглая, как голова человека. Слово «головка» в разных словосочетаниях - это одно и то же слово, потому что верхушка булавки названа так не случайно, а по причине сходства с головой человека. |
3. Поиск путей решения | Метод: Работа с Толковым словарём - Проверьте своё мнение. Где вы можете найти информацию? - Откройте Толковый словарь на стр.103 и найдите там слово головка* и положите вторую часть на рабочее место, на учебник. - Прочитайте содержание словарной статьи. Первое значение этого слова прочитает (…), второе значение (…). - Так, как вы думаете, это слово имеет несколько значений или это одно слово? - Покажите ладонь, если согласны; если не согласны –обратную сторону кисти. - Прочитайте правило Летучей Мыши. | В Толковом словаре. Оно записано всего один раз, что подтверждает мнение: этим словом могут быть названы и головка булавки, и голова человека. Читаю содержание словарной статьи. Читаю правило. Проверяют. |
4. Изуче-ние нового материала | Метод: Беседа на основе работы со словарем и учебником - Перечитайте вторую строчку стихотворения. Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть? - Как вы думаете, слово «носик» в значении «носик чайника» и это слово в значении «носик девочки» - это разные слова или одно и то же слово? - Почему? - Предположите, как это слово будет записано в словаре: один раз или два? - Проверьте себя, откройте толковый словарь (стр.117) и прочитайте статью про слово «носик». - Можете объяснить, почему так названы «ушко» иголки, «язычок» туфель. - Как вы думаете, словом «кисти» люди назвали сначала плоды рябины или руки человека? - У слова «кисть» три разных значения. Если у слова несколько значений, то значение, которое родилось первым, записано и в словаре первым. Откройте толковый словарь (стр. 108) и найдите слово «кисть». - Какое значение записано первым? - А словом глазок люди сначала назвали глаз человека или отросток картошки? - Что говорит нам правило летучей мыши? (стр.102) - Прочитайте стихотворение Р. Сефа про шишку, подумайте, о какой шишке идёт речь? - Почему шишку на лбу так назвали? На что похож этот вырост после ушиба? - Как вы думаешь, в сочетаниях слов шишка на лбу и шишка на ёлке слово шишка – одно и то же слово с разными значениями или два разных слова? - Значит, есть одно слово «шишка» с несколькими значениями, причем можно даже установить, какое значение появилось первым. Как вы думаете? - Давайте проверим по толковому словарю (стр.132). - Найдите в учебнике правило о том, как называются такие слова? На какой странице обнаружили? - Прочитайте стихотворение М. Бородицкой. - Как вы думаете, слова «Галька» и «галька» -- это разные слова? Или это одно слово, у которого два разных значения? - Почему? - Чем слова отличаются? -По какому принципу названы многозначные слова? - Прочитайте стихотворение Я. Козловского про норку и лисичек. (Читаю диалог ребят) - С кем из ребят вы согласитесь? Почему? - Слово норка (жилище) случайно так же звучит и пишется, как слово норка (зверёк)? - Как вы думаете? - Проверьте свои догадки: найдите слово норка в Толковом словаре (стр.116). В словах норка - зверек и норка - жилище животных нет никакой связи и сходства между словами, это два разных слова, поэтому в толковом словаре записаны два разных слова норка. - Какие ещё слова вы видите (с одинаковым написанием)? Вы можете объяснить, почему так назван гриб лисичка? Чем гриб лисичка похож на зверька лисичку? - Давайте посмотрим, что нам сообщает по этому поводу Летучая мышь? - Чтобы нам убедиться в этом, нужно выполнить упражнение 73. | Носик чайника так назван не случайно, а из-за сходства с носом человека. Одно и то же слово. Один раз. Читают статью. Ответы учащихся. Руки человека. Открывают толковый словарь. Часть руки от запястья до пальцев. Глазок в значении «ласкового названия глаза» будет записан первым. Если предмет назван так не случайно, а благодаря сходству с другим предметом, - значит, он назван этим же словом, то есть оба предмета названы одним словом. Читают стихотворение. На шишку хвойных деревьев. Одно и то же слово с разными значениями. Шишка в значении «шишка на лбу» названа так не случайно, а из-за сходства с шишкой на дереве. Шишка на ёлке. Первое значение – орган размножения хвойных растений. Стр. 132. Слова, у которых несколько значений, называются многозначными словами. Читают стихотворение. Слова «Галька» и «галька» - это разные слова. «Галька» - имя девочки, а «галька» - морские камушки. Значением. По схожести слов. Читают стихотворение. С Машей. Слово норка случайно пишется. 2 значения: 1) маленькая нора; 2) хищный пушной зверёк. Лисичка. Гриб был назван так из-за сходства с лисичкой-зверьком: гриб такой же рыженький. Давным-давно гриб назвали лисичкой, потому что он рыжий, как лисичка. Но сейчас это два разных слова, так как в дальнейшем значения этих слов разошлись. |
6. Закрепление | Метод: выполнение упражнений - Прочитайте упражнение 73. Подумайте, слова лиса и лисий являются родственниками какому из этих слов: лисичка (гриб), лисичка (животное). - На доске слова, вам необходимо правильно прикрепить карточки ниже данных слов. - Запишите слова лисичка (гриб) и лисичка (зверёк). Выделите в записанных словах корни, а чтобы верно выделить - прочитайте в учебнике, что нам сообщает летучая мышь: чтобы выделить в слове корень, надо подобрать к этому слову родственные слова. Их общая часть и будет корнем! - Что вы узнали из правила? Как найти корень в слове? - Приступайте к выполнению упражнения. - Давайте посмотрим на выделенные корни. Что у нас получилось? - У какого слова корень короче? - Мы убедились, что данные слова имеют разные значения? - Итак, корни выделили в словах. Теперь можем ответить на вопрос: лиса и лисий являются родственниками какому из этих слов? | Записали слова. Чтобы выделить в слове корень, надо подобрать к этому слову родственные слова. Их общая часть и будет корнем! Выполняют упражнение. Лисичка (гриб) - корень лисичк (лисичка, поляна с лисичками); Лисичка (зверёк) – корень лис (лисичка, лиса, лисица, лисичкина шляпа). У лисички (зверька) – корень лис. Да. Да, лисичка (зверёк). |