kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Многозначные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформивать у учащихся представление о многозначных словах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Многозначные слова"»

Урок русского языка по теме «Многозначные слова»

(«Перспективная начальная школа», 2 класс)

Маслова А.В

Цель: сформировать у учащихся представление о многозначных словах.

Задачи:

Образовательные: познакомить с многозначными словами и словами, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения.

Воспитательные: воспитывать интерес к языку.

Развивающие: развивать мышление, умение находить корень слова посредством подбора родственных слов.

Оборудование: учебник Чуракова Н.А. и др. «Русский язык» 2 класс, часть 1, часть 2.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг.момент

Метод: Слово-приветствие учителя

- Здравствуйте, ребята.

Откройте тетради. Запишите дату, классная работа.


Приветствуют учителя.

2. Постановка пробле-мы

Метод: Беседа

-Ребята, открываем учебник на стр.100.

- Рассмотрите картинки и подумайте, какие слова из стихотворения использованы в необычных значениях.

- Послушайте отрывок из стихотворения:

Есть у булавки головка, но без волос, увы!

Есть у чайника носик, однако без головы.

Есть ушко у иголки, но не слышит оно.

Есть язычок у туфель, но туфли молчат всё равно.

Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук.

Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.

Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на уроке?

- Перечитайте первую строчку стихотворения.

- Почему головка булавки называется головкой? На что она похожа?


- Как вы думаете, слово головка в словосочетаниях головка булавки и головка ребёнка – это разные слова или одно слово, у которого разные значения? Почему?



Открывают учебник.

Слушают отрывок из стихотворения.











Ответы учащихся.



Перечитывают первую строчку.

Она такая же круглая, как голова человека.

Слово «головка» в разных словосочетаниях - это одно и то же слово, потому что верхушка булавки названа так не случайно, а по причине сходства с головой человека.

3. Поиск путей решения

Метод: Работа с Толковым словарём

- Проверьте своё мнение. Где вы можете найти информацию?

- Откройте Толковый словарь на стр.103 и найдите там слово головка* и положите вторую часть на рабочее место, на учебник.

- Прочитайте содержание словарной статьи. Первое значение этого слова прочитает (…), второе значение (…).

- Так, как вы думаете, это слово имеет несколько значений или это одно слово?

- Покажите ладонь, если согласны; если не согласны –обратную сторону кисти.

- Прочитайте правило Летучей Мыши.


В Толковом словаре.


Оно записано всего один раз, что подтверждает мнение: этим словом могут быть названы и головка булавки, и голова человека.

Читаю содержание словарной статьи.

Читаю правило.

Проверяют.

4. Изуче-ние нового материала

Метод: Беседа на основе работы со словарем и учебником

- Перечитайте вторую строчку стихотворения. Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть?


- Как вы думаете, слово «носик» в значении «носик чайника» и это слово в значении «носик девочки» - это разные слова или одно и то же слово?

- Почему?

- Предположите, как это слово будет записано в словаре: один раз или два?

- Проверьте себя, откройте толковый словарь (стр.117) и прочитайте статью про слово «носик».

- Можете объяснить, почему так названы «ушко» иголки, «язычок» туфель.

- Как вы думаете, словом «кисти» люди назвали сначала плоды рябины или руки человека?

- У слова «кисть» три разных значения. Если у слова несколько значений, то значение, которое родилось первым, записано и в словаре первым. Откройте толковый словарь (стр. 108) и найдите слово «кисть».

- Какое значение записано первым?


- А словом глазок люди сначала назвали глаз человека или отросток картошки?


- Что говорит нам правило летучей мыши? (стр.102)






- Прочитайте стихотворение Р. Сефа про шишку, подумайте, о какой шишке идёт речь?

- Почему шишку на лбу так назвали? На что похож этот вырост после ушиба?

- Как вы думаешь, в сочетаниях слов шишка на лбу и шишка на ёлке слово шишка – одно и то же слово с разными значениями или два разных слова?

- Значит, есть одно слово «шишка» с несколькими значениями, причем можно даже установить, какое значение появилось первым.

Как вы думаете?


- Давайте проверим по толковому словарю (стр.132).

- Найдите в учебнике правило о том, как называются такие слова? На какой странице обнаружили?



- Прочитайте стихотворение М. Бородицкой.

- Как вы думаете, слова «Галька» и «галька» -- это разные слова? Или это одно слово, у которого два разных значения?

- Почему?




- Чем слова отличаются?

-По какому принципу названы многозначные слова?

- Прочитайте стихотворение Я. Козловского про норку и лисичек.

(Читаю диалог ребят)

- С кем из ребят вы согласитесь? Почему?

- Слово норка (жилище) случайно так же звучит и пишется, как слово норка (зверёк)?

- Как вы думаете?

- Проверьте свои догадки: найдите слово норка в Толковом словаре (стр.116).


В словах норка - зверек и норка - жилище животных нет никакой связи и сходства между словами, это два разных слова, поэтому в толковом словаре записаны два разных слова норка.


- Какие ещё слова вы видите (с одинаковым написанием)?

Вы можете объяснить, почему так назван гриб лисичка? Чем гриб лисичка похож на зверька лисичку?


- Давайте посмотрим, что нам сообщает по этому поводу Летучая мышь?





- Чтобы нам убедиться в этом, нужно выполнить упражнение 73.


Носик чайника так назван не случайно, а из-за сходства с носом человека.


Одно и то же слово.



Один раз.


Читают статью.



Ответы учащихся.





Руки человека.



Открывают толковый словарь.

Часть руки от запястья до пальцев.

Глазок в значении «ласкового названия глаза» будет записан первым.

Если предмет назван так не случайно, а благодаря сходству с другим предметом, - значит, он назван этим же словом, то есть оба предмета названы одним словом.


Читают стихотворение.

На шишку хвойных деревьев.


Одно и то же слово с разными значениями. Шишка в значении «шишка на лбу» названа так не случайно, а из-за сходства с шишкой на дереве.



Шишка на ёлке.


Первое значение – орган размножения хвойных растений.

Стр. 132.

Слова, у которых несколько значений, называются многозначными словами.

Читают стихотворение.

Слова «Галька» и «галька» - это разные слова.

«Галька» - имя девочки, а «галька» - морские камушки.

Значением.

По схожести слов.


Читают стихотворение.


С Машей.


Слово норка случайно пишется.

2 значения: 1) маленькая нора; 2) хищный пушной зверёк.






Лисичка.


Гриб был назван так из-за сходства с лисичкой-зверьком: гриб такой же рыженький.


Давным-давно гриб назвали лисичкой, потому что он рыжий, как лисичка. Но сейчас это два разных слова, так как в дальнейшем значения этих слов разошлись.

5. Физкультминут-ка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видимо нашёл,

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.


6. Закрепление

Метод: выполнение упражнений

- Прочитайте упражнение 73. Подумайте, слова лиса и лисий являются родственниками какому из этих слов: лисичка (гриб), лисичка (животное).

- На доске слова, вам необходимо правильно прикрепить карточки ниже данных слов.

- Запишите слова лисичка (гриб) и лисичка (зверёк). Выделите в записанных словах корни, а чтобы верно выделить - прочитайте в учебнике, что нам сообщает летучая мышь: чтобы выделить в слове корень, надо подобрать к этому слову родственные слова. Их общая часть и будет корнем!

- Что вы узнали из правила? Как найти корень в слове?



- Приступайте к выполнению упражнения.


- Давайте посмотрим на выделенные корни. Что у нас получилось?



- У какого слова корень короче?



- Мы убедились, что данные слова имеют разные значения?

- Итак, корни выделили в словах. Теперь можем ответить на вопрос:

лиса и лисий являются родственниками какому из этих слов?








Записали слова.




Чтобы выделить в слове корень, надо подобрать к этому слову родственные слова. Их общая часть и будет корнем!

Выполняют упражнение.

Лисичка (гриб) - корень лисичк (лисичка, поляна с лисичками);

Лисичка (зверёк) – корень лис (лисичка, лиса, лисица, лисичкина шляпа).

У лисички (зверька) – корень лис.

Да.

Да, лисичка (зверёк).

7. Итог урока

Метод: Обобщающая беседа

Что нового вы сегодня узнали?




- Многозначные слова – это какие слова?



Понравился ли вам урок?

Существуют слова, которые пишутся одинаково, но значение у этих слов разное.

Слова, у которых несколько значений, называются многозначными словами.


Да.

8. Д/З

Открываем дневники, записываем домашнее задание: ТПО стр. 43, задание 38. У. стр. 102-103 (правила).

Записывают домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Многозначные слова"

Автор: Маслова Анна Валерьевна

Дата: 27.12.2022

Номер свидетельства: 621718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему " Однозначные и многозначные слова". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "117942"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961988"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тест по теме "Однозначные и многозначные слова""
    ["seo_title"] => string(53) "tiest_po_tiemie_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "362509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1480083976"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока  на тему "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "124264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414669850"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока Однозначные и многозначные слова"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "377572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484061007"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова" "
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "148022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419543524"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства