Планируемые результаты: учащиеся научаться различать однозначные и многозначные слова; аргументировано отвечать на вопросы, доказывать своё мнение; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать.
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
- Кто к нам сегодня пришёл на урок? Что это значит?
- С чего начнём урок? (С повторения изученного материала.)
- Откройте тетради. Подпишите дату и классная работа.
- Начнём урок с орфографической минутки.
- Откройте учебник с.53 №311 (б). Прочитайте задание. На какое слово нужно обратить внимание в задании? (Слово ПОСУДА.)
- Запишите слово в тетрадь с заглавной буквы, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
- Напишите названия нарисованной посуды.
Посуда: сковорода, кружка, ложка.
- Объясните написание слова СКОВОРОДА. Как узнать правильно вы написали слово или нет?
- Обратимся за помощью с орфографическому словарю.
- Объясните написание следующих слов.
- Какую орфограмму мы повторили? (Буква парного согласного в корне слова.)
- Как проверить букву парного согласного в корне слова?
3. Самоопределение к деятельности.
- Какое я вам сейчас предложу задание?
Задание №1 на листе.
- Прочитайте на листочке стихотворение Андрея Усачёва.
- Как озаглавите стихотворение? («Разные носы», «Нос».)
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь - носуха,
У носухи нос до уха.
А огромный носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!
- О каких носах говорится в стихотворении? (Нос – клюв, нос – передняя часть корабля, нос – как орган обоняния у человека и животного.)
- Кто сможет определить тему урока? (Многозначные слова.)
- Что должны узнать на уроке? (Какие слова называются многозначными.)
- Чему научиться? (Научиться отличать многозначные слова от однозначных.)
4. Работа по теме урока.
Задание №2 на листе.
- Прочитайте предложения, соотнесите их линиями с рисунками.
- Чем похожи все иголки? (Они острые и тонкие, могут уколоть.)
- Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (Они похожи по внешнему виду.)
- Чем похожи все шляпки? (Они круглой формы и находится вверху предмета.)
- Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (Они похожи по внешнему виду.)
- Как вы думаете, слова ИГЛА и ШЛЯПКА однозначные или многозначные? Обоснуйте свой ответ.
- Составьте распространённое предложение с любым из этих слов. Подчеркните грамматическую основу.
- Прочитайте предложения. В каком значении употреблено слово?
Задание №3.
- Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.
- Почему слова так называются – многозначные и однозначные? (Одни слова имеют много значений, а другие – одно значение.)
- Откройте учебник с.58. Прочитайте рубрику «Сведения о языке».
5. Закрепление изученного материала.
- Поиграем с новым знанием.
- Что поможет нам узнать: слово является многозначным или однозначным? (Толковый словарь)
- Объясните с помощью толкового словаря значение слова ЗВЕЗДА. Выполните работу в группе.
- Слово ЗВЕЗДА является однозначным или многозначным?
- Проверка. Назовите по цепочке значения слова .
Звезда: 1) – небесное тело, 2) знаменитость (звезда эстрады), 3) фигура (пятиконечная звезда) 4) название морского животного (морская звезда).
6. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? (Слова бывают однозначные и многозначные.)
- Для чего в речи нужны многозначные слова? (Чтобы мы могли точнее высказывать свои мысли.)