Организационно – мотивационный Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. | Создание положительной мотивации на уроке. -Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка буду вести у вас я. Все готовы к уроку? Достали учебники и тетради? Все в хорошем настроении? | Доброжелательный настрой на урок. Здравствуйте. Готовы, Достали, В хорошем. | Регулятивные УУД: |
Актуализация знаний. Планирование деятельности. Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения. | Откройте тетрадь. Запишите сегодняшнюю дату. Напишите «Классная работа». Языковая разминка. Комплексный анализ предложения. Запись под диктовку. Крутит ветер фонари на реке Фонтанке. (А. Башлачёв) а) Синтаксический разбор предложения. б) Выписать слова с непроверяемой гласной в корне, обозначить орфограмму и дописать по одному однокоренному слову. | Открывают тетради. Записывают дату, классная работа. Записывают предложение по диктовку учителя. Выполняют синтаксический разбор предложения. Выписывают слова с непроверяемой гласной в корне. Подбирают однокоренные слова. | Познавательные УУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, презентации. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. |
Создание проблемной ситуации Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы. Открытие новых знаний Задача: решение проблемы | Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблеме. Прочитайте текст в упр. 109. Какова его главная мысль? Спрогнозируйте на основе этого текста тему урока. Какие вы знаете словари? Что можно узнать из словарей? Проверим ваши предположения в конце урока. Давайте составим план урока. Что мы сейчас с вами делали? Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму). Игра «Узнай словарь». Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нём. 1) Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120 тысяч слов. 2) Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами. 3) Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположны по значению. – Умеете ли вы работать со словарём? Всю ли информацию вычитываете? – В каком словаре можно узнать о многозначности слова? – Назовите многозначные существительные. Упр. 111 – развивается умение работать со словарём – находить многозначные слова, составлять предложения с многозначными словами в разных значениях. Работа со словарём синонимов. – Что такое синонимы? – Приведите примеры синонимов. а) Упр. 112 – развивается умение «вычитывать» информацию из словарной статьи и сравнивать статьи из разных словарей: толкового и синонимов. Выполняется устно. б) Упр. 113 – развивается умение находить синонимы в тексте. Автор передаёт гнев отца, используя синонимы: гроза, непогода, вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун. Эти слова употребляются в переносном значении. Короткие восклицательные предложения делают текст эмоциональным, выразительным. Работа со словарём антонимов. Упр. 114 – развивается умение анализировать словарную статью из словаря антонимов и сравнивать её построение со словарными статьями из других словарей. Ребята работают самостоятельно, а проверяют коллективно. | Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах. Открывают учебники. «Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю». Словари. Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои мнения, предположения. Дети вместе с учителем составляют план. Формулировали тему урока. Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя. Играют в предложенную мною игру. Расширяют свой кругозор, анализируют словари. Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Отвечают на вопросы, рассуждая о том, что они знают о словарях. Как они ими пользуются. И когда (зачем) они к ним обращаются. В данном упражнении обучающиеся находят многозначные слова, и составляют с ними предложения. Рассказывают, что они знают о синонимах, и приводят примеры. Самостоятельно находят синонимы в тексте. Устно выполняют упражнение. | Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: умеют слушать и понимать других; умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умеют оформлять свои мысли в устной форме; |
Самостоятельное применение знаний. Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений | Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений. А сейчас с помощью презентации, я посмотрю, насколько хорошо вы усвоили данный материал. | Выполняют задания. Дети, глядя на презентацию, отвечают на вопросы, выполняют задания, занесенные в презентацию. | Регулятивные УУД: |