Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением".»
Урок русского языка в 5а классе
Тема:Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением
Цель деятельности учителя: познакомить с понятием «обращение»; обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением
Тип урока: добывание нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме – звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением – знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения;
уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания» составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращения от подлежащего.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Этапы урока
Организационный момент
Буквы, слоги и слова – это музыкальные ноты в речи…Недаром же хорошую речь называют музыкальной. ( К. Станиславский.)
Каллиграфическая минутка (буква Уу)
Повторение пройденного.
-Ребята, задача нашего урока: повторить пройденный материал и рассмотреть новую тему.
-Какую? Вы сами сможете назвать мне её, после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово.
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?
Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?
Знак препинания, который ставится перед союзами а, но.
Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.
Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится между ними?
Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
4. Изучение новой темы
-Итак, тема нашего урока “Обращение”.
-От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми.)
-Люди часто затрудняются: как обратиться? Легко ненароком обидеть человека. Бабушка не покажет из-за любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь ей небрежно: «Привет, ба!» И мама смолчит, когда сын-подросток спросит грубовато: «Мать, когда будет завтрак?» Вроде ничего оскорбительного, но пренебрежительный тон, неласковое обращение оскорбляют близкого человека. Непростое это искусство – обращение к человеку. Главное – не опоздать с добрыми словами. Давайте вспомним и запишем вежливые слова.
1)Словарная работа
Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините, простите.
-Итак, что же такое обращение?
2) Работа с учебником, стр. 98
-Что такое обращение? ( Смотрим слайд)
Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи…
Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.
-Как произносится обращение? (С особой звательной интонацией) Слайд
Именно с помощью интонации выражаются оттенки мыслей или чувства – испуг, упрек, радость, злость, недовольство и т.д.
Часто по обращению становятся понятными отношения между говорящими.
-Попробуем произнести с правильной интонацией.
Голубушка, как хороша!... Слайд
Спой, светик, не стыдись!
3) -Запишите следующие предложения в тетрадь.
-Сделайте вывод о том, как на письме выделяются обращения?
-Где в предложении может находиться обращение.
-Чем выражены обращения? (сущ. в им. падеже и словосочетанием)
Не оставь меня, кум милый!..
Кумушка, мне странно это…
-В каком из предложений обращение является распространенным?
4) Стр. 99 правило
-Обратите внимание на то, что местоимения ТЫ, ВЫ не являются обращением, так как не называют того к кому обращаются с речью.
5.Закрепление
1) -Вы сказали, что обращение может находиться в начале, середине и конце предложения. Выполним упражнение 215 по вариантам: 1 вар.-1 предлож., 2 вар.-2 предлож. Не забудьте о знаках препинания. Обращение обозначьте буквой О
Зарядка для глаз
2) Восприятие на слух
Учитель читает предложения, ученики называют обращения.
Здравствуй, гостья – зима!(Никитин)
Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою? (Тютчев)
Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птички, в лесу.
Голубчик! Дедушка! Я вновь к тебе пишу!(Есенин)
3) Расставьте знаки препинания (раздаточный материал)
Самостоятельная работа( с самопроверкой)
Солнце солнце ты откуда?
Я из зорьки золотой!
Дождик дождик ты откуда?
Я из тучи грозовой!
Ветер ветер ты откуда?
Я из дальней стороны!
Мы три брата, и повсюду
Добрым людям мы нужны! О. Высотская
4) -На доске и в тетради пишем два предложения:
Сережа помогает малышам.
Сережа, помоги малышам.
-Разберем первое пр. по членам.
-Каковы оба пр. по цели высказывания?
-Итак, второе пр. отличается от первого по цели высказывания. Оно не имеет подлежащего, так как обращение не является членом предложения. Мы не можем отделить запятой подлежащее от сказуемого.
5) -Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями (по рядам)
1)Ребята готовили домашнее задание.
2) Старшие помогают младшим овладеть знаниями.
3) Дети любят родные места.
6) -Ребята, составьте и запишите предложения с обращениями, используя любую схему. (упр.216). Постарайтесь использовать вежливые слова, которые мы записали.
6. Д\З
Задание по выбору
Выписать предложения с обр. из худ. произв. (5 пр.). Составить схемы.
Упр. 219
7. Обобщение
7. Обобщение
Закончить урок нам поможет Гавриляк Кирилл
Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
-Что такое обращение?
-Что является опознавательным признаком обращения?
-Как выделяем на письме ?
-Какое обращение называем распространенным?
-Какое место в предложении может занимать обращение?