kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развивает познавательную активность, творческие способности, самостоятельность обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением".»

Урок русского языка в 5а классе



Тема: Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением

Цель деятельности учителя: познакомить с понятием «обращение»; обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением

Тип урока: добывание нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме – звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением – знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения;

уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания» составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращения от подлежащего.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.



Этапы урока

  1. Организационный момент

Буквы, слоги и слова – это музыкальные ноты в речи…Недаром же хорошую речь называют музыкальной. ( К. Станиславский.)

  1. Каллиграфическая минутка (буква Уу)

  2. Повторение пройденного.

-Ребята, задача нашего урока: повторить пройденный материал и рассмотреть новую тему.

-Какую? Вы сами сможете назвать мне её, после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово.



  1. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?

  2. Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.

  3. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?

  4. Знак препинания, который ставится перед союзами а, но.

  5. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.

  6. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

  7. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

  8. Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится между ними?

  9. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.



4. Изучение новой темы

-Итак, тема нашего урока “Обращение”.

-От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми.)

-Люди часто затрудняются: как обратиться? Легко ненароком обидеть человека. Бабушка не покажет из-за любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь ей небрежно: «Привет, ба!» И мама смолчит, когда сын-подросток спросит грубовато: «Мать, когда будет завтрак?» Вроде ничего оскорбительного, но пренебрежительный тон, неласковое обращение оскорбляют близкого человека. Непростое это искусство – обращение к человеку. Главное – не опоздать с добрыми словами. Давайте вспомним и запишем вежливые слова.

1) Словарная работа

Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините, простите.

-Итак, что же такое обращение?

2) Работа с учебником, стр. 98

-Что такое обращение? ( Смотрим слайд)

  • Свет мой, зеркальце! Скажи,
    Да всю правду доложи…

  • Ах ты, мерзкое стекло!
    Это врешь ты мне назло.

-Как произносится обращение? (С особой звательной интонацией) Слайд

Именно с помощью интонации выражаются оттенки мыслей или чувства – испуг, упрек, радость, злость, недовольство и т.д.

Часто по обращению становятся понятными отношения между говорящими.

-Попробуем произнести с правильной интонацией.

  • Голубушка, как хороша!... Слайд

  • Спой, светик, не стыдись!

3) -Запишите следующие предложения в тетрадь.

-Сделайте вывод о том, как на письме выделяются обращения?

-Где в предложении может находиться обращение.

-Чем выражены обращения? (сущ. в им. падеже и словосочетанием)

Не оставь меня, кум милый!..

  • Кумушка, мне странно это…

-В каком из предложений обращение является распространенным?



4) Стр. 99 правило

-Обратите внимание на то, что местоимения ТЫ, ВЫ не являются обращением, так как не называют того к кому обращаются с речью.

5.Закрепление

1) -Вы сказали, что обращение может находиться в начале, середине и конце предложения. Выполним упражнение 215 по вариантам: 1 вар.-1 предлож., 2 вар.-2 предлож. Не забудьте о знаках препинания. Обращение обозначьте буквой О



Зарядка для глаз



2) Восприятие на слух

Учитель читает предложения, ученики называют обращения.

  1. Здравствуй, гостья – зима!(Никитин)

  2. Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою? (Тютчев)

  3. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птички, в лесу.

  4. Голубчик! Дедушка! Я вновь к тебе пишу!(Есенин)


3) Расставьте знаки препинания (раздаточный материал)

Самостоятельная работа ( с самопроверкой)


Солнце солнце ты откуда?

Я из зорьки золотой!

Дождик дождик ты откуда?

Я из тучи грозовой!

Ветер ветер ты откуда?

Я из дальней стороны!

Мы три брата, и повсюду

Добрым людям мы нужны! О. Высотская



4) -На доске и в тетради пишем два предложения:

Сережа помогает малышам.

Сережа, помоги малышам.


-Разберем первое пр. по членам.

-Каковы оба пр. по цели высказывания?


-Итак, второе пр. отличается от первого по цели высказывания. Оно не имеет подлежащего, так как обращение не является членом предложения. Мы не можем отделить запятой подлежащее от сказуемого.


5) -Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями (по рядам)

  • 1)Ребята готовили домашнее задание.

  • 2) Старшие помогают младшим овладеть знаниями.

  • 3) Дети любят родные места.


6) -Ребята, составьте и запишите предложения с обращениями, используя любую схему. (упр.216). Постарайтесь использовать вежливые слова, которые мы записали.


6. Д\З

Задание по выбору

  1. Выписать предложения с обр. из худ. произв. (5 пр.). Составить схемы.

  2. Упр. 219


7. Обобщение

7. Обобщение

Закончить урок нам поможет Гавриляк Кирилл

Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

-Что такое обращение?

-Что является опознавательным признаком обращения?

-Как выделяем на письме ?

-Какое обращение называем распространенным?

-Какое место в предложении может занимать обращение?

8.Рефлексия

Выберите и продолжите предложение

-На уроке я узнал…

-На уроке я научился…

-Затруднения были возникали при выполнении…








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нартова Елена Александровна

Дата: 21.10.2017

Номер свидетельства: 433673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по теме «Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashchieniie_priedlozhieniia_s_obrashchieniiem_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "379077"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484340949"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспект урока  по русскому языку в 8 классе "Эпистолярный жанр.Письмо" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-epistoliarnyi-zhanr-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "207069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430327308"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "«Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»."
    ["seo_title"] => string(68) "obrashchieniie_znaki_priepinaniia_v_priedlozhienii_s_obrashchieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "375904"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483699239"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства