Изучая те или иные языковые единицы, мы показываем их речевые возможности, раскрываем их функционирование в речи, затем организуем практическое усвоение этого материала – учим пользоваться определенными языковыми средствами в речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Языковой анализ текста"»
Ларченко Н.С., преподаватель русского языка и литературы
Методы и приемы работы над средствами языковой выразительности на уроках русского языка и литературы в правоохранительном колледже
Изучая те или иные языковые единицы, мы показываем их речевые возможности, раскрываем их функционирование в речи, затем организуем практическое усвоение этого материала – учим пользоваться определенными языковыми средствами в речи. С этой целью на уроках русского языка производятся различные упражнения или задания, вершиной которых считается самостоятельное высказывание ученика. Усвоение родной речи осуществляется путем подражания слышимой и видимой речи. Правил изучения речи (в отличие от науки о языке) пока нет. Для обучения речи должна быть создана речевая среда с высоким развивающим потенциалом. Особенно необходимо дополнить ее таким языковым материалом, с которым студенты редко встречаются в повседневной жизни: по лексике – слова, употребляемые переносно, тропы, выражающие эстетическую сторону речи; по синтаксису - стилистические фигуры; и т. Сегодня в арсенале методики русского языка имеется широко представленный тип упражнений, переходных от анализа готового языкового материала к созданию собственных высказываний, - это различного рода преобразования исходного дидактического материала.
При работе над словом можно выделить два вида упражнений, лексические и словарные. Лексические упражнения проводятся, прежде всего, в целях закрепления знаний по лексике и формирования на этой основе определенных лексических умений. Словарные упражнения проводятся в связи с восприятием речи или в связи с порождением речи. Выделим три типа словарных упражнений:
Объяснение значений слов.
Чтобы раскрыть лексическое значение слова, необходимо назвать тот предмет действительности, который это слово обозначает. При организации работы над толкованием значений незнакомых слов необходимо различать две стороны словарного толкования: лингвистическую и логико-семантическую. Работая над лингвистической стороной важно учесть следующее:
необходимость категориально-грамматического соответствия толкуемого слова и стержневого слова толкования;
если толкуемое слово является членом словообразовательного гнезда, Толкование должно включать родственное слово;
если толкуемое слово имеет в системе языка синонимические и антонимические соответствия, их нужно использовать.
Работая над логической стороной толкования лексического значения, необходимо учитывать следующее:
толкование должно быть логико-семантическим аналогом лексического значения толкуемого слова.
Логическую адекватность обеспечивают синонимические, родовые и видовые толкования и все должны содержать конкретизирующую часть.
Объектом словотолкования могут быть лексические значения слова вне контекста, одно из значений или различные значения многозначного слова, употребленное в тексте, образное (переносное) значение слова (как языковое, так и речевое), лексические значения системно объединенных слов (синонимов, антонимов и т.п.) Например:
1. Найдите слова в переносном значении. Объясните их значения с помощью словаря.
1) – Эй, теленок, вставай! – толкнул он ногой Гаврика. (М. Горький.)
2) – Небось, не замерзнешь среди лета, суслик! – сурово сказал Ермаков. (М. Шолохов)
2. Объясните переносное значение слова в составе словосочетаний типа серебристый смех, гореть от стыда, зацепиться за мысль, лапыдуба, руки весны, крылья быстроты, проседь берез, сноп овсяных волос.
При объяснении смысла образных слов необходимо учитывать двуплановость, которая лежит в основе образности. Например, в строках Вс. Багрицкого: А кувшинки якорь бросили И желтеют вдалеке… Это – гимн далекой осени, Это – свежести букет. Оборот якорь бросили имеет метафорический образный смысл: кувшинки «распустили свои крупные листья и, словно судно на якоре прочно и уверенно, спокойно лежат на воде». Образ возникает на базе зрительных представлений. В словосочетании свежести букет слово букет также метафоризируется. Образ возникает на базе обонятельных ощущений: «запахи цветов, воды, влажного ветра, увядающих деревьев, влажной земли ощущается как один – прекрасный и удивительный – аромат уходящей осени». Упражнения, связанные с толкованием индивидуально-речевых переносных значений, следует отнести к упражнениям продуктивного типа в отличие от репродуктивных упражнений, связанных с толкованием языковых переносных значений. Упражнения на толкование значений слов могут дополняться заданиями на составление текста. Например: Опишите, как вы себе представляете тайфун (пустыню, фрегат, джунгли и т. п.) С помощью словаря определите значение слова. Сопоставьте значение слова, описанное в словаре, и ваше описание обозначаемого словом явления. Подобного типа задания ориентируют детей на описание образных представлений, связанных с восприятием тех или иных явлений и соответственно значений слов.
Анализ лексических средств текста.
Упражнения этого типа делятся на две группы в зависимости от того, какой текст – образцовый или негативный – предлагается для анализа по специально подготовленным вопросам и заданиям.
Анализ образцовых текстов.
Прочитайте отрывок из романа Достоевского «Преступление и наказание»
Проследите, как автор разнообразит языковые средства.
2) Как вы представляете себе картину, изображенную А. Пушкиным: ^ Вся комната янтарным блеском озарена…
При выполнении задания необходимо выделять смысловые оттенки, которые возникают в контексте.
Анализ и лексико-стилистическая правка негативного текста
Этот вид работы предполагает оценку употребленных в тексте лексических средств, развивает умение пользоваться соотносительными языковыми средствами с целью устранения обнаруженного недочета. Операция замены одной лексической единицы другой приводит к целесообразному конструированию фрагмента речи.
Материалом для этих упражнений служат главным образом сочинения студентов..
Вот основные из этих упражнений:
найти слово, употребленное в несвойственном ему значении;
заменить, добиваясь точности словоупотребления, выделенные слова синонимами или синонимами с образными значениями и т. п.
оценить сочинение, высказать свое мнение о нем.
Составление словосочетаний, предложений, текста.
Данный вид продуктивных упражнений содействует формированию умений свободного владения языковыми средствами, формированию навыков нормативного, точного, целесообразного словоупотребления и сочетания слов по смыслу.
Отличительным свойством художественной речи является образность. Приведите пример необычного поэтического образного выражения. Попробуйте описать звездное небо с помощью образных слов. Постарайтесь передать личные чувства, ощущения.
Расскажите о слове, истории развития его значений. Используйте словари и научно-популярную литературу.
На уроках литературы анализ средств языковой выразительности происходит при изучении стихотворений. Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями. Они должны охватить три основных раздела:
1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии);
2) поэтический синтаксис;
3) стихосложение (ритмические особенности стиха).
Освоение этих знаний всегда идет как бы по двум линиям. При чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность.
Теоретический материал должен даваться постепенно и в системе. Обычно вначале понятие вводится как рабочее, как термин. Затем постепенно происходит его обогащение. Ведь любые элементы поэтической речи или стиховой структуры (метафора, повтор как элемент поэтического синтаксиса и т. д.) индивидуальны у разных поэтов. Чем больше конкретных впечатлений и наблюдений у студентов , тем более емким становится для них уже освоенное понятие.
Конечно, изобретать новые методы и приемы каждый раз невозможно. В арсенале педагога постоянно сохраняются живое слово, выразительное чтение, словесное рисование, разнообразные формы и виды беседы, и т. д. Но важно, во-первых, чтобы учитель всегда думал о студентах , об их заинтересованности в том или ином методе, приеме, форме анализа; во-вторых, необходимо, чтобы методы и приемы соответствовали природе изучаемого поэтического явления и, в-третьих, чтобы они были гибкими, видоизменялись и усложнялись от произведения к произведению. Тогда они не будут выглядеть однообразно и трафаретно, а всегда останутся эффективными и интересными для студентов. Таким образом, методика работы над средствами языковой выразительности строится следующим образом: каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы.
Обнаружение слова в тексте; (так возникает познавательная задача);
Семантизация – (занесение в словарик, формирование понятий);
Выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы;
Введение новых слов в текст, свою речь, то есть их активизация, исправление допущенных ошибок.
Освоение знаний, развитие художественного мышления, эстетическое воспитание студентов при изучении лирики успешнее осуществляется в тех случаях, когда та или иная концепция, тот или иной вывод не даются им в готовом виде.
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(186) "Методическая разработка урока в 9 классе по теме "Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков""
["seo_title"] => string(115) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-v-9-klassie-po-tiemie-romansy-i-piesni-na-slova-russkikh-pisatieliei-19-20-viekov"
["file_id"] => string(6) "249901"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1446992277"
}
}