Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения по отрывку Ф.М.Достоевского "Униженные и оскорблённые"»
Методическая разработка урока в 9 классе
«Подготовка к написанию сжатого изложения по отрывку из романа Ф.М.Достоевского
«Униженные и оскорблённые».
ЦЕЛИ урока:
Познавательные:
а) повторить изученные основные речеведческие понятия (тема, основная мысль,
заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах, изобра-
зительно-выразительные средства и др.);
б) познакомить с новыми сведениями о жанровых признаках текста.
2. Практические:
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому
изложению в художественном стиле;
б) формировать умение видеть, анализировать, использовать жанровые признаки
текста.
3. Общепредметные:
а) воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-языковую личность, владеющую разными видами компетентности;
-способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самоутверждению,
самореализации (на основе содержания текста и в процессе работы с ним);
б) развивать логическое мышление во время анализа текста, развивать разные виды
речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), развивать разные
виды памяти (слуховую, зрительную, механическую, логическую, эмоциональ-
ную, ассоциативную), развивать волю, воображение;
в) формировать умение самостоятельно пополнять знания (во время написания
изложения пользоваться орфографическим словарём и справочниками).
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя. Вид творческой работы и особенности её выпол-
нения (сжатое изложение по тексту из художественного произведения ).
Краткие сведения о писателе. Ф.М.Достоевский (1821-1881) – один из самых
значительных и известных в мире русских писателей. Автор романов: «Бедные
люди », « Униженные и оскорблённые », « Преступление и наказание », « Игрок »,
«Идиот », « Бесы », « Братья Карамазовы ».
Перед чтением текста следует сказать, что учащиеся во время слушания и наблюдения
по тексту могут делать небольшие заметки в черновике.
Чтение текста учителем (отрывок из романа Ф.М.Достоевского « Униженные и
оскорблённые » часть первая, глава первая ).
«…Поравнявшись с кондитерской Миллера, я вдруг остановился как вкопанный и
стал смотреть на ту сторону улицы, как будто предчувствуя, что вот сейчас со мной
случится что-то необыкновенное, и в это-то самое мгновение на противоположной
стороне я увидел старика и его собаку. Я очень хорошо помню, что сердце моё
сжалось от какого-то неприятнейшего ощущения, и я сам не мог решить, какого рода
было это ощущение.
Старик своим медленным, слабым шагом, переставляя ноги, как будто палки, как
будто не сгибая их, сгорбившись и слегка ударяя тростью о плиты тротуара, прибли-
жался к кондитерской. В жизнь мою не встречал я такой странной, нелепой фигуры.
И прежде, до этой встречи, когда мы сходились с ним у Миллера, он всегда болезнен-
но поражал меня. Его высокий рост, сгорбленная спина, мёртвенное восьмидесяти-
летнее лицо, старое пальто, разорванное по швам, изломанная круглая двадцатилет- няя шляпа, прикрывавшая его обнажённую голову, на которой уцелел, на самом затыл-
ке, клочок уже не седых, а бело-жёлтых волос; все движения его, делавшиеся как-то
бессмысленно, как будто по заведённой пружине, - всё это невольно поражало всякого
встречавшего его в первый раз. Действительно, как-то странно было видеть такого отжив-
шего свой век старика, одного, без присмотра, тем более что он был похож на сумасшед-
шего, убежавшего от своих надзирателей. Поражала меня тоже его необыкновенная худоба: тела на нём почти не было, и как будто на кости его была наклеена только одна
кожа. Большие, но тусклые глаза его, вставленные в какие-то синие круги, всегда глядели
прямо перед собою: никогда в сторону и никогда ничего не видя, - я в этом уверен. Он
хоть и смотрел на вас, но шёл прямо на вас же, как будто перед ним пустое пространство.
Я это несколько раз замечал. У Миллера он начал являться недавно, неизвестно откуда и
всегда вместе с своей собакой.
Этой несчастной собаке, кажется, тоже было лет восемьдесят: да, это непременно должно было быть. Во-первых, с виду она была так стара, как не бывают никакие собаки,
а во-вторых, отчего же мне, с первого раза, как я её увидал, тотчас же пришло в голову,
что эта собака не может быть такая, как все собаки; что она – собака необыкновенная;
что в ней непременно должно быть что-то фантастическое, заколдованное; что это, может
быть, какой-нибудь Мефистофель в собачьем виде и что судьба её какими-то таинствен-
ными, неведомыми путями соединена с судьбою её хозяина. Глядя на неё, вы бы тотчас же согласились, что, наверно, прошло уже лет двадцать, как она в последний раз ела. Ху-
да она была, как скелет, или (чего же лучше? ) как её господин. Шерсть на неё почти вся
вылезла, тоже и на хвосте, который висел, как палка, всегда крепко поджатый. Длинно-
ухая голова угрюмо свешивалась вниз. В жизнь мою я не встречал такой противной собаки…»
БЕСЕДА И АНАЛИЗ ОТРЫВКА.
- Каковы ваши первые впечатления от текста? Что вам особенно запомнилось?
- В чём основное намерение автора?
- Какова тема текста?
- Какими словами выражена основная мысль? Поставьте на поле слева две буквы ОМ
напротив этого предложения.
- В каком стиле написан отрывок? Докажите.
- В каком жанре создано это произведение?
- Какой заголовок можно придумать к отрывку? Выберите заголовок и запишите на черновике.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.
- На сколько частей можно разделить текст? Пронумеруйте их. О чём идёт речь в каждой из них?
- Каким образом начинается каждая часть? Перескажите каждую часть отдельно.
- Определите тип речи. Докажите.
- В каждой части найдите опорные слова, подчеркните их.
- Составьте свой план отрывка.
Примерный план.
Предчувствие чего-то необыкновенного.
Старик.
приближение;
внешность;
отношение рассказчика к старику;
необыкновенная худоба;
глаза.
Собака.
стара;
необыкновенна;
худа;
шерсть.
СЖАТИЕ ТЕКСТА.
Подчеркните существенное в тексте, исключите дополнительную информацию, обоб-
щите однородные члены предложения. При записи текста возможно изменение структуры предложения, перестановка слов и изменение их формы.
ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА.
- Докажите, что текст написан в художественном стиле.
- Какие средства художественной выразительности вы нашли?
- Есть ли в тексте слова-сигналы памяти? Заключите их в овал.
- Какие предложения преобладают среди простых? Почему?
- Почему в тексте много обособленных членов предложения?