kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения по отрывку Ф.М.Достоевского "Униженные и оскорблённые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методическая разработка урока в 9 классе

«Подготовка к написанию сжатого изложения по отрывку из романа Ф.М.Достоевского

«Униженные и оскорблённые».

 

ЦЕЛИ урока:

1.Познавательные:

а) повторить изученные основные речеведческие понятия (тема, основная мысль,

   заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах, изобра-

   зительно-выразительные средства и др.);

б) познакомить с новыми сведениями о жанровых признаках текста.

2.  Практические:

      а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому

      изложению в художественном стиле;

      б) формировать умение видеть, анализировать, использовать жанровые признаки

      текста.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

        -интерес к предмету с помощью содержания текста;

        -языковую личность, владеющую разными видами компетентности;

        -способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самоутверждению,

         самореализации (на основе содержания текста и в процессе работы с ним);

б) развивать логическое мышление во время анализа текста, развивать разные виды

  речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), развивать разные

  виды памяти (слуховую, зрительную, механическую, логическую, эмоциональ-

  ную, ассоциативную), развивать волю, воображение;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания (во время написания

  изложения пользоваться орфографическим словарём и справочниками).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения по отрывку Ф.М.Достоевского "Униженные и оскорблённые"»

Методическая разработка урока в 9 классе

«Подготовка к написанию сжатого изложения по отрывку из романа Ф.М.Достоевского

«Униженные и оскорблённые».


ЦЕЛИ урока:

  1. Познавательные:

а) повторить изученные основные речеведческие понятия (тема, основная мысль,

заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах, изобра-

зительно-выразительные средства и др.);

б) познакомить с новыми сведениями о жанровых признаках текста.

2. Практические:

а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому

изложению в художественном стиле;

б) формировать умение видеть, анализировать, использовать жанровые признаки

текста.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

-интерес к предмету с помощью содержания текста;

-языковую личность, владеющую разными видами компетентности;

-способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самоутверждению,

самореализации (на основе содержания текста и в процессе работы с ним);

б) развивать логическое мышление во время анализа текста, развивать разные виды

речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), развивать разные

виды памяти (слуховую, зрительную, механическую, логическую, эмоциональ-

ную, ассоциативную), развивать волю, воображение;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания (во время написания

изложения пользоваться орфографическим словарём и справочниками).




ХОД УРОКА.


  1. Вступительное слово учителя. Вид творческой работы и особенности её выпол-

нения (сжатое изложение по тексту из художественного произведения ).

  1. Краткие сведения о писателе. Ф.М.Достоевский (1821-1881) – один из самых

значительных и известных в мире русских писателей. Автор романов: «Бедные

люди », « Униженные и оскорблённые », « Преступление и наказание », « Игрок »,

«Идиот », « Бесы », « Братья Карамазовы ».

Перед чтением текста следует сказать, что учащиеся во время слушания и наблюдения

по тексту могут делать небольшие заметки в черновике.

  1. Чтение текста учителем (отрывок из романа Ф.М.Достоевского « Униженные и

оскорблённые » часть первая, глава первая ).



«…Поравнявшись с кондитерской Миллера, я вдруг остановился как вкопанный и

стал смотреть на ту сторону улицы, как будто предчувствуя, что вот сейчас со мной

случится что-то необыкновенное, и в это-то самое мгновение на противоположной

стороне я увидел старика и его собаку. Я очень хорошо помню, что сердце моё



сжалось от какого-то неприятнейшего ощущения, и я сам не мог решить, какого рода

было это ощущение.

Старик своим медленным, слабым шагом, переставляя ноги, как будто палки, как

будто не сгибая их, сгорбившись и слегка ударяя тростью о плиты тротуара, прибли-

жался к кондитерской. В жизнь мою не встречал я такой странной, нелепой фигуры.

И прежде, до этой встречи, когда мы сходились с ним у Миллера, он всегда болезнен-

но поражал меня. Его высокий рост, сгорбленная спина, мёртвенное восьмидесяти-

летнее лицо, старое пальто, разорванное по швам, изломанная круглая двадцатилет- няя шляпа, прикрывавшая его обнажённую голову, на которой уцелел, на самом затыл-

ке, клочок уже не седых, а бело-жёлтых волос; все движения его, делавшиеся как-то

бессмысленно, как будто по заведённой пружине, - всё это невольно поражало всякого

встречавшего его в первый раз. Действительно, как-то странно было видеть такого отжив-

шего свой век старика, одного, без присмотра, тем более что он был похож на сумасшед-

шего, убежавшего от своих надзирателей. Поражала меня тоже его необыкновенная худоба: тела на нём почти не было, и как будто на кости его была наклеена только одна

кожа. Большие, но тусклые глаза его, вставленные в какие-то синие круги, всегда глядели

прямо перед собою: никогда в сторону и никогда ничего не видя, - я в этом уверен. Он

хоть и смотрел на вас, но шёл прямо на вас же, как будто перед ним пустое пространство.

Я это несколько раз замечал. У Миллера он начал являться недавно, неизвестно откуда и

всегда вместе с своей собакой.

Этой несчастной собаке, кажется, тоже было лет восемьдесят: да, это непременно должно было быть. Во-первых, с виду она была так стара, как не бывают никакие собаки,

а во-вторых, отчего же мне, с первого раза, как я её увидал, тотчас же пришло в голову,

что эта собака не может быть такая, как все собаки; что она – собака необыкновенная;

что в ней непременно должно быть что-то фантастическое, заколдованное; что это, может

быть, какой-нибудь Мефистофель в собачьем виде и что судьба её какими-то таинствен-

ными, неведомыми путями соединена с судьбою её хозяина. Глядя на неё, вы бы тотчас же согласились, что, наверно, прошло уже лет двадцать, как она в последний раз ела. Ху-

да она была, как скелет, или (чего же лучше? ) как её господин. Шерсть на неё почти вся

вылезла, тоже и на хвосте, который висел, как палка, всегда крепко поджатый. Длинно-

ухая голова угрюмо свешивалась вниз. В жизнь мою я не встречал такой противной собаки…»



  1. БЕСЕДА И АНАЛИЗ ОТРЫВКА.

- Каковы ваши первые впечатления от текста? Что вам особенно запомнилось?

- В чём основное намерение автора?

- Какова тема текста?

- Какими словами выражена основная мысль? Поставьте на поле слева две буквы ОМ

напротив этого предложения.

- В каком стиле написан отрывок? Докажите.

- В каком жанре создано это произведение?

- Какой заголовок можно придумать к отрывку? Выберите заголовок и запишите на черновике.



  1. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

- На сколько частей можно разделить текст? Пронумеруйте их. О чём идёт речь в каждой из них?

- Каким образом начинается каждая часть? Перескажите каждую часть отдельно.




- Определите тип речи. Докажите.

- В каждой части найдите опорные слова, подчеркните их.

- Составьте свой план отрывка.


Примерный план.

  1. Предчувствие чего-то необыкновенного.

  2. Старик.

    1. приближение;

    2. внешность;

    3. отношение рассказчика к старику;

    4. необыкновенная худоба;

    5. глаза.

  3. Собака.

    1. стара;

    2. необыкновенна;

    3. худа;

    4. шерсть.



  1. СЖАТИЕ ТЕКСТА.

Подчеркните существенное в тексте, исключите дополнительную информацию, обоб-

щите однородные члены предложения. При записи текста возможно изменение структуры предложения, перестановка слов и изменение их формы.



  1. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА.

- Докажите, что текст написан в художественном стиле.

- Какие средства художественной выразительности вы нашли?

- Есть ли в тексте слова-сигналы памяти? Заключите их в овал.

- Какие предложения преобладают среди простых? Почему?

- Почему в тексте много обособленных членов предложения?



  1. ПОЯСНЕНИЕ ТРУДНЫХ СЛОВ, записанных на доске.

Миллер, предчувствуя, тротуар, сумасшедший, Мефистофель.



  1. ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ ВСЕГО ОТРЫВКА, который затем убирается от учеников.

Схема и план могут оставаться на доске в зависимости от подготовленности класса.


  1. НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ.




.



.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Шишкина Юлия Юрьевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249898


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства