kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока в 9 классе по теме "Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков»

(1 урок)

Цели урока:

  1. Познавательные:

а) повторить изученные основные литературоведческие понятия (песня, припев, тема, идея, замысел автора, композиция, изобразительно-выразительные средства);

б) познакомить с новым понятием «романс».

                     2. Практические:

а) закрепить умение работать с литературоведческими понятиями;

б) формировать умение видеть, сопоставлять и анализировать понятия «песня» и «романс».

                     3. Общепредметные:

                     а) воспитывать:

                         -интерес к предмету с помощью содержания текстов и музыкального

                          сопровождения;

                         -языковую личность, владеющую разными видами компетентности;

                         -способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самоутверждению,

                          самореализации (на основе содержания текстов и в процессе работы с ними);

                   б) развивать логическое мышление во время анализа текстов, развивать разные

                        виды  речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), развивать

                        разные  виды памяти (слуховую, зрительную, механическую, логическую,

                        эмоциональную, ассоциативную), развивать волю, воображение;

                    в) формировать умение самостоятельно пополнять знания (во время подготовки

                         домашнего задания и пользования различными  справочниками).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 9 классе по теме "Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков"»

Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков»

(1 урок)

Цели урока:

  1. Познавательные:

а) повторить изученные основные литературоведческие понятия (песня, припев, тема, идея, замысел автора, композиция, изобразительно-выразительные средства);

б) познакомить с новым понятием «романс».

2. Практические:

а) закрепить умение работать с литературоведческими понятиями;

б) формировать умение видеть, сопоставлять и анализировать понятия «песня» и «романс».

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

-интерес к предмету с помощью содержания текстов и музыкального

сопровождения;

-языковую личность, владеющую разными видами компетентности;

-способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самоутверждению,

самореализации (на основе содержания текстов и в процессе работы с ними);

б) развивать логическое мышление во время анализа текстов, развивать разные

виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), развивать

разные виды памяти (слуховую, зрительную, механическую, логическую,

эмоциональную, ассоциативную), развивать волю, воображение;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания (во время подготовки

домашнего задания и пользования различными справочниками).



ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

Родина РОМАНСА – Испания, расцвет жанра происходит в 16-17 веках. Из Испании романс перекочевал в Англию и во Францию, а затем и в Россию. Под понятием «романс» у нас принято считать небольшое лирическое стихотворение напевного характера на любовную тему. У песни и романса много общего, но есть и отличия. Как Вы думаете какие?

Песня может быть написана на фольклорный текст без автора, а романс пишется только на литературный текст, созданный поэтом. Песня имеет припев, романс, как правило, нет.

Романс в России полюбили. Первые романсы появились в дворянской среде, со временем романсы стали проще, и романс стал достоянием разночинцев, мещан, простого люда, которые ценили в нём глубину чувства, искренность и сердечность. У романса появилось много разновидностей: усадебный, городской, мещанский, цыганский.

  1. Настало время послушать романс «Разуверение».

Автор романса - Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844), современник А.С.Пушкина. “Разуверение” увидело свет в 1821 году, а сочинено ещё раньше. И это юношеское сочинение содержит глубину умудрённого горького разочарования, выраженного с гениальной простотой чеканных строк, наполненных лирическими афоризмами, изрёченных в назидание влюбленным романтикам на все времена. Откуда в совсем юном сердце такая печаль и мудрость? И кто виновница “Разуверения”?

Баратынский - потомок древнего дворянского рода, сын генерала, рос в благословенном поместье Мара, Тамбовской губернии.

 Весной 1816 года родные Баратынского с ужасом узнали, что Евгений исключен из Пажеского корпуса по личному повелению царя за соучастие в краже. Исключен без права поступления на государственную службу. Это было невероятно, но это было так: Баратынского втянули в проступок, нелепый и бессмысленный; украденные деньги пажи тут же, как сказано в обвинительном рапорте, “прокатали и пролакомили”. Последствия всего этого были катастрофическими для карьеры Баратынского, но прежде всего для его нравственного, духовного мира. Он тяжко пережил внутреннюю драму, ужаснулся содеянному, был близок к самоубийству, жаждал очищения и прощения и надолго скрылся в родные места, туда, где прошло его детство.
       Только в 1818 году вернулся он в Петербург, чтобы начать службу рядовым в одном из петербургских полков. В Петербурге Баратынский нашёл новых друзей: Дельвига, Пушкина и Кюхельбекера. Дружба с замечательными поэтами, собственные творческие опыты возвращали Баратынскому самоуважение и залечивали его нравственные раны.
       Вскоре и было написано “Разуверение” под впечатлением первой юношеской влюблённости в кузину Вареньку Кучину. Евгений виделся с Варенькой, когда жил в родовом поместье после исключения из Пажеского корпуса, гулял с нею, иногда они вместе обедали. Скорей всего, “Разуверение” и другие стихи Баратынского были продиктованы не столько разочарованием в любви, сколько разочарованием … в самом себе.

 Музыка Михаила Глинки выявила и этот второй, сокровенный смысл “Разуверения” Баратынского. Романс был создан в 1925 году и стал не только первым удачным романсом молодого композитора, но и первым русским классическим романсом, сохранившим высочайшую популярность до наших дней. Романс стал настолько популярен, что стихотворение Баратынского оказалось как бы отодвинутым им на второй план. И даже название оригинала "Разуверение" редко вспоминается, заменённое первой строчкой романса "Не искушай меня без нужды".



  1. А теперь послушаем романс «Я встретил вас…» ( звучит аудиозапись романса в исполнении И.С.Козловского).

Эти строки принадлежат поэту Федору Тютчеву, а посвящены они Амалии Лерхенфельд. В русскую миссию в Мюнхене прибыл молодой дипломат Федор Тютчев. Ему 18 лет. Он успел за два года окончить Московский университет. На одном из светских раутов Тютчев встречает очаровательную Амалию Лерхенфельд, побочную дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III. Амалия поразила Тютчева своей красотой, образованностью, глубиной чувств. Тютчев околдован и очарован.

Однако в 1826 году он женится на Элеоноре Петерсон, а Амалия становится женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона Крюденера. Шли годы. Баронесса Крюденер блистает на петербургских балах, Тютчев продолжает свою дипломатическую карьеру. Живя вдали от русской столицы, в письмах к друзьям он всегда спрашивает о госпоже Крюденер. Он беспокоится: счастлива ли она так, как того заслуживает? В 1836 году Тютчев передает через нее рукопись своих стихов, которым сам автор не придает высокого значения. Но эти стихи вызвали восторг у самого Пушкина и были опубликованы в пушкинском "Современнике". И среди них стихи, посвященные Амалии:



Я помню время золотое

Я помню сердцу милый край,

День вечерел, мы были двое,

Внизу в тени шумел Дунай...



После смерти своей первой жены Тютчев женился во второй раз. Он уже отец большого семейства. Любовь всегда была для Тютчева "поединком роковым". Ему было 47, когда его любовь вызвала ответное и сильное чувство совсем молоденькой девушки Елены Денисьевой. Она пожертвовала всем ради любимого: не только "свет" отвернулся от нее, от нее отвернулся родной отец. В этом трагическом союзе, не признанном ни людьми, ни церковью, Денисьева родила ему троих детей. Эта мучительная любовь длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, которая сошла в могилу от чахотки. Тютчев писал:



О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте своей

Мы то всего вернее губим

Что сердцу нашему милей!...



Тютчеву 67, он едет на лечение в скучный Карлсбад, и вдруг – новая встреча с Амалией. Казалось бы, встретились два старых человека – все прошло, все в прошлом, но ...



Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло...



…Многие композиторы писали музыку на эти стихи. Но у нас на слуху та мелодия, которую нам даровал Иван Семенович Козловский – он сделал аранжировку и записал этот романс. Долгое время считалось, что автор этой музыки неизвестен, но были найдены ноты – сборник произведений Л.Д. Малашкина, знакомого нам по романсу "О, если б мог выразить в звуке...". Иван Козловский поет мелодию, похожую на ту, которую написал Малашкин к стихам "Я встретил вас", почти ставшую народной мелодией.

  1. Послушаем романс «Средь шумного бала».

Многие помнят эти стихи Алексея Константиновича Толстого (1817–1875) и сливающуюся с ними мелодию романса Чайковского. Но далеко не все знают, что за стихотворением стоят живые события: начало необыкновенной романтической любви.

Впервые они повстречались на бале-маскараде зимой 1850–51 года в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. С детских лет он избран был товарищем игр цесаревича и, скрытно тяготясь этим, исправно нёс бремя избранности. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться и рассеяться. В светской толпе он почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Завораживал её голос — густое контральто.
Они говорили недолго: суета пёстрого бала-маскарада разлучала их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолётных суждений. Она, конечно, узнала его. Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску... Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его. Но что было бы с ним, и с ними обоими, если б она не приехала тогда на тот бал? Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения.

Спустя несколько дней Толстой получил от незнакомки приглашение. Прибыв по указанному адресу, поэт наконец увидел лицо Софьи Андреевны Миллер (в девичестве Бахметевой) — своей будущей жены, «артистического эха», музы и критика. Современники неоднозначно оценивали внешность этой женщины («она не была хорошенькой и с первого взгляда могла привлечь внимание разве что в маске»), но Миллер отличалась женственностью, в её взгляде чувствовался ум. С этого момента почти вся любовная лирика Толстого посвящалась ей; в литературоведении адресованные Софье Андреевне стихи получили название «миллеровский цикл».
Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нём ничего не придумано, всё так, как было. Оно полно реальных примет, документально, как репортаж. Только это «репортаж», излившийся из сердца поэта и потому ставший лирическим шедевром. И прибавивший ещё один бессмертный портрет к галерее «муз русских романсов».

  1. Домашнее задание. Подготовить сообщение на тему «История одного романса».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Шишкина Юлия Юрьевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методическая разработка урока в 9 классе по теме "Песни на слова русских писателей 20 века""
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-v-9-klassie-po-tiemie-piesni-na-slova-russkikh-pisatieliei-20-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "249908"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446992793"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сергей Есенин. Жизнь и творчество "
    ["seo_title"] => string(39) "sierghiei-iesienin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "181526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425368120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства