Методическая разработка урока по теме: "Лексика исконная и заимствованная"
Методическая разработка урока по теме: "Лексика исконная и заимствованная"
Методическая разработка урока
Решаемые учебные проблемы:
1 Проследить историю проникновения иноязычной лексики в русский язык.
2 Формировать культуру работы с орфоэпическими, толковыми словарями для повышения мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности.
3 Создать условия для формирования умения употреблять термины при анализе языковых явлений.
Задачи для учеников:
Совершенствование навыков исследовательской деятельности и навыков работы с информацией.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознание этнической принадлежности, знание языка и культурного наследия своего и других народов.
Формирование целостного мировоззрения.
Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной, исследовательской, творческой деятельности.
Развитие основ экологической, эстетической культуры, восприятие культуры народов мира.
Предметные:
Уточнение значения слов, их происхождения и образования, функционирования в русском языке.
Формирование устной культуры речи.
Предотвращение речевых и грамматических ошибок.
Повышение орфографической грамотности.
Совместное повышение коммуникативной и культурной компетенций.
Развитие речевой выразительности, языкового чутья.
Метапредметные
-развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи познавательной деятельности
-формирование смыслового чтения с целью объяснения языковых явлений, процессов. Связей.
-развитие навыка логических рассуждений, умения делать умозаключения и выводы
-формирование умения осознанного использования речевых средств при выражении различных чувств
-планирование и регуляция своей деятельности при совместном выполнении какой-либо задачи для эффективного сотрудничества.
Учебный материал урока:
Словари, учебник, приложения
Формы работы:
Индивидуальная, групповая, в парах.
Виды деятельности:
Работа с эпиграфом, различными словарями. Ответы на вопросы учебника, формулирование собственных вопросов по теме, работа с лингвистической статьей. Сопоставление лексики в тематических группах, публичное выступление.
Ученики читают рассказ Зощенко «Обезьяний язык» ( ученики перед каждым уроком читают книгу, которую выбрали для домашнего чтения, на данном уроке у всех текст одинаковый)
-Легко ли было понять прочитанное, значение каких слов вам бы хотелось узнать, какой словарь нужен?
Задание: подумать, в каком словаре можно узнать значение этих слов, выписать слова, определить их значение по словарю (мобильный кабинет).
Пленарное-публичное, происходящее при всех участниках организации.
Кворум-достаточное число участников для принятия решения
Перманентно-непрерывно, постоянно
Индустрия-промышленность.
Подсекция-подразделение, часть
Дискуссия по результатам практической работы:
-Что вызывает смех?
-Как бы вы прокомментировали первое и последнее предложения?(«Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Трудно, товарищи, говорить по-русски»)
У писателя Аркадия Бухова есть рассказ «Искусство портить бумагу», послушайте стихотворение оттуда
Романс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: "Лексика исконная и заимствованная"»
Лексика исконная и заимствованная.
Решаемые учебные проблемы:
1 Проследить историю проникновения иноязычной лексики в русский язык.
2 Формировать культуру работы с орфоэпическими, толковыми словарями для повышения мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности.
3 Создать условия для формирования умения употреблять термины при анализе языковых явлений.
Задачи для учеников:
Совершенствование навыков исследовательской деятельности и навыков работы с информацией.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознание этнической принадлежности, знание языка и культурного наследия своего и других народов.
Формирование целостного мировоззрения.
Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной, исследовательской, творческой деятельности.
Развитие основ экологической, эстетической культуры, восприятие культуры народов мира.
Предметные:
Уточнение значения слов, их происхождения и образования, функционирования в русском языке.
Формирование устной культуры речи.
Предотвращение речевых и грамматических ошибок.
Повышение орфографической грамотности.
Совместное повышение коммуникативной и культурной компетенций.
Развитие речевой выразительности, языкового чутья.
Метапредметные
-развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи познавательной деятельности
-формирование смыслового чтения с целью объяснения языковых явлений, процессов. Связей.
-развитие навыка логических рассуждений, умения делать умозаключения и выводы
-формирование умения осознанного использования речевых средств при выражении различных чувств
-планирование и регуляция своей деятельности при совместном выполнении какой-либо задачи для эффективного сотрудничества.
Учебный материал урока:
Словари, учебник, приложения
Формы работы:
Индивидуальная, групповая, в парах.
Виды деятельности:
Работа с эпиграфом, различными словарями. Ответы на вопросы учебника, формулирование собственных вопросов по теме , работа с лингвистической статьей. Сопоставление лексики в тематических группах, публичное выступление.
Ученики читают рассказ Зощенко «Обезьяний язык» ( ученики перед каждым уроком читают книгу, которую выбрали для домашнего чтения, на данном уроке у всех текст одинаковый)
-Легко ли было понять прочитанное , значение каких слов вам бы хотелось узнать, какой словарь нужен?
Задание: подумать, в каком словаре можно узнать значение этих слов, выписать слова, определить их значение по словарю (мобильный кабинет).
Пленарное-публичное, происходящее при всех участниках организации.
Кворум-достаточное число участников для принятия решения
Перманентно-непрерывно, постоянно
Индустрия-промышленность.
Подсекция-подразделение, часть
Дискуссия по результатам практической работы:
-Что вызывает смех?
-Как бы вы прокомментировали первое и последнее предложения?(«Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Трудно, товарищи, говорить по-русски»)
У писателя Аркадия Бухова есть рассказ «Искусство портить бумагу», послушайте стихотворение оттуда
Романс.
Нависала с неба балюстрада
Над крылами нежных клавесин,
Выходила тихая мансарда
Доедать последний апельсин.
-Попробуйте «перевести» стихотворение.
После работы в группе со словарями « переводчиков» , « поэты» читают получившиеся варианты.
(4 ученика получили задание найти в словаре значение слов, 1 все обобщает)
Нависало с неба невысокое ограждение
Над крылами музыкального инструмента,
Выходило тихое жилое помещение, расположенное под крышей,
Доедать последнее китайское яблоко.
Анализ проделанной работы и эпиграфа.
Актуализация ранее полученных знаний.
Оба писателя пострадали во времена сталинских репрессий: Зощенко исключили из союза писателей, Бухова расстреляли. Чего же так испугался Сталин?
-Варианты ответов.
Оба эти писателя хотели, чтобы люди научились красиво говорить. Человек, который говорит правильно, чувствует себя внутренне свободным, им очень тяжело манипулировать, управлять.
Вот и мы с вами попробуем научиться говорить правильно. А что нужно было знать героям прочитанных произведений , какой совет вы бы им дали?
Сформулируйте тему урока.
- Лексика заимствованная .
-А куда она заимствуется, в какую лексику? Попробуйте еще раз сформулировать тему.
-Лексика исконная и заимствованная.
Беседа:
-Какая лексика составляет словарный запас языка?
-Из каких групп слов складывается исконная (существовавшая издавна, искони) лексика русского языка?
-Какие исконные русские слова являются одновременно и индоевропейскими, и общеславянскими, и восточнославянскими? Приведите примеры из схемы.
-Какие слова есть в восточнославянских языках, но отсутствуют в других славянских языках?
-Из каких языков русский язык заимствовал слова? Знаете ли вы заимствованные слова, которые появились в русском языке в последнее время?
Исконная лексика
Заимствованная
Слова только русские: лошадь, крестьянин, хороший, бросать.
Стр. 103 Задание: прочитайте текст, какие ответы на вопросы к схеме вы уточнили после его прочтения?
Подготовьте свои вопросы к беседе о формировании словарного запаса русского языка.
Давайте снова вернемся к слову апельсин, проследите по словарю историю его заимствования.
(из голландского, где appelsien буквально означает «китайское яблоко», а голландским языком заимствовано из французского и представляет собой кальку франц. Pomme de Chine от фр. Pomme-яблоко, de-из, Chine-Китай.
-Что можно добавить в ответы упр. 22 после анализа словарной статьи?
Через старославянский пришло много калек с греческого
Игра «кто больше» (сложные слова)
1 вариант благо-
2 вариант добро-
3 вариант-досто-
Упр 23
-Определите самостоятельно, из каких языков заимствованы слова.
Проверьте себя по словарю иностранных слов или этимологическому.
Найдите в рубрике «Лингвистическая кладовая» информацию об этих словарях.
Работа в паре. Запишите слова , заимствованные из каждого языка, разделив их на тематические группы. Подчеркните орфограммы, укажите род. Сопоставьте названия и состав тематических групп.
Диктант «До первой ошибки»:составьте словарную диктовку из 10 слов-заимствований
- Что можно рассказать о стране на основе заимствований из ее языка?
Упр.24.
-Сопоставьте употребление слова семья в примерах из древнерусских текстов и в современном русском языке, сделайте выводы о том, как менялось значение слова
-Уточните по толковому словарю, какие значения есть у слова в современном русском языке.
-Послушайте текст и сопоставьте свои выводы с точкой зрения известного ученого.
Домашнее задание:
-Напишите небольшое сочинение на тему «Что значит слово «семья» в русском языке?». Используйте в сочинении слова из игры «Кто больше»
Рефлексия:
Подведем итоги проделанной работы.
Сопоставим поставленные задачи с их выполнением, дадим оценку работы класса, отдельных учеников.