kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме: "Лексика исконная и заимствованная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Решаемые учебные проблемы:

1 Проследить историю проникновения иноязычной лексики в русский язык.

2 Формировать культуру работы с орфоэпическими, толковыми словарями для  повышения мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности.

3 Создать условия для формирования умения употреблять термины  при анализе языковых явлений.

Задачи для учеников:

Совершенствование навыков исследовательской деятельности и навыков работы с информацией.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осознание этнической принадлежности, знание языка и культурного наследия своего и других народов.

Формирование целостного мировоззрения.

Формирование  коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в  процессе  образовательной, исследовательской, творческой деятельности.

Развитие основ экологической, эстетической культуры, восприятие культуры народов мира.

Предметные:

Уточнение значения слов, их происхождения и образования, функционирования в русском языке.

Формирование устной культуры речи.

Предотвращение речевых и грамматических ошибок.

Повышение орфографической грамотности.

Совместное повышение коммуникативной и культурной компетенций.

Развитие речевой выразительности, языкового чутья.

Метапредметные

-развитие умения  самостоятельно определять  цели своего обучения, ставить новые задачи познавательной деятельности

-формирование смыслового чтения с целью объяснения языковых явлений, процессов. Связей.

-развитие навыка логических рассуждений, умения делать умозаключения и выводы

-формирование умения осознанного использования речевых средств при выражении различных чувств

-планирование и регуляция своей деятельности при совместном выполнении какой-либо задачи для эффективного сотрудничества.

Учебный материал урока:

Словари, учебник, приложения

Формы работы:

Индивидуальная, групповая, в парах.

Виды деятельности:

Работа с эпиграфом, различными словарями. Ответы на вопросы учебника, формулирование собственных вопросов по теме, работа с лингвистической статьей. Сопоставление лексики в тематических группах, публичное выступление.

Тип урока:

 Комбинированный., поисково-исследовательский.

Оборудование: мобильный кабинет, словари, планшеты.

Межпредметные связи:

Литература, история.

                                            Ход урока:

Вхождение в тему урока.

                                                                                              Как человека можно распознать по его обществу,

                                                                                              в котором он вращается, так о нем можно судить

                                                                                               по его языку, которым он выражается.

                                                                                                                                           Д.Свифт.

Ученики читают рассказ Зощенко  «Обезьяний язык» ( ученики перед каждым уроком читают книгу, которую выбрали для домашнего чтения, на данном уроке у всех текст одинаковый)

-Легко ли было понять прочитанное, значение каких слов вам бы хотелось узнать, какой словарь нужен?

Задание:  подумать, в каком словаре можно узнать  значение  этих слов, выписать слова, определить их значение по словарю (мобильный кабинет).

Пленарное-публичное, происходящее при всех участниках организации.

Кворум-достаточное число участников для принятия решения

Перманентно-непрерывно, постоянно

Индустрия-промышленность.

Подсекция-подразделение, часть

Дискуссия по результатам практической работы:

-Что вызывает смех?

-Как бы вы прокомментировали первое и последнее предложения?(«Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Трудно, товарищи, говорить по-русски»)

У писателя Аркадия Бухова есть рассказ «Искусство портить бумагу», послушайте стихотворение оттуда

                                                                                       Романс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: "Лексика исконная и заимствованная"»

Лексика исконная и заимствованная.



Решаемые учебные проблемы:



1 Проследить историю проникновения иноязычной лексики в русский язык.

2 Формировать культуру работы с орфоэпическими, толковыми словарями для повышения мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности.

3 Создать условия для формирования умения употреблять термины при анализе языковых явлений.

Задачи для учеников:

Совершенствование навыков исследовательской деятельности и навыков работы с информацией.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осознание этнической принадлежности, знание языка и культурного наследия своего и других народов.

Формирование целостного мировоззрения.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной, исследовательской, творческой деятельности.

Развитие основ экологической, эстетической культуры, восприятие культуры народов мира.

Предметные:

Уточнение значения слов, их происхождения и образования, функционирования в русском языке.

Формирование устной культуры речи.

Предотвращение речевых и грамматических ошибок.

Повышение орфографической грамотности.

Совместное повышение коммуникативной и культурной компетенций.

Развитие речевой выразительности, языкового чутья.

Метапредметные

-развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи познавательной деятельности

-формирование смыслового чтения с целью объяснения языковых явлений, процессов. Связей.

-развитие навыка логических рассуждений, умения делать умозаключения и выводы

-формирование умения осознанного использования речевых средств при выражении различных чувств

-планирование и регуляция своей деятельности при совместном выполнении какой-либо задачи для эффективного сотрудничества.

Учебный материал урока:

Словари, учебник, приложения

Формы работы:

Индивидуальная, групповая, в парах.

Виды деятельности:

Работа с эпиграфом, различными словарями. Ответы на вопросы учебника, формулирование собственных вопросов по теме , работа с лингвистической статьей. Сопоставление лексики в тематических группах, публичное выступление.

Тип урока:

Комбинированный., поисково-исследовательский.

Оборудование: мобильный кабинет, словари , планшеты.

Межпредметные связи:

Литература, история.

Ход урока:

Вхождение в тему урока.

Как человека можно распознать по его обществу,

в котором он вращается, так о нем можно судить

по его языку, которым он выражается.

Д.Свифт.

Ученики читают рассказ Зощенко «Обезьяний язык» ( ученики перед каждым уроком читают книгу, которую выбрали для домашнего чтения, на данном уроке у всех текст одинаковый)

-Легко ли было понять прочитанное , значение каких слов вам бы хотелось узнать, какой словарь нужен?

Задание: подумать, в каком словаре можно узнать значение этих слов, выписать слова, определить их значение по словарю (мобильный кабинет).



Пленарное-публичное, происходящее при всех участниках организации.

Кворум-достаточное число участников для принятия решения

Перманентно-непрерывно, постоянно

Индустрия-промышленность.

Подсекция-подразделение, часть

Дискуссия по результатам практической работы:

-Что вызывает смех?

-Как бы вы прокомментировали первое и последнее предложения?(«Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Трудно, товарищи, говорить по-русски»)

У писателя Аркадия Бухова есть рассказ «Искусство портить бумагу», послушайте стихотворение оттуда

Романс.

Нависала с неба балюстрада

Над крылами нежных клавесин,

Выходила тихая мансарда

Доедать последний апельсин.

-Попробуйте «перевести» стихотворение.

После работы в группе со словарями « переводчиков» , « поэты» читают получившиеся варианты.

(4 ученика получили задание найти в словаре значение слов, 1 все обобщает)



Нависало с неба невысокое ограждение

Над крылами музыкального инструмента,

Выходило тихое жилое помещение, расположенное под крышей,

Доедать последнее китайское яблоко.

Анализ проделанной работы и эпиграфа.



Актуализация ранее полученных знаний.

Оба писателя пострадали во времена сталинских репрессий: Зощенко исключили из союза писателей, Бухова расстреляли. Чего же так испугался Сталин?

-Варианты ответов.

Оба эти писателя хотели, чтобы люди научились красиво говорить. Человек, который говорит правильно, чувствует себя внутренне свободным, им очень тяжело манипулировать, управлять.

Вот и мы с вами попробуем научиться говорить правильно. А что нужно было знать героям прочитанных произведений , какой совет вы бы им дали?

Сформулируйте тему урока.

- Лексика заимствованная .

-А куда она заимствуется, в какую лексику? Попробуйте еще раз сформулировать тему.

-Лексика исконная и заимствованная.

Беседа:

-Какая лексика составляет словарный запас языка?

-Из каких групп слов складывается исконная (существовавшая издавна, искони) лексика русского языка?

-Какие исконные русские слова являются одновременно и индоевропейскими, и общеславянскими, и восточнославянскими? Приведите примеры из схемы.

-Какие слова есть в восточнославянских языках, но отсутствуют в других славянских языках?

-Из каких языков русский язык заимствовал слова? Знаете ли вы заимствованные слова, которые появились в русском языке в последнее время?

Исконная лексика

Заимствованная

Слова только русские: лошадь, крестьянин, хороший, бросать.

Старославянизмы: врата, град, уста, священник, благодать

Слова, общие для все славянских языков : сорок, девяносто, семья, белка, собака, ковш, дешевый.

Из славянских языков: квартира, миндаль, бублик, каштан, борщ, детвора.

Слова, общие для всех славянских языков: голова, дом, белый, кидать

Из неславянских языков: атаман, сельдь, лагерь, актер, футбол, тайфун, тетрадь, школа,экзамен.

Слова, общие для индоевропейских языков: я, ты, мать, брат, сестра, жена, муж, огонь, небо, волк.




Стр. 103 Задание: прочитайте текст, какие ответы на вопросы к схеме вы уточнили после его прочтения?

Подготовьте свои вопросы к беседе о формировании словарного запаса русского языка.

Давайте снова вернемся к слову апельсин, проследите по словарю историю его заимствования.

(из голландского, где appelsien буквально означает «китайское яблоко», а голландским языком заимствовано из французского и представляет собой кальку франц. Pomme de Chine от фр. Pomme-яблоко, de-из, Chine-Китай.

-Что можно добавить в ответы упр. 22 после анализа словарной статьи?

Через старославянский пришло много калек с греческого

Игра «кто больше» (сложные слова)

1 вариант благо-

2 вариант добро-

3 вариант-досто-

Упр 23

-Определите самостоятельно, из каких языков заимствованы слова.

Проверьте себя по словарю иностранных слов или этимологическому.

Найдите в рубрике «Лингвистическая кладовая» информацию об этих словарях.

Работа в паре. Запишите слова , заимствованные из каждого языка, разделив их на тематические группы. Подчеркните орфограммы, укажите род. Сопоставьте названия и состав тематических групп.

Диктант «До первой ошибки»:составьте словарную диктовку из 10 слов-заимствований

1 вариант- скандинавские: абажур, сельдь, фаэтон, скафандр…

2 вариант-финно-угорские: камбала, пельмени, салака , навага…

3 вариант-тюркские: атаман, барабан, кирпич, ярлык, шашлык, баклажан…

4 вариант-арабские и персидские: арбуз, базар, чемодан, кровать, лампада, лимон…

Работа в группе

Латынь (язык Древнего Рима VI век до н.э.-Vн.э. )

План:

1 научные, политические термины ( инерция)

2 собственные личные имена (Марина)

3 «шуточные» оценочные слова ( по образцу) (свинтус)

4 переосмысленные позднее ( поганый-paganus-«деревня, село»)



Немецкий (XVII-XVIII век)

План:

1 военная лексика (солдат)

2 ремесла, техника (слесарь)

3 шахматы(гроссмейстер)

4 одежда, быт (галстук, тарелка, танец, гоголь-моголь, курорт.

5 XX век: полицай, шлягер, мотороллер.

Голландский, французский, английский, итальянский, испанский.

- Что можно рассказать о стране на основе заимствований из ее языка?

Упр.24.

-Сопоставьте употребление слова семья в примерах из древнерусских текстов и в современном русском языке, сделайте выводы о том, как менялось значение слова

-Уточните по толковому словарю, какие значения есть у слова в современном русском языке.

-Послушайте текст и сопоставьте свои выводы с точкой зрения известного ученого.

Домашнее задание:

-Напишите небольшое сочинение на тему «Что значит слово «семья» в русском языке?». Используйте в сочинении слова из игры «Кто больше»

Рефлексия:

Подведем итоги проделанной работы.

Сопоставим поставленные задачи с их выполнением, дадим оценку работы класса, отдельных учеников.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по теме: "Лексика исконная и заимствованная"

Автор: Батеенкова Светлана Александровна

Дата: 07.02.2017

Номер свидетельства: 389020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства