Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка 5-9 класс»
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка* показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи. Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»**.
* Леонтьев А.А. и др. Методические основы согласования стандартов по русскому языку для общего среднего и высшего образования. – М., 1998 (рукопись). ** «Школа 2100». Образовательная программа и пути ее реализации. – М.: Баласс, 1999, с. 20–25.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности. Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип. В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина*) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».
* Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для начальной школы. – В кн.: «Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М., Баласс, 2004, с. 189.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений. – Формирование у учащихся языковой интуиции. – Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений. – Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст. – Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка). – Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста. – Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста. – Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи. – Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю. Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах. Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира. Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы*.
* См.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая Азбука. – М., Баласс, 1996–2003; Русский язык (первые уроки). – М., Баласс, 1997–2003; Русский язык, 2, 3, 4-й кл. – М., Баласс, 1997–2003.
Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией, знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; все остальные, частные и конкретные, знания выводятся из этих общих знаний как из своей единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе*. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.
* См.: Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. – М., Педагогика, 1990.
На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы*.
* См. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с детьми. – М., 2002.
Структура курса русского языка в 5–9-м классах Курс подразделяется на две части: 1) 5–7-й классы; 2) 8–9-й классы. В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово. Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматиче-ское значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок. Основная часть курса 5–7-й кл. содержит следующие темы: – слова со значением «предмет»; – слова со значением «действие» или «состояние»; – слова со значением «количество»; – слова со значением «признак»; – слова со значением «признак признака»; – слова со значением «признак действия»; – слова со значением «дополнительное действие». Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком. Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами. В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка. Материал излагается линейно. Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи. Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно. В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи. В связи с решением Правительства РФ о переходе в 2007 г. на 12-летнее обучение часть данной программы дана в двух вариантах: 1) 8–9-й классы (для девятилетней основной школы), 2) 8–10-й классы (для десятилетней основной школы).
Содержание программы
5-й класс (204 ч)
Роль языка в жизни общества. Красота, выразительность и эстетические возможности русской речи
Слово в языке и речи
(повторение и углубление курса начальной школы)
Слово и его звуковая оболочка. Звуки языка, гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные). Обозначение звуков на письме. Алфавит. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме. Слог, слогоделение. Ударение. Орфограмма. Опознавательные признаки орфограммы. Условия выбора орфограммы. Орфографический словарь. Нормы произношения звуков речи. Орфоэпический словарь. Орфограмма – буквы о–ё после шипящих в корне слова. Вклад В.К. Тредиаковского в развитие отечественной фонетики и орфоэпии (ознакомление). Слово и его лексическое значение. • Лексика. Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова: объяснение в толковом словаре, синонимия, антонимия; через значение морфем, составляющих слово. Толковый словарь. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова и омонимы. Вклад В.И. Даля в развитие русской лексикологии и лексикографики (ознакомление). Синонимы. Словарь синонимов. Синонимы стилистически нейтральные и стилистически окрашенные (наблюдение). Антонимы. Словарь антонимов. • Морфемика. Словообразование. Морфема – значимая часть слова. Основа как носитель лексического значения слова. Корень слова как основной носитель лексического значения слова. Чередование гласных и согласных в корне. Правописание безударных гласных в корне: 1) проверяемых ударением; 2) не проверяемых ударением. Правописание корней с чередованием гласных (-лаг- – -лож-, -рос- – -раст- (-ращ-), -гар- – -гор-, -зар- – -зор-). Значения приставок и суффиксов как составляющих компонентов лексического значения слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Значение приставок пре-/при-. Буквы е–и в приставках пре-/при-. Буквы з, с на конце приставок. Буквы ы, и после приставок. Значения суффиксов. Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение). Правописание сложных слов. Сложносокращенные слова. Правописание сложносокращенных слов. • Грамматическое значение слова. Окончание как одно из средств выражения грамматического значения слова. Форма слова. Морфологические признаки слов. Часть речи как группа слов, имеющих: 1) одно и то же общее грамматическое значение; 2) одни и те же морфологические и синтаксические признаки. Знаменательные и служебные части речи, функции служебных слов. Междометия. Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественной науки о языке (ознакомление). Слово в предложении. Номинативная функция слова и словосочетания, коммуникативная функция предложения. Интонация, смысловая роль интонации. Сочинительная связь между словами. Подчинительная связь между словами. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Функция словосочетания. Слово как член предложения. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусоставные предложения (ознакомление). Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложение распространенное и нераспространенное. Понятие смыслового отрезка, требующего пунктуационного оформления. Однородные члены предложения. Интонация перечисления. Знаки препинания при однородных членах предложения. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами. Обращение как смысловой отрезок предложения. Интонация при обращениях. Знаки препинания в предложении с обращениями. Вводные слова как смысловой отрезок предложения, их функция (ознакомление). Основные группы вводных слов (ознакомление). Интонация при вводных словах. Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения. Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложение (ознакомление). Интонация как средство связи частей сложного предложения, смысловая функция интонации. Запятая между частями сложного предложения. Слово в тексте.
Развитие речи*
* Последовательность работы над речеведческими понятиями определяется логикой расположения учебного материала по русскому языку. Перечень понятий и видов работы дан в программе последовательно, без «привязки» к конкретным темам раздела «Повторение и углубление курса начальной школы».
• Текст и его признаки. Тема. Основная мысль. Развитие мысли в тексте. Заголовок. Ключевые слова. Деление текста на абзацы. Простой план текста. • Типы речи – повествование, описание, рассуждение и их основные особенности. Текст-описание. Подробное изложение текста-описания. Сочинение-описание пейзажа по личным наблюдениям. Сочинение-описание пейзажа по картине. Текст-повествование. Подробное изложение текста-повествования. • Разговорный и книжные стили речи. Слово как носитель стилистических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашенные. Научный и художественный стили речи (задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства). Учебно-научный текст. Изучающее и ознакомительное чтение. • Монологическая и диалогическая речь. Оформление диалога на письме.
Знаменательные (самостоятельные) слова Слова со значением «предмет»
Имя существительное в языке и речи. • Имя существительное как часть речи. Лексическое значение имен существительных. • Общее грамматическое значение имени существительного. Понимание «предмета» в широком и узком значении. Грамматическое понятие «предмет». Опредмеченные признак, действие. Способы образования имен существительных (морфологические и сложение). Гласные в суффиксах имен существительных -ек-/-ик-. Буквы ч, щ в суффиксе имен существительных -чик- (-щик-). Буквы о/е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных. • Морфологические признаки имен существительных. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Имена существительные собственные/нарицательные, одушевленные/неодушевленные. Большая буква в именах собственных; выделение имен собственных кавычками. Род имен существительных. Существительные общего рода. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Существительные, имеющие форму только единственного числа. Падеж. Именительный падеж единственного числа как начальная, словарная форма имени. Косвенные падежи. Склонение имен существительных. Типы склонения. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных. Особенности склонения имен существительных на -ия, -ий, -ие. • Сочетательные возможности имен существительных. Лексическая сочетаемость имен существительных. Грамматическая сочетаемость имен существительных. Определительные отношения «предмет + его признак»: «имя существительное + имя прилагательное», «имя существительное + имя существительное» (корзина с яблоками). • Роль имени существительного в предложении. Имя существительное в качестве подлежащего. Имя существительное в качестве дополнения. Дополнение прямое и косвенное. Имя существительное в качестве определения (ознакомление). Имя существительное в качестве обстоятельства. Имя существительное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое (ознакомление). Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное оформление предложений с именем существительным в качестве сказуемого. • Текст. Текстообразующая роль имен существительных.
Местоимение в языке и речи. • Местоимение как часть речи. Разряды местоимений (ознакомление). • Морфологические признаки местоимений, указывающих на предмет (местоимений-существительных). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Лицо местоимений. Род личных местоимений. Число личных местоимений. Возвратное местоимение себя. Склонение возвратного местоимения. Вопросительно-относительные местоимения кто/что. Склонение местоимений кто/что. Неопределенные местоимения кто-то, некто, что-то, нечто,что-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях. Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего. Склонение отрицательных местоимений. Слитное/раздельное написание не/ни в отрицательных местоимениях. Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях. • Роль меcтоимений-существительных в предложении. Местоимения в тексте.
Слова со значением «действие или состояние предмета»
Глагол в языке и речи. • Глагол как часть речи. Лексическое значение глаголов. • Общее грамматическое значение глагола. Основные способы словообразования глаголов. • Морфологические признаки глагола. Постоянные и непостоянные признаки. Неопределенная форма глагола. Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность. Вид глагола. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-). Буквы е–и в корнях с чередованием. Буквы а–о в корне -кас- – -кос-.Лексическое значение глаголов разных видов. Способы образования видовых пар: суффиксальный, приставочный. Спряжение. I и II спряжение. Разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола. Наклонение. Способы образования форм наклонения. Раздельное написание частицы бы(б) с глаголом в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число. Прошедшее время глагола. Род. Способы образования форм времени. Основа настоящего/будущего времени. Правописание гласных перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени. Безличные глаголы. • Глагол в предложении. Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное сказуемое (ознакомление). • Глагол в тексте. Глагол в художественном тексте. Развитие речи. • Взаимодействие типов речи. Подробное изложение художественного текста-повествования с элементами описания. Сочинение-рассказ о случае из жизни. • Текст-рассуждение. Сочинение-рассуждение. • Повторение пройденного в 5-м классе.
Результаты 5-го года обучения
Учащиеся должны уметь: – по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки; – по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; – по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова; – по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор; – по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; – по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения; – по связной речи: читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в художественном тексте, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков; – по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями; – по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.
6-й класс (170 ч)
Русский язык – язык русского народа. Связь русского языка с национальными традициями русского народа. Видные ученые-русисты
Слово в языке и речи (повторение и углубление изученного в 5-м классе)
Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Фразеологический словарь. Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы. Понятие «часть речи». Имя существительное как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен существительных. Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Орфограмма-буквы ы, и после ц. Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Местоимение как часть речи и как член предложения (на материале местоимений-существительных). Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных. Глагол как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки глагола. Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии. Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах. Простое и сложное предложение. Предложения с обращениями, вводными словами. Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами. Разделительные знаки препинания. Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог.
Слова со значением «количество предметов»
Имя числительное в языке и речи. • Имя числительное как часть речи. • Лексическое и грамматическое значение количественных числительных. • Морфологические признаки количественных числительных. Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные. Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных числительных в речи. Буква ь в середине и на конце количественных числительных. Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных падежных окончаниях числительных. Род числительных два/две, оба/обе, полтора/полторы. • Сочетательные возможности количественных числительных. Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с существительными. Грамматическая сочетаемость. • Роль количественных числительных в предложении и тексте. Количественные числительные в качестве подлежащего. Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.
Слова со значением «признак предмета»
Имя прилагательное в языке и речи. • Имя прилагательное как часть речи. Лексическое значение имен прилагательных. • Общее грамматическое значение имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах прилагательных (типа июньский, январский). Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Буквы о/е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. • Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма. Формы сравнения прилагательных. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящих. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными. Относительные имена прилагательные. Притяжательные имена прилагательные. • Сочетательные возможности имен прилагательных. Лексическая сочетаемость. Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное». • Роль имен прилагательных в предложении. Имя прилагательное в качестве определения. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных определениях. Имя прилагательное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое. • Имя прилагательное в тексте. Текстообразующая роль имен прилагательных. Порядковые числительные в языке и речи. • Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных. • Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам. • Роль порядковых числительных в предложении. • Количественные и порядковые числительные (обобщение). Имя числительное как часть речи. • Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте. Указательные слова-местоимения. Местоимения – прилагательные в языке и речи. • Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и количество предметов. Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько. Склонение вопросительно-относительных местоимений. Неопределенные местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях. Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных местоимений. Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др. Склонение притяжательных местоимений. Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько. Склонение указательных местоимений. Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой. Склонение определительных местоимений. • Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в предложении. • Местоимение как часть речи (обобщение). Местоимения в тексте.
Слова со значением «признак предмета по действию»
Причастие. • Причастие как особая форма глагола. • Грамматическое значение. • Морфологические признаки. Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и страдательные причастия. Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы. • Причастный оборот. Выделение причастного оборота на письме. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Полная и краткая форма страдательных причастий. Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов. Правописание гласных перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени. Правописание е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание не с причастиями. • Роль причастий в предложении. Причастие в качестве определения. Причастие как именная часть составного именного сказуемого. • Сочетательные возможности причастий. Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + причастие». Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя существительное». • Причастие в тексте. Текстообразующая роль причастия. Развитие речи*.
* В программе 6–9-го классов содержание работы по развитию речи не распределено по разделам программы, а дается последовательно в одном месте, чтобы отчетливее представить его логику.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи. Расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи. • Текст. Широкие и узкие темы. Простой и сложный план текста. Эпиграф. • Стили речи. Научный и официально-деловой стили. Задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства. • Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Соединение типов речи в тексте. • Изложение (подробное, выборочное) текстов разных типов и стилей речи: – повествование в научном стиле; – повествование с элементами описания в художественном стиле; – рассуждение в художественном стиле. • Сочинение: – описание интерьера; – рассказ; – рассказ на основе картины, включающий описание; – рассуждение на дискуссионную тему; – рассуждение с элементами повествования или описания по музыкальным впечатлениям. – отзыв о книге. • Повторение пройденного в 6-м классе.
Результаты 6-го года обучения
Учащиеся должны уметь: – по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; – по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей; – по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств; – по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи; – по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого; – по связной речи: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, художественный, официально-деловой стили речи; видеть в тексте художественного стиля описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы-недочеты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением; – по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями; – по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.
7-й класс (136 ч)
Русский язык в кругу других славянских языков. Русский язык и языковые контакты. Видные ученые-русисты
Слово в языке и речи (повторение и углубление изученного в 6-м классе)
• Текст. Тексты разных типов. Тексты разных стилей. • Простое и сложное предложение. Понятие «предложение». Однородные члены предложения. Сложное предложение. Разделительные знаки препинания. Обращение. Вводные слова. Выделительные знаки препинания. Предложения с прямой и косвенной речью. • Части речи. Понятие «часть речи». Самостоятельные части речи. Буквенные и небуквенные орфограммы в именах прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Причастие как особая форма глагола и как член предложения. Причастный оборот. Буквенные и небуквенные орфограммы в причастиях. Имя числительное как часть речи и как член предложения. Буквенные орфограммы в именах числительных. Местоимение как часть речи и как член предложения. Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях.
Слова со значением «признак признака» и «признак действия»
Наречие в языке и речи. • Наречие как часть речи. • Общее грамматическое значение. Лексическое значение наречий. Разряды наречия по лексическому значению. Грамматическое значение наречий. Словообразование наречий. Степени сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения прилагательных. Буквы е, и в приставках не-, ни- отрицательных наречий. Буквы о и а на конце наречий с приставками. Буквы -о, -е после шипящих в суффиксах наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий. Правописание н и нн в наречиях на -о, -е. Дефис в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Правописание не с наречиями на -о, -е. • Морфологические признаки. Неизменяемость. Разграничение наречий и слов, сходных с ними. • Сочетательные возможности наречия. Лексическая сочетаемость наречий. Подчинительная связь «примыкание» в словосочетании «глагол + наречие». • Роль наречий в предложении. Наречие в качестве обстоятельства. Виды обстоятельств. • Наречия в тексте. Наречия в художественном и публицистическом тексте. Категория состояния в языке и речи. • Категория состояния как часть речи. • Общее грамматическое значение. Лексическое значение. • Морфологические признаки. Формы сравнения. • Роль категории состояния в предложении. Деепричастие в языке и речи. • Деепричастие как особая форма глагола. • Общее грамматическое значение. • Морфологические признаки. Глагольные признаки: вид. Признаки наречия: неизменяемость. Образование форм деепричастий. Вариантные формы деепричастий: идя – идучи (устар.), озябнув – озябши (устар.). Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Знаки препинания при одиночном деепричастии. • Сочетательные возможности деепричастий. Подчинительная связь «управление» в словосочетании «деепричастие + имя существительное». Подчинительная связь «примыкание» в словосочетании «деепричастие + глагол». • Роль деепричастия в предложении. Деепричастие в качестве обстоятельства. • Деепричастие в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастия.
Служебные слова Самостоятельные и служебные части речи
Предлог. • Предлог как часть речи. • Разряды предлогов по структуре. • Разряды предлогов по значению. Дефис в предлогах. • Производные и непроизводные предлоги, их правописание. Синонимика предлогов (из-за, благодаря, для, в целях и т.п.). Нормы употребления предлогов по, под, против. Особенности употребления предлогов в текстах разных стилей. Союз. • Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Разряды союзов по роли в предложении. Сочинительные союзы. Сочинительные союзы в простом и сложном предложении (однородные члены предложения, сложносочиненное предложение). Подчинительные союзы в сложном предложении. • Сложносочиненные предложения. • Сложноподчиненные предложения. • Разряды союзов по структуре. Производные и непроизводные союзы. Слитное и раздельное написание союзов. Отличие союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, отличие союза от наречия с частицей. • Союзы в тексте. Союз как средство связи предложений и частей текста. Частица. • Частица как часть речи. Разряды частиц: смысловые (отрицательные, указательные, выделительные, уточняющие, усилительные, вопросительные, восклицательные, выражающие сомнение) и формообразующие. Раздельное и дефисное написание частиц. Значение и употребление частиц не и ни. Разграничение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи. Частицы в тексте. Междометие. • Междометие как часть речи. Интонационное выделение междометий. Группы междометий по значению. Производные и непроизводные междометия. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Дефис в междометиях. Употребление междометий в значении других частей речи. Звукоподражательные слова. Развитие речи. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах изученных стилей речи. • Стили речи. Публицистический стиль (задача речи, сфера употребления, характерные языковые средства). • Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Сочетание разных типов речи в одном тексте. · Изложение (подробное, сжатое, выборочное) текстов публицистиче-ского стиля; текстов художественного стиля с описанием внешности, состояния и действий человека. • Сочинение: – рассказ о близком человеке; – описание внешности, состояния человека; – описание действий; – рассказ по картине, включающий описание внешности, состояния, действий; – рассуждение на морально-этические темы в публицистическом стиле; – повествование с элементами рассуждения; – заметка в газету; – характеристика литературного героя. • Повторение пройденного в 7-м классе.
Результаты 7-го года обучения
Учащиеся должны уметь: – по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; – по лексике: пользоваться разными видами словарей; – по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования; – по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи; – по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями; – по связной речи: составлять предложения с учетом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи; – по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями; – по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.
ВАРИАНТ 1 (8–9-й классы)
8-й класс (102 ч)
Наука о русском языке. Русистика и ее разделы. Основные методы изучения языка. Развитие науки о русском языке в XVIII–XX вв. Видные ученые-русисты и их работы. Основные направления в русистике наших дней. Цели изучения русского языка в школе
Повторение, углубление и систематизация изученного в 5–7-м классах
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Фонетическая система. Классификация звуков. Сильная и слабая позиция для гласных и согласных звуков. Слог. Ударение словесное и логическое. Интонация и ее основные элементы (логическое ударение, пауза, тон, темп речи, мелодика). Предмет изучения орфоэпии. Систематизация знаний о русской графике. Систематизация знаний по орфографии. Орфограмма. Опознавательные признаки. Условия выбора правильных написаний. Орфографическое правило. Типы орфограмм. Орфограммы – гласные буквы. Орфограммы – согласные буквы. Орфограммы – буквы ъ и ь. Орфограммы – большие буквы. Орфограммы – пробелы, контакты, дефисы. Лексика и фразеология. Этимология. Систематизация знаний о лексике: слово как основная единица языка, лексическое значение слова, многозначность, омонимы, синонимы, антонимы; нейтральные и стилистически окрашенные слова; тематические группы слов. Прямое и переносное значение слов. Происхождение слов; исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Диалектные слова. Профессиональные слова. Фразеологизмы, лексическое значение фразеологизмов. Систематизация знаний по лексикографии: виды словарей. Этимология. Этимологический словарь русского языка. Морфемика. Словообразование. Систематизация знаний: морфема (значимая часть слова), корень, суффикс, приставка, окончание, основа (производная и производящая), членение слова на морфемы, чередование звуков в корне слова, основные способы словообразования, словообразование частей речи, морфемные и словообразовательные словари. Неморфологические способы словообразования. Морфология. Систематизация знаний: лексическое и грамматическое значение слова, способы выражения лексического и грамматического значений, часть речи: обобщенное значение, морфологические признаки, функция в предложении; знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи, междометия. Классификация частей речи.
Синтаксис. Пунктуация. Речь
Предмет изучения синтаксиса. Цели изучения синтаксиса в школе. Систематизация знаний о словосочетании: функция словосочетания, строение словосочетания, способы связи слов в словосочетании. Систематизация знаний о предложении: функция предложения, виды предложений по цели высказыван ия, восклицательные предложения, смысловая функция интонации, простое и сложное предложение. Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение. Стилистическая функция порядка слов в предложении. Способы связи предложений в тексте. Цепной и параллельный способы связи. Предмет изучения пунктуации. Принципы русской пунктуации. Пунктуационное правило. Функции знаков препинания. Синтаксис простого предложения. Систематизация знаний: грамматическая основа предложения, средства связи слов в простом предложении, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы выражения подлежащего, типы сказуемого; второстепенные члены предложения, способы их выражения, виды обстоятельств. Предложения нераспространенные/распространенные. Предложения односоставные/двусоставные. Типы односоставных предложений. Стилистические функции разных типов простого предложения. Предложения полные/неполные. Определения согласованные/несогласованные. Приложение как особый вид определения. Сравнительный оборот. • Пунктуация. Тире в простом предложении. Пунктуация в предложении со сравнительным оборотом. • Синтаксис. Осложненное предложение. Систематизация изученного об однородных членах предложения: понятие «однородные члены предложения», союзы при однородных членах предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные члены предложения. Стилистические функции однородных членов предложения. • Пунктуация. Знаки препинания между однородными членами предложения. • Синтаксис. Понятие об обособленных членах предложения. Обособленные определения, приложения. Обособленные дополнения. Обособленные обстоятельства. Обособленные уточняющие члены предложения. Синонимика предложений с обособленными членами предложения и простых (сложных) предложений. Стилистические функции осложненных предложений. • Пунктуация. Знаки препинания при обособленных членах предложения. • Синтаксис. Предложения с обращениями, вводными словами и предложениями. Систематизация изученного: обращение и его роль в речи. Обращение в художественном тексте. Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения. Вставные предложения. Стилистические функции обращений, вводных слов, вставных предложений. • Пунктуация. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных предложениях. Развитие речи. • Текст. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. • Художественный стиль (расширение понятия). Повествование в художественном стиле. Рассказ. Повествование с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного. • Публицистический стиль (расширение понятия). Повествование и описание в публицистическом стиле. Отзыв о книге. Описание с элементами рассуждения. Портретный очерк. • Научный стиль (расширение понятия). Повествование в научном стиле. Рассуждение с элементами повествования и описания в научном стиле. Тезисы и конспект. Доклад. • Официально-деловой стиль (расширение понятия). Тексты официально-делового стиля: заявление, автобиография. • Повторение изученного в 8-м классе.
Результаты 8-го года обучения
Учащиеся должны уметь: – по фонетике: производить фонетический разбор слов; – по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи; – по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем; – по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование; – по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях; – по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; – по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) тексты художественного, публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию; – по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; – по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции.
9-й класс (68 ч)
Русский язык как национально-культурный феномен, отражающий духовно-нравственный опыт народа. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы
Современная лингвистика о проблемах изучения текста
Повторение изученного о простом предложении.
Синтаксис сложного предложения
Систематизация изученного: сложное предложение; сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложения; средства связи частей сложного предложения. Сложносочиненные предложения. Союзы и значения сложносочиненного предложения. Стилистические функции сложносочиненных предложений. Сложноподчиненные предложения. Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении предложений. Виды придаточных предложений: изъяснительные, определительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия, присоединительные). Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными. Синонимика простых осложненных и сложносочиненных/сложноподчиненных предложений. • Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. • Синтаксис. Сложное бессоюзное предложение. Средства связи частей бессоюзного предложения. Синонимика бессоюзных и сложносочиненных предложений. Стилистические функции сложных бессоюзных предложений. Сложные предложения с разными видами связи. • Пунктуация. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов. • Синтаксис. Способы передачи чужой речи. Систематизация изученного о предложениях с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты. Способы цитирования. • Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки препинания при цитатах. Развитие речи. Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. • Научный стиль. Изложение с элементами сочинения. • Публицистический стиль. Повествование с элементами описания и рассуждения. Изложение с элементами сочинения. Сочинение в форме газетной статьи с рассуждением-объяснением, рассуждением-доказательством. Рецензия на книгу, театральный спектакль или фильм. • Художественный стиль и стиль художественной литературы. Повествование, описание, рассуждение в художественном стиле. Изложение с дополнительным заданием. Изложение с элементами сочинения. • Систематизация изученного в 5–9-м классах.
Результаты 9-го года обучения
Учащиеся должны уметь: – производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический; – по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений; – по связной речи: заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях; писать изложение с дополнительным заданием с использованием разных типов речи; писать изложение с элементами сочинения с использованием разных типов речи; создавать тексты всех стилей и типов речи, писать до-клад на тему школьной программы, составлять тезисы, конспект; писать рецензию, реферат; читать тексты разных стилей и жанров изучающим и ознакомительным чтением; производить полный анализ текста; – по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; производить орфографический разбор слов; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами; – по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.
ВАРИАНТ 2 (8–10-й классы)
8-й класс (102 ч)
Наука о русском языке. Русистика и ее разделы. Основные методы изучения языка. Развитие науки о русском языке в XVIII–XX вв. Видные ученые-русисты и их работы. Основные направления в русистике наших дней. Цели изучения русского языка в школе
Языковая система. Речь
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Фонетика – звуковой состав языка. Фонетика – часть науки о языке. Фонетика – часть языковой системы. Фонетическая система. Цели изучения фонетики в школе. Классификация звуков. Сильная и слабая позиция для гласных и согласных звуков. Слог. Ударение словесное и логическое. Интонация и ее основные элементы (логическое ударение, пауза, тон, темп речи, мелодика). Предмет изучения орфоэпии. Предмет изучения графики. Значение письма в жизни человеческого общества. Систематизация знания о русской графике. Слоговой принцип русской графики. Предмет изучения орфографии. Принципы русской орфографии. Систематизация знаний по орфографии. Орфограмма. Опознавательные признаки. Условия выбора правильных написаний. Орфографическое правило. Типы орфограмм. Орфограммы-гласные буквы. Орфограммы-согласные буквы. Орфограммы-буквы ъ и ь. Орфограммы-большие буквы. Лексика и фразеология. Орфография. Предмет изучения лексики и фразеологии. Цели изучения лексики и фразеологии в школе. Систематизация знаний о лексике: слово как основная единица языка, лексическое значение слова, многозначность, омонимы, синонимы, антонимы; нейтральные и стилистически окрашенные слова; тематические группы слов. Прямое и переносное значение слов. Происхождение слов; исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Диалектные слова. Профессиональные слова. Фразеологизмы, лексическое значение фразеологизмов. Свободное сочетание слов и фразеологические обороты. Источники русской фразеологии. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Функции фразеологизмов в речи. Пословицы, поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов. Систематизация знаний по лексикографии: виды словарей. Этимология. Этимологический словарь русского языка. • Орфография. Систематизация изученных орфограмм. Морфемика. Словообразование. Орфография. Предмет изучения морфемики и словообразования. Систематизация знаний: морфема (значимая часть слова), корень, суффикс, приставка, окончание, основа (производная и производящая), членение слова на морфемы, чередование звуков в корне слова, основные способы словообразования, словообразование частей речи, морфемные и словообразовательные словари. Гнездо однокоренных слов. Процессы словоизменения и словообразования. Неморфологические способы словообразования. Орфограммы: гласные и согласные в корне, в приставках, в суффиксах. Морфология. Орфография. • Морфология. Предмет морфологии. Цели изучения морфологии в школе. Грамматика. Систематизация знаний: лексическое и грамматическое значение слова, способы выражения лексического и грамматического значений, часть речи; обобщенное значение, морфологические признаки, функция в предложении; знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи, междометия. Принципы классификации частей речи. Местоимение как часть речи. Числительное как часть речи. Неопределенно-количественные числительные. Причастие и деепричастие как формы глагола. Склоняемые, спрягаемые и неизменяемые слова. Склонение как морфологический признак имен. Систематизация изученного: склонения имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, неспрягаемые формы глагола (причастия), разносклоняемые имена существительные. Спряжение как морфологиче-ский признак глагола; I и II спряжение, разноспрягаемые глаголы. Неизменяемые слова: наречие, деепричастие, неизменяемые существительные. • Орфография. Орфограммы-гласные в окончаниях слов. Морфология. Орфография. • Морфологический признак рода разных частей речи. Систематизация знаний: род имен существительных, имен прилагательных, числительных, причастий, местоимений; особенности рода глагола; способы выражения рода. Род несклоняемых имен существительных. Род сложносокращенных слов. Род имен существительных, имеющих форму только множественного числа. • Орфография. Орфограммы-гласные (не после шипящих) в суффиксах имен существительных, имен прилагательных, глаголах и причастиях. Орфограммы-согласные (кроме н) в суффиксах имен существительных и прилагательных. • Морфологический признак числа. Систематизация знаний: способы выражения числа у разных частей речи, группы слов, имеющие форму только единственного числа или форму только множественного числа. • Орфография. Орфограммы-буквы н и нн в суффиксах разных частей речи. • Морфологический признак вида. Систематизация знаний: значение вида, способы выражения значений вида в глаголах и деепричастиях. • Морфологический признак наклонения. Систематизация знаний: значение наклонения, способы выражения наклонения. • Морфологический признак времени. Систематизация знаний: время глагола, способы выражения времени у глагола; время и наклонение, время и вид глагола; время причастия; время деепричастия. • Служебные слова. Междометия. Систематизация знаний о служебных словах и междометиях. • Орфография. Орфограмма-пробел, контакт, дефис. Синтаксис. Пунктуация. • Синтаксис. Предмет изучения синтаксиса. Цели изучения синтаксиса в школе. Систематизация знаний о словосочетании: функция словосочетания, строение словосочетания, способы связи слов в словосочетании. Систематизация знаний о предложении: функция предложения, виды предложений по цели высказывания, восклицательные предложения, смысловая функция интонации, простое и сложное предложение. Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение. Стилистиче-ская функция порядка слов в предложении. • Пунктуация. Предмет изучения пунктуации. Принципы русской пунктуации. Пунктуационное правило. Функции знаков препинания. Знаки препинания конца предложения. Синтаксис простого предложения. • Простое предложение. Систематизация знаний: грамматическая основа предложения, средства связи слов в простом предложении, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы выражения подлежащего, типы сказуемого; второстепенные члены предложения, способы их выражения, виды обстоятельств. Предложения односоставные/двусоставные. Типы односоставных предложений. Стилистические функции разных типов простого предложения. Предложения полные/неполные. Предложения распространенные/нераспространенные. Определения согласованные/несогласованные. Приложение как особый вид определения. Сравнительный оборот. Варианты форм сказуемого. Варианты согласования сказуемого с подлежащим. • Пунктуация. Тире в простом предложении. Пунктуация в предложении со сравнительным оборотом. Развитие речи. • Текст. Тексты разных типов и стилей. • Художественный стиль (расширение понятия). Повествование в художественном стиле. Рассказ. Повествование с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного. • Публицистический стиль (расширение понятия). Повествование и описание в публицистическом стиле. Репортаж (репортаж-повествование о событии; репортаж-описание родного города, поселка, улицы, памятника). Описание с элементами рассуждения. Портретный очерк. • Научный стиль (расширение понятия). Повествование в научном стиле. Рассуждение с элементами повествования и описания в научном стиле. • Официально-деловой стиль (расширение понятия). Тексты официально-делового стиля: заявление, автобиография.
Результаты 8-го года обучения
Учащиеся должны уметь: – по фонетике: производить фонетический разбор слов; – по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи; – по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем; – по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование; – по морфологии: классифицировать части речи; строить письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях; – по синтаксису: строить разные виды словосочетаний; строить разные виды простых предложений; строить предложения со сравнительными оборотами; – по связной речи: стилистически обоснованно использовать разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; строить предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) тексты художественного, публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; – по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; – по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции.
9-й класс (68 ч)
Русский язык как национально-культурный феномен, отражающий духовно-нравственный опыт народа. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Современная лингвистика о проблемах текста
Языковая система. Речь
Синтаксис. Пунктуация. Повторение изученного о простом предложении. • Синтаксис. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Систематизация изученного об однородных членах предложения: понятие «однородные члены предложения», союзы при однородных членах предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные члены предложения. Стилистические функции однородных членов предложения. • Пунктуация. Знаки препинания между однородными членами предложения. • Повторение изученного в 8-м классе. Понятие об обособленных членах предложения. Обособленные определения, приложения. Обособленные дополнения. Обособленные обстоятельства. Обособленные уточняющие члены предложения. Синонимика предложений с обособленными членами предложения и простых (сложных) предложений. • Пунктуация. Знаки препинания при обособленных членах предложения. • Синтаксис. Предложения с обращениями, вводными словами и предложениями. Систематизация изученного: обращение и его роль в речи. Обращение в художественном тексте. Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения. Вставные предложения. Стилистические функции обращений, вводных слов и предложений, вставных предложений. • Пунктуация. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. • Синтаксис. Сложные предложения. Систематизация изученного: сложное предложение; сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложения; средства связи частей сложного предложения. Союзы и значения сложносочиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении предложений. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными. Синонимика простых осложненных и сложносочиненных/сложноподчиненных предложений. • Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Развитие речи. Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. • Художественный стиль. Повествование, описание, рассуждение в художественном стиле. Изложение с дополнительным заданием. Изложение с элементами сочинения. •·Публицистический стиль. Повествование с элементами описания и рассуждения. Изложение с элементами сочинения. Сочинение в форме газетной статьи с рассуждением-объяснением, рассуждением-доказательством. Рецензия на театральный спектакль или фильм. • Научный стиль. Тезисы. Конспект как разновидность сжатого изложения текста. • Систематизация изученного в 5–9-м классах.
Результаты 9-го года обучения
Учащиеся должны уметь: – производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологиеский, синтаксический, стилистический; – по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений; – по связной речи: составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях; писать изложение с дополнительным заданием с использованием разных типов речи; писать изложение с элементами сочинения с использованием разных типов речи; создавать тексты всех стилей и типов речи, писать доклад на тему школьной программы, составлять тезисы, конспект; читать тексты разных стилей и жанров изучающим и ознакомительным чтением; производить полный анализ текста; стилистически оправданно использовать в речи синонимические конструкции; – по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; производить орфографический разбор слов; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами; – по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.
10-й класс (68 ч)
Русский язык как государственный. Интернациональная функция русского языка
Языковая система. Речь
Синтаксис. Пунктуация Повторение изученного о простом и сложном предложении. • Синтаксис. Сложное бессоюзное предложение. Средства связи частей бессоюзного предложения. Стилистические функции сложных бессоюзных предложений. Сложные предложения с разными видами связи. • Пунктуация. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов. • Синтаксис. Способы передачи чужой речи. Систематизация изученного о предложениях с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты. Способы цитирования. • Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки препинания при цитатах. Систематизация изученного в 5–10-м классах. • Речь. Стилистика. Текст. Признаки текста (тематическое и композиционное единство всех частей текста, грамматическая связь, смысловая цельность, относительная законченность). Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение типов речи в тексте. Анализ и переработка текстовой информации (план, тезисы, конспект, реферат). Стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический). Изложение с элементами сочинения. Сочинение. • Орфография и пунктуация. Типы и виды орфограмм. Виды пунктуационно-смысловых отрезков. Группы знаков препинаний по функциям. • Грамматика. Классификация языковых единиц.
Результаты 10-го года обучения
Учащиеся должны уметь: – по синтаксису: строить сложные бессоюзные предложения, строить предложения с чужой речью, производить синтаксический разбор простого и сложного предложения; – по речи и стилистике: писать сочинения в научном и публицистическом стилях, изложения с элементами сочинения с использованием разных типов речи; владеть способами анализа и переработки текстовой информации: составлять план, тезисы, конспект, писать доклад, реферат по темам школьной программы; – по пунктуации: ставить знаки препинания в соответствии с изученными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; – по орфографии: правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
В результате систематизации изученного в 5–10-м классах учащиеся – выпускники основной школы должны иметь необходимые знания о лингвистике как науке, о системе русского языка, языковых нормах.